Interested Article - Форе, Габриель

Габрие́ль Форе́ , устар. Габриэль ( фр. Gabriel Fauré ; 12 мая 1845 , Памье , Франция 4 ноября 1924 , Париж , Франция ) — французский композитор, педагог, дирижёр .

Биография

Родился в семье школьного учителя. С девяти лет учился в школе при Институте церковной музыки Луи Нидермейера , где готовили органистов и хормейстеров для нужд католической церкви. Среди учителей Форе в этом учебном заведении был Камиль Сен-Санс . В дальнейшем Форе некоторое время преподавал там же.

В 1870 году с началом Франко-прусской войны Форе был призван в армию и участвовал в обороне Парижа . Затем вместе с Институтом Нидермейера Форе уехал в Швейцарию . Вернувшись в Париж вскоре после подавления Парижской коммуны , занял должность помощника органиста и хормейстера в церкви Сен-Сюльпис . В 1874 году перешёл на работу в церковь св. Магдалины , где был помощником Сен-Санса; когда в 1877 году Сен-Санс вышел в отставку, Форе занял в этом храме место хормейстера.

В 1870-е годы Габриэль Форе посещал салон Полины Виардо , где начал ухаживать за её дочерью Марианной. В июле 1877 года года она стала невестой Форе, но, по неясным причинам, разорвала помолвку в ноябре. В это время композитор работал над фортепианном квартетом № 1, завершив его лишь в 1879 году. В 1883 году он женился на Мари Фремье, дочери скульптора Эмманюэля Фремье . У них родились два сына, из которых старший (Эмманюэль) стал известным специалистом по биологии моря, а младший (Филипп) — известным писателем.

В 1898 году Форе посетил Лондон , где дирижировал своей музыкой к пьесе Мориса Метерлинка «Пеллеас и Мелизанда» в спектакле, поставленном Форбс-Робертсоном. В 1896 году Форе стал профессором композиции в Парижской консерватории (после Жюля Массне ), а в 1905 году — её директором. В числе учеников Форе — А. Мессаже , М. Равель , Н. Буланже , Дж. Энеску , А. Казелла .

В 1909 г. принят в члены Института Франции . Гастролировал как дирижёр во Франции и других странах Европы, в 1910-11 — в России.

К концу жизни Форе потерял слух, ушёл с поста директора консерватории в 1920 году . В том же году награждён большим крестом Ордена Почётного легиона . Последние годы посвятил исключительно композиции. Умер 4 ноября 1924 года, отпевание состоялось в церкви св. Магдалины под звуки его собственного реквиема, когда-то здесь же впервые прозвучавшего под управлением автора. Похоронен на парижском кладбище Пасси .

Творчество

Форе писал практически во всех современных ему жанрах музыки. Из хоровых сочинений наиболее известен Реквием . Лиризм и интимность реквиема Форе были необычны для данного духовного жанра, особенно в первоначальной оркестровой версии (1888), предельно камерной по звучанию и составу. Оригинальный замысел композитора в Реквиеме, который (по словам композитора) «проникнут от начала и до конца верой в вечный покой», не был понят современниками, и это побудило Форе публично выступить в его защиту :

Говорили, что мой Реквием не выражает ужаса смерти, кто-то назвал его «колыбелью смерти». Но именно так я чувствую смерть: как счастливое избавление, надежду на потустороннее счастье, а не как мучительный переход. Упрекали же музыку Гуно в том, что она слишком уж склонна к человеческой нежности. Но так чувствовать заставляла сама его природа: такую форму приняло в нём религиозное чувство. Не следует ли просто считаться с натурой артиста? Что касается моего Реквиема, я, быть может, тоже инстинктивно пытался выйти за рамки общепринятого; ведь я так долго сопровождал на органе похоронные службы. Я сыт этим по горло. И я захотел сделать что-нибудь другое.

В 1881 году совместно со своим учеником и другом Андре Мессаже написал «Мессу виллервильских рыбаков» (для хора и фисгармонии ). В 1906 году существенно переработал её (написал новое Kyrie , переписал Benedictus , исключил части, написанные Мессаже) и опубликовал в 1907 году под названием «Messe basse» . Среди других духовных сочинений для хора «Песнь Жана Расина» (op. 11), Ave Maria (6 пьес), Salve Regina и Tantum ergo . Из светских хоровых сочинений Форе интересны тонкий и гармонически изысканный «Мадригал» (op.35, на французские стихи Армана Сильвестра, имеющие мало общего со стихами «аутентичных» мадригалов ) и «Джинны» (op.12, на текст В.Гюго ).

Из сочинений Форе для симфонического оркестра наиболее известны (op.50; реже исполняется в редакции для хора с оркестром) и «Сицилиана» (из музыки к пьесе М. Метерлинка «Пеллеас и Мелизанда»; op.80). Обе пьесы распространены среди любителей музыки в редакции для фортепиано, а также в обработках для других музыкальных инструментов.

Форе — автор большого числа романсов и песен (так называемые mélodies, всего ок. 100) на стихи Леконта де Лиля , Поля Верлена , Шарля ван Лерберга и других поэтов. Из наиболее популярных — вокальный цикл на стихи Верлена «La bonne chanson» («Добрая песня»), который композитор посвятил своей любовнице (впоследствии жене Клода Дебюсси ) Эмме Бардак . Форе — автор многих фортепианных пьес в разных жанрах, камерно-инструментальных ансамблей (в том числе фортепианных квартетов и квинтетов). Единственная опера Форе — «Пенелопа» (по « Одиссее » Гомера, премьера состоялась в Монте-Карло в 1913 году , в том же году с успехом была поставлена в парижском Театре Елисейских полей ) — поствагнерианское сочинение, отмеченное характерным для Форе изяществом фактуры.

Стилевые особенности

Форе имел привычку время от времени возвращаться к своим сочинениям, редактировал их и по-иному аранжировал. Так, знаменитый Реквием существует в трёх авторских редакциях: первая (в 5 частях , 1888) аранжирована для мужского хора, хора мальчиков и камерного оркестра, вторая (в 7 частях, 1893) — для смешанного хора и камерного оркестра с добавлением 2 фаготов, 2 валторн и 2 труб, третья (1900) — для смешанного хора, большого оркестра и органа . При этом у всех трёх редакций (несмотря на очевидные различия) — один и тот же op. 48. «Песнь Жана Расина» (op. 11) в 1865 году написана для хора и органа, но уже в следующем году отредактирована и аранжирована для хора, струнных и органа и, наконец, в 1906 году аранжирована автором для хора и большого оркестра (без органа). Популярная «Павана» (op. 50), изначально написанная для фортепиано, ныне наиболее известна в оркестровой версии, но также исполняется в версии для хора (с текстом сомнительной художественной ценности, написанным Р. де Монтескью ) и оркестра. Все три редакции авторизованы.

Рецепция

Музыка Форе была использована в балетных постановках Дж. Баланчина и Р. Пети , в балете Л. Ф. Мясина « Менины » ( 1916 ) и во многих других балетных постановках.

Примечания

  1. (англ.) — 2002.
  2. (нидерл.)
  3. Музыкальная энциклопедия . Т. 5. М., 1981, стлб. 870.
  4. Музыкальный энциклопедический словарь . М., 1990, с. 580.
  5. Большая российская энциклопедия . Т. 33. М., 2017, с. 479.
  6. от 15 августа 2020 на Wayback Machine ; Дата обращения: 24.09.2020.
  7. .
  8. Лебедева О. С. Форе // Большая российская энциклопедия. Т. 33. М., 2017, с. 479.
  9. Сигитов С. М. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2007. — Т. 7 , вып. 28 . — С. 52—53 . — ISSN . 22 января 2019 года.
  10. Включает только следующие части ординария: Kyrie, Sanctus, Benedictus и Agnus Dei. Прилагательное basse в заголовке означает буквально «низкая», здесь — в смысле «непритязательная», «незамысловатая», «несложная» (музыка).
  11. Интроит и Kyrie исполняются attacca, поэтому их засчитывают за одну часть.
  12. Современные историки музыки полагают, что оркестровку большой версии делал не сам Форе, а кто-то из его учеников (по поручению композитора). Впрочем, доподлинно известно, что эту оркестровку Форе авторизовал и даже дирижировал этой редакцией. См. подробнее .

Литература

  • Phillips E. R. Gabriel Fauré: a research and information guide. 2nd ed. N. Y., 2011.
  • Лебедева О. С. Форе // Большая российская энциклопедия . Т. 33. М., 2017, с. 479.
  • Сигитов С. М. Габриель Форе. — М.: Советский композитор , 1982. — 280 с.
  • Сигитов С. М. В поисках нового гуманистического идеала: Messe de Requieme Габриеля Форе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2007. — Т. 7, вып. 28. — С. 50—58. — ISSN 1992-6464.

Ссылки

Источник —

Same as Форе, Габриель