Апоян, Виктор Татевосович
- 1 year ago
- 0
- 0
Шушани́к Арутю́новна Апоя́н ( арм. Շուշանիկ Հարությունի Ափոյան ; 17 октября 1923, Ереван — 9 октября 2015, там же) — армянский музыковед , пианистка и музыкальный педагог . Профессор Ереванской государственной консерватории имени Комитаса (1987). Член Союза композиторов СССР с 1960 года.
Шушаник Арутюновна Апоян — основатель исследований истории и теории армянского фортепианного искусства. Она известна своими исследованиями в области фортепианной педагогики и методики обучения игре на фортепиано, музыкального образования и воспитания , фортепианного искусства армянских композиторов , исполнительского искусства . Является автором более ста научных и методических трудов, в том числе шестнадцати монографий . В 1980 году основала кафедру истории и теории исполнительского искусства Ереванской государственной консерватории .
Шушаник Арутюновна Апоян родилась 17 октября 1923 года в Ереване .
Окончила Ереванскую музыкальную школу имени А. Спендиарова . В 1947 году окончила Ереванскую государственную консерваторию по классу фортепиано Роберта Xристофоровича Андриасяна , в 1948 году — историко-теоретический факультет по классу Георгия Григорьевича Тигранова . Прошла аспирантское обучение в Институте искусств Академии наук Армянской ССР (1949—1952) и в Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (1953—1955) под руководством профессора Льва Ароновича Баренбойма .
В 1947—1953 и 1955—1980 годах Шушаник Апоян преподавала фортепиано в Ереванской музыкальной профессиональной школе имени П. И. Чайковского . В 1953—1955 годах преподавала фортепиано в Ленинградской музыкальной школе имени Н. А. Римского-Корсакова , а в 1955—1962 годах преподавала методику обучения игре на фортепиано в Ереванском музыкальном училище имени Р. О. Меликяна .
С 1960 года член Союза композиторов СССР . В 1961 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения на тему «Армянская фортепианная музыка» .
Шушаник Апоян с 1957 года в Ереванской государственной консерватории вела курс истории и теории пианизма, с 1962 года также курс методики обучения игре на фортепиано, с 1970 года доцент , с 1987 года — профессор . В течение многих лет Апоян руководила отделом педагогической практики консерватории . В 1980—1990 годах являлась заведующей кафедрой истории и теории исполнительского искусства Ереванской государственной консерватории, которую организовала на базе существующей до этого секции при кафедре специального фортепиано . В 2006—2015 годах являлась профессором-консультантом Ереванской государственной консерватории .
Шушаник Арутюновна Апоян — автор нескольких монографий и многочисленных научных статей. Она участвовала и имела выступления на разных конференциях в Ленинграде , в Москве , в Тбилиси и в Ереване . Составила сборник педагогических фортепианных пьес армянских композиторов (совместно с Ш. О. Бабаян, Ереван, 1983) и сборник детских пьес армянских композиторов (совместно с Е. А. Абаджян, Москва, 1972).
Шушаник Арутюновна Апоян скончалась 9 октября 2015 года в Ереване, на 92-ом году жизни .
Шушаник Арутюновна Апоян является первым исследователем истории и теории армянского фортепианного искусства . По словам доктора искусствоведения, профессора Светланы Саркисян : «Авторитетный музыковед, глубокий знаток истории и теории фортепианного искусства, Шушаник Арутюновна Апоян стояла у истоков формирования этой области в армянском музыкознании. Именно благодаря её многолетним исследованиям фортепианная культура Армении стала восприниматься как целостное и значимое явление».
Свою музыковедческую деятельность Апоян начала с 1948 года , изучая пути становления и развития армянской фортепианной музыки. Особо примечательным является исследование вопроса о первом появлении фортепиано в Армении , сделанное в этот период. Апоян ездила по городам и деревням Армении, собирая сведения о предыстории армянского фортепианного искусства. Благодаря её исследованию стало ясно, что уже в конце XIX века пианино появилось в Мегри , Капане , Шуше , Агулисе .
Шушаник Арутюновна Апоян занималась исследованием истории возникновения фортепианных концертов и детской музыки армянских композиторов. Изучая архивы армянских композиторов, Апоян выяснила, что ещё до Комитаса и Саркиса Бархударяна к детской и юношеской музыке обращался Генарий Корганов : его пьесы, впервые опубликованные в Германии в конце 1880 -х годов, были первыми образцами не только в истории армянского, но и закавказского музыкального искусства. Изучая архив Комитаса, Апоян обнаружила педагогическую литературу для фортепиано, а также теоретические труды известных пианистов, посвященные техническим проблемам игры на фортепиано .
Особой заслугой Шушаник Арутюновны Апоян является сбор новых ценных музыкальных материалов. Работая в Институте музыкально-эстетического воспитания Карла Орфа в Зальцбурге , в архивах Санкт-Петербургской , Московской , Львовской , Тбилисской консерваторий , Апоян привезла много интересных материалов для пополнения фонотеки Ереванской государственной консерватории и Общественного радио Армении , редкие записи выдающихся исполнителей. Она также собирала материалы о жизни и творческом пути музыкантов. В личном архиве Апоян хранятся более 200 писем от известных музыкантов .
В течение 60 лет работы Апоян опубликовала свыше 100 авторитетных трудов, в числе которых монографии «Фортепианная музыка Советской Армении», «Роберт Андриасян», «История армянского фортепианного искусства. 1850—1920 года», «Незабываемые имена, очерки о пианистах-армянах», статьи «Армянская советская камерная фортепианная музыка», «Армянская фортепианная музыка в досоветский период развития», «Пианист Арам Татулян», также статьи для Армянской советской энциклопедии и Российской музыкальной энциклопедии. Согласно Льву Ароновичу Баренбойму : «научные работы Апоян отличают эрудиция, умение свободно оперировать материалами и обобщать их, умение свободно показывать то или иное конкретное явление пианистического искусства в соотношении с широким общекультурным фоном» .
Первая монография Шушаник Арутюновны Апоян «Фортепианная музыка советской Армении», изданная в 1968 году в Ереване, стала основой и первым источником для изучения фортепианного творчества армянских композиторов. Этот труд был официально рекомендован в качестве учебного пособия для советских консерваторий. Таким образом, монография получила известность не только в Армении, но и за её пределами .
Труд Шушаник Арутюновны Апоян «История армянского фортепианного искусства. 1850—1920 года», изданный в Ереване в 2006 году, посвящён историческим и общественным предпосылкам становления и развития армянского фортепианного искусства, исследованию жизни и творчества талантливых армянских композиторов и пианистов, таких как Никогайос Тигранян , Александр Спендиаров , Саркис Бархударян, Комитас. В труде нашли место ранее не известные факты, а также редкие фотографии из личных архивов музыкантов .
Монография «Незабываемые имена, очерки о пианистах-армянах» (Ереван, 2008) рассказывает о представителях армянской музыкальной культуры, чья деятельность протекала не только в Армении и Закавказье , но и в России , странах Западной Европы . Герои книги — пианисты-армяне: Кароль Микули (ученик Фредерика Шопена ), Стефан Эльмас (ученик Ференца Листа ), Ольга Калантаровна Калантарова, Анаида Степановна Сумбатян , Елена Абгаровна и Евгения Абгаровна Адамян, Маргарита Ивановна Мириманова, Мария Николаевна Каламкарян, Арно Арутюнович Бабаджанян , Мария Степановна Гамбарян , Самвел Сумбатович Алумян и другие . В книге есть также очерк, посвящённый периоду работы в Армении русского пианиста и педагога Константина Николаевича Игумнова . Книга вызвала широкий резонанс среди музыкальной общественности многих стран, о ней были высказаны восторженные отзывы многих музыкантов, в том числе заслуженной артистки РФ, пианистки М. С. Гамбарян, доктора искусствоведения А. В. Малиновской, кандидата искусствоведения, профессора Н. П. Корыхаловой . Так высказался о книге Александр Арутюнян — народный артист СССР , композитор , профессор : «Книгу Шушаник Апоян „Незабываемые имена“ можно назвать бесценной энциклопедией армянского музыкального искусства. Она даёт широкую панораму жизни и деятельности пианистов-армян не только в Армении , но и в других странах на протяжении огромного периода, начиная со второй половины XIX века до наших дней. Одним из больших достоинств работы — использованный в ней богатый фактологический материал, порой возможно даже неизвестный историкам музыки. Он свидетельствует о чисто человеческой и творческой связи армян-пианистов с выдающимися мастерами европейской и русской музыкальной культуры XIX и XX веков. Среди них: Ференц Лист , Фредерик Шопен , Ферруччо Бузони , Леопольд Годовский , Александр Константинович Глазунов , Фёдор Иванович Шаляпин , Сергей Сергеевич Прокофьев , Константин Николаевич Игумнов , Леонид Борисович Коган , Мстислав Леопольдович Ростропович , Владимир Давидович Ашкенази . В результате этого, значение книги выходит за пределы армянской музыкальной культуры. Книга является весомым вкладом в историю армянского искусства в области пианизма».