Interested Article - Кушнарёв, Христофор Степанович
- 2021-03-19
- 1
Христофо́р Степа́нович Кушнарёв ( 4 июня 1890 , Симферополь — 25 января 1960 , Ленинград ) — советский композитор , музыковед , педагог , профессор Ленинградской консерватории (с 1939 ), основатель Ленинградской (Санкт-Петербургской) полифонической школы . Заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1939). Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1943).
Биография
Родился 4 июня 1890 года в Симферополе, в армянской семье.
После окончания школы поступил на биологическое отделение Петроградского университета , которое в 1916 году с успехом окончил. В 1925 году окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции у А. М. Житомирского . С того же года преподавал в Ленинградской консерватории (с 1939 года — профессор), заведовал кафедрами композиции и полифонии . Среди учеников Гаянэ Чеботарян и Арутюн Оганесян .
В 1944 — 1949 годах — зав. Сектором истории и теории музыки АН Армянской ССР.
Научная и педагогическая деятельность
Христофор Степанович Кушнарёв развил учение о ладе и полифонии, разработал метод комплексного анализа народной музыки .
Особенно велики заслуги Х. С. Кушнарёва в деле изучения армянской народной музыки . Кушнарёв внёс очень весомый вклад в раскрытие глубинной природы армянской монодии. Он тщательно проследил процесс её зарождения и многовекового развития в общем контексте культур других древних народов Ближнего Востока и Закавказья; выявил взаимосвязь и общие стилистические черты различных ветвей армянской монодии, их композиционные особенности и т. д. Работая в Армении, Х. С. Кушнарёв собрал и исследовал большое количество образцов армянской народной музыки .
Как педагог, Христофор Степанович Кушнарёв внёс значительный вклад в обновление программ и методов преподавания музыкально-теоретических дисциплин, воспитал плеяду композиторов и музыковедов различных национальных школ Советского Союза.
Избранные музыкальные произведения
Музыка к драматическим спектаклям:
- «Завтра» (1937)
- «Роза и крест» (1937)
- «Шах-наме» (1939)
Произведения для органа:
- Пассакалия и фуга (1924)
- Соната (1925)
- Пастораль (1926)
Соната для виолончели соло (1932)
Хоры на армянские народные темы (1922—1939)
Литературные сочинения
- Методическая записка и программа курса полифонии (1927) // Из истории советского музыкального образования. Л., 1969.
- К проблеме анализа музыкального произведения // Советская музыка (СМ), 1934, № 6.
- Полифония «строгого письма» и методы её преподавания на историко-теоретическом и композиторском факультетах" (доклад, прочитанный в Ин-те истории искусств). Л., 1939.
- Об опере А. Степаняна «Лусабацин» // Искусство (1939).
- "О книге С. Скребкова «Полифонический анализ» // СМ, 1941, № 5.
- «Намус». Новая постановка оперы Л. Ходжа-Эйнатова // Коммунист, 1945, 22 мая.
- Лад // БСЭ. 2-е изд., т. 24, М., 1953.
- Монография о Комитасе // СМ, 1957, № 3.
- Вопросы истории и теории армянской монодической музыки. Л.: Государственное музыкальное издательство, 1958.
- К новым берегам // Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Л., 1962.
- Консерваторские годы // СМ, 1962, № 9.
- Армянская музыка от зарождения до XIX века // Очерк истории армянской музыки. Ереван, 1963 (на арм. яз.)
- X. С. Кушнарев. Статьи. Воспоминания. Материалы. М. — Л., 1967 (в том числе статьи «Физиологические основы игры на скрипке» и «К вопросу о закавказских мугамах»)
- О полифонии. Сб. статей, М., 1971 (в том числе «О ритме в полифонии эпохи Возрождения»).
Редакция
- «Этнографический сборник» Комитаса, (Ереван, 1950),
- «Теоретические основы гармонии» Ю. Тюлина и Н. Привано (М., 1956),
- «Армянский музыкальный театр» Г. Тигранова (т. I, Ереван, 1956; т. 2. Ереван, 1960),
- «К вопросу о теории канонической имитации» Е. Корчинского (Л., 1960),
- «Артикуляция» И. Браудо (Л., 1961),
- «Основные композиционные закономерности русской народной крестьянской песни» Т. Бершадской (Л., 1961).
Награды
- Заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1939).
- Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1943).
- Орден Трудового Красного Знамени (21.02.1938) — в связи с 75-летним юбилеем Ленинградской консерватории и за выдающиеся заслуги в области подготовки музыкальных кадров
- Орден «Знак Почёта» (24.11.1945).
Примечания
- . Дата обращения: 11 апреля 2012. Архивировано из 30 сентября 2015 года.
- «Х. С. Кушнарев всю жизнь занимался изучением фольклора и прежде всего фольклора своего родного народа (он организовал две фольклорные экспедиции в Армению). Законченный им незадолго до смерти труд „Вопросы истории и теории армянской монодической музыки“ (1958) он ценил выше всех своих работ, так как видел в нём выполненный долг перед армянским народом. Излишне говорить, что этот труд лег в основу современной теории монодического лада.» от 30 сентября 2015 на Wayback Machine
- Армянское происхождение Кушнарёва (Кушнаряна) подчёркивают многие его биографы. В честь Христофора Степановича названа от 20 апреля 2017 на Wayback Machine .
См. также
Источники
- X. С. Кушнарёв. Статьи. Воспоминания. Материалы , сост. Ю. Н. Тюлин , М.-Л., 1967.
- Бершадская Т. С. , Человек с большой буквы // Советская музыка. 1990. № 9.
- Южак К. И. , Полифоническая школа Х. С. Кушнарева и традиции Петербургской консерватории // Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе 1862—2002. — СПб., 2002.
Литература
- Вульфиус П. А. , Статьи. Воспоминания. Публицистика. — Л., 1980.
- Дмитриев А. Н. , Исследования. Статьи. Наблюдения. — Л., 1989.
- Чеботарян, Г. М. , Х. С. Кушнарев: [Композитор и музыковед]: Очерк жизни и творчества: К 100-летию со дня рождения. — Л., 1990.
Ссылки
Кушнарев, Христофор Степанович // Большая русская биографическая энциклопедия (электронное издание). — Версия 3.0. — М. : Бизнессофт, ИДДК, 2007.
- 2021-03-19
- 1