Interested Article - Апоян, Шушаник Арутюновна

Шушани́к Арутю́новна Апоя́н ( арм. Շուշանիկ Հարությունի Ափոյան ; 17 октября 1923, Ереван — 9 октября 2015, там же) — армянский музыковед , пианистка и музыкальный педагог . Профессор Ереванской государственной консерватории имени Комитаса (1987). Член Союза композиторов СССР с 1960 года.

Шушаник Арутюновна Апоян — основатель исследований истории и теории армянского фортепианного искусства. Она известна своими исследованиями в области фортепианной педагогики и методики обучения игре на фортепиано, музыкального образования и воспитания , фортепианного искусства армянских композиторов , исполнительского искусства . Является автором более ста научных и методических трудов, в том числе шестнадцати монографий . В 1980 году основала кафедру истории и теории исполнительского искусства Ереванской государственной консерватории .

Биография

Шушаник Арутюновна Апоян родилась 17 октября 1923 года в Ереване .

Окончила Ереванскую музыкальную школу имени А. Спендиарова . В 1947 году окончила Ереванскую государственную консерваторию по классу фортепиано Роберта Xристофоровича Андриасяна , в 1948 году — историко-теоретический факультет по классу Георгия Григорьевича Тигранова . Прошла аспирантское обучение в Институте искусств Академии наук Армянской ССР (1949—1952) и в Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (1953—1955) под руководством профессора Льва Ароновича Баренбойма .

В 1947—1953 и 1955—1980 годах Шушаник Апоян преподавала фортепиано в Ереванской музыкальной профессиональной школе имени П. И. Чайковского . В 1953—1955 годах преподавала фортепиано в Ленинградской музыкальной школе имени Н. А. Римского-Корсакова , а в 1955—1962 годах преподавала методику обучения игре на фортепиано в Ереванском музыкальном училище имени Р. О. Меликяна .

С 1960 года член Союза композиторов СССР . В 1961 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения на тему «Армянская фортепианная музыка» .

Шушаник Апоян с 1957 года в Ереванской государственной консерватории вела курс истории и теории пианизма, с 1962 года также курс методики обучения игре на фортепиано, с 1970 года доцент , с 1987 года — профессор . В течение многих лет Апоян руководила отделом педагогической практики консерватории . В 1980—1990 годах являлась заведующей кафедрой истории и теории исполнительского искусства Ереванской государственной консерватории, которую организовала на базе существующей до этого секции при кафедре специального фортепиано . В 2006—2015 годах являлась профессором-консультантом Ереванской государственной консерватории .

Шушаник Арутюновна Апоян — автор нескольких монографий и многочисленных научных статей. Она участвовала и имела выступления на разных конференциях в Ленинграде , в Москве , в Тбилиси и в Ереване . Составила сборник педагогических фортепианных пьес армянских композиторов (совместно с Ш. О. Бабаян, Ереван, 1983) и сборник детских пьес армянских композиторов (совместно с Е. А. Абаджян, Москва, 1972).

Шушаник Арутюновна Апоян скончалась 9 октября 2015 года в Ереване, на 92-ом году жизни .

Основные труды

Шушаник Арутюновна Апоян является первым исследователем истории и теории армянского фортепианного искусства . По словам доктора искусствоведения, профессора Светланы Саркисян : «Авторитетный музыковед, глубокий знаток истории и теории фортепианного искусства, Шушаник Арутюновна Апоян стояла у истоков формирования этой области в армянском музыкознании. Именно благодаря её многолетним исследованиям фортепианная культура Армении стала восприниматься как целостное и значимое явление».

Свою музыковедческую деятельность Апоян начала с 1948 года , изучая пути становления и развития армянской фортепианной музыки. Особо примечательным является исследование вопроса о первом появлении фортепиано в Армении , сделанное в этот период. Апоян ездила по городам и деревням Армении, собирая сведения о предыстории армянского фортепианного искусства. Благодаря её исследованию стало ясно, что уже в конце XIX века пианино появилось в Мегри , Капане , Шуше , Агулисе .

Шушаник Арутюновна Апоян занималась исследованием истории возникновения фортепианных концертов и детской музыки армянских композиторов. Изучая архивы армянских композиторов, Апоян выяснила, что ещё до Комитаса и Саркиса Бархударяна к детской и юношеской музыке обращался Генарий Корганов : его пьесы, впервые опубликованные в Германии в конце 1880 -х годов, были первыми образцами не только в истории армянского, но и закавказского музыкального искусства. Изучая архив Комитаса, Апоян обнаружила педагогическую литературу для фортепиано, а также теоретические труды известных пианистов, посвященные техническим проблемам игры на фортепиано .

Особой заслугой Шушаник Арутюновны Апоян является сбор новых ценных музыкальных материалов. Работая в Институте музыкально-эстетического воспитания Карла Орфа в Зальцбурге , в архивах Санкт-Петербургской , Московской , Львовской , Тбилисской консерваторий , Апоян привезла много интересных материалов для пополнения фонотеки Ереванской государственной консерватории и Общественного радио Армении , редкие записи выдающихся исполнителей. Она также собирала материалы о жизни и творческом пути музыкантов. В личном архиве Апоян хранятся более 200 писем от известных музыкантов .

В течение 60 лет работы Апоян опубликовала свыше 100 авторитетных трудов, в числе которых монографии «Фортепианная музыка Советской Армении», «Роберт Андриасян», «История армянского фортепианного искусства. 1850—1920 года», «Незабываемые имена, очерки о пианистах-армянах», статьи «Армянская советская камерная фортепианная музыка», «Армянская фортепианная музыка в досоветский период развития», «Пианист Арам Татулян», также статьи для Армянской советской энциклопедии и Российской музыкальной энциклопедии. Согласно Льву Ароновичу Баренбойму : «научные работы Апоян отличают эрудиция, умение свободно оперировать материалами и обобщать их, умение свободно показывать то или иное конкретное явление пианистического искусства в соотношении с широким общекультурным фоном» .

Первая монография Шушаник Арутюновны Апоян «Фортепианная музыка советской Армении», изданная в 1968 году в Ереване, стала основой и первым источником для изучения фортепианного творчества армянских композиторов. Этот труд был официально рекомендован в качестве учебного пособия для советских консерваторий. Таким образом, монография получила известность не только в Армении, но и за её пределами .

Труд Шушаник Арутюновны Апоян «История армянского фортепианного искусства. 1850—1920 года», изданный в Ереване в 2006 году, посвящён историческим и общественным предпосылкам становления и развития армянского фортепианного искусства, исследованию жизни и творчества талантливых армянских композиторов и пианистов, таких как Никогайос Тигранян , Александр Спендиаров , Саркис Бархударян, Комитас. В труде нашли место ранее не известные факты, а также редкие фотографии из личных архивов музыкантов .

Монография «Незабываемые имена, очерки о пианистах-армянах» (Ереван, 2008) рассказывает о представителях армянской музыкальной культуры, чья деятельность протекала не только в Армении и Закавказье , но и в России , странах Западной Европы . Герои книги — пианисты-армяне: Кароль Микули (ученик Фредерика Шопена ), Стефан Эльмас (ученик Ференца Листа ), Ольга Калантаровна Калантарова, Анаида Степановна Сумбатян , Елена Абгаровна и Евгения Абгаровна Адамян, Маргарита Ивановна Мириманова, Мария Николаевна Каламкарян, Арно Арутюнович Бабаджанян , Мария Степановна Гамбарян , Самвел Сумбатович Алумян и другие . В книге есть также очерк, посвящённый периоду работы в Армении русского пианиста и педагога Константина Николаевича Игумнова . Книга вызвала широкий резонанс среди музыкальной общественности многих стран, о ней были высказаны восторженные отзывы многих музыкантов, в том числе заслуженной артистки РФ, пианистки М. С. Гамбарян, доктора искусствоведения А. В. Малиновской, кандидата искусствоведения, профессора Н. П. Корыхаловой . Так высказался о книге Александр Арутюнян народный артист СССР , композитор , профессор : «Книгу Шушаник Апоян „Незабываемые имена“ можно назвать бесценной энциклопедией армянского музыкального искусства. Она даёт широкую панораму жизни и деятельности пианистов-армян не только в Армении , но и в других странах на протяжении огромного периода, начиная со второй половины XIX века до наших дней. Одним из больших достоинств работы — использованный в ней богатый фактологический материал, порой возможно даже неизвестный историкам музыки. Он свидетельствует о чисто человеческой и творческой связи армян-пианистов с выдающимися мастерами европейской и русской музыкальной культуры XIX и XX веков. Среди них: Ференц Лист , Фредерик Шопен , Ферруччо Бузони , Леопольд Годовский , Александр Константинович Глазунов , Фёдор Иванович Шаляпин , Сергей Сергеевич Прокофьев , Константин Николаевич Игумнов , Леонид Борисович Коган , Мстислав Леопольдович Ростропович , Владимир Давидович Ашкенази . В результате этого, значение книги выходит за пределы армянской музыкальной культуры. Книга является весомым вкладом в историю армянского искусства в области пианизма».

Библиография

Награды и звания

Примечания

  1. (арм.) . Союз композиторов и музыковедов Армении (2013). Дата обращения: 30 октября 2013. 31 марта 2018 года.
  2. , с. 43.
  3. (арм.) . Ереванская музыкальная школа имени А. Спендиарова. Дата обращения: 13 февраля 2016. 20 марта 2018 года.
  4. . andriasian.ueuo.com. Дата обращения: 11 марта 2016. 31 марта 2018 года.
  5. , с. 4.
  6. , с. 49.
  7. , с. 206.
  8. , с. 44.
  9. , с. 175.
  10. , с. 5.
  11. , с. 55.
  12. .
  13. , с. 52.
  14. .
  15. , с. 3.
  16. .
  17. , с. 48.
  18. , с. 52—53.
  19. , с. 53.
  20. , с. 54.
  21. . Правительство РА (5 октября 2011). Дата обращения: 20 сентября 2013. 31 марта 2018 года.
  22. (арм.) . Президент РА (3 сентября 2011). Дата обращения: 6 ноября 2013. 24 апреля 2018 года.

Литература

  • Апоян Ш. А. // Музыкальная Армения. — 2016. — № 1 . — С. 45—49 . 6 февраля 2017 года.
  • Адамян А. (арм.) = Անմոռանալի անուն. Շուշանիկ Ափոյան (նվիրվում է անվանի երաժշտագետի պայծառ հիշատակին) // «Азг» : ежедневная газета. — 2015. — Թիվ 42 .
  • Апоян Ш. А. // Музыкальная Армения. — 2014. — № 1 . — С. 48—55 . 9 марта 2017 года.
  • Бадалян М. (арм.) = Մասնագիտական պարտքի և նվիրումի գիտակցությամբ // «Азг» : ежедневная газета. — 2011. — Թիվ 34 .
  • Саркисян В. В. // Музыкальная Армения. — 2010. — Т. 3 . — С. 52—54 . 4 марта 2016 года.
  • Галоян Е. // Голос Армении : общественно-политическая газета. — 2009. — 14 июля. 3 августа 2012 года.
  • Апоян Ш. А. Незабываемые имена, очерки о пианистах-армянах. — Ер. : изд-во ЕГК , 2008. — 228 с. — ISBN 978-9939-802-06-0 .
  • Галоян Е. // Голос Армении : общественно-политическая газета. — 2007. — 24 марта. 14 января 2013 года.
  • // Кто есть кто. Армяне. Биографическая энциклопедия = Ով ով է: Հայեր: Կենսագրական հանրագիտարան. — Ер. : Армянская энциклопедия , 2005. — Т. 1. — С. 175. — 723 с.
  • Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М. Апоян Шушаник (Сусанна) Арутюновна // . — М. : Советский композитор, 1971. — Т. 1. — С. 43—44.

Ссылки

Источник —

Same as Апоян, Шушаник Арутюновна