Готье, Жан-Поль
- 1 year ago
- 0
- 0
Пьер Жюль Теофи́ль Готье́ ( фр. Pierre Jules Théophile Gautier ; 31 августа 1811 , Тарб — 23 октября 1872 , Нёйи близ Парижа ) — французский прозаик и поэт романтической школы, журналист, критик, путешественник.
Теофиль Готье родился 31 августа 1811 года в Тарбе, на юге Франции, но вскорости его семья переехала в столицу. Рождение в южном климате наложило глубокий отпечаток на темперамент поэта, сохранившего на всю жизнь, проведённую почти исключительно в Париже, тоску по югу и тому, что он называет в своей автобиографии «южным фоном» ( „un fond méridional“ ). Получив блестящее гуманитарное образование, Готье начал с живописи и, состоя учеником в мастерской ( ), стал ревностным сторонником романтизма, сосредоточивавшегося около идола тогдашней молодёжи, В. Гюго . В баталиях, происходивших на представлениях „Hernani“ (« Эрнани »), Готье принимал энергичное участие, предводительствуя отрядом восторженной молодёжи. Тогдашний костюм Готье, его красный жилет и длинные волосы, вошли в историю романтизма; воспоминания о них преследовали Готье ещё долго после того, как он перестал выражать своё литературное мировоззрение внешними признаками.
В 1830 году вышел первый томик стихотворений Готье „Poésies“ , внешнему успеху которого сильно повредили политические события. Этим сборником он вступил в романтический cénacle , как называл себя кружок молодых энтузиастов нового направления. Ближайшими друзьями Готье были Жерар де Нерваль , Селестен Нантейль и другие члены кружка, про которых говорили, что они живут поэзией, завтракая одой и обедая балладой. «Мы верили тогда, — писал Готье Сент-Бёву , вспоминая об этом времени, — мы любили, мы восторгались, мы были опьянены прекрасным, у нас была божественная мания искусства». К периоду 1830 — 1836 годов относятся многие из самых известных произведений Готье — поэма «Альбертус» ( „Albertus“ 1832 ), романы «Молодая Франция», ( „La Jeune- France“ 1834 ), « Мадемуазель де Мопен » ( „Mademoiselle de Maupin“ 1835 ), «Фортунио» ( „Fortunio“ , 1838 ), «Слеза дьявола» ( „Une larme du diable“ 1839 ), a также первая часть книги о забытых поэтах XV — XVII веков «Гротески» ( „Grotesques“ ).
В поэме «Альбертус» Готье примкнул к самому крайнему романтизму по выбору сюжета и его обработке, представляющей квинтэссенцию романтической приподнятости страстей, эксцентричности образов, антитез и метафор. Но уже в «Молодой Франции» Готье вносит в общее течение романтизма свою оригинальную нотку простоты и поэтичности, умеряющую вычурность и резкость обычного романтического стиля. Одна из самых поэтичных и художественно прекрасных новелл сборника — известный рассказ «Гнездо соловья» ( „Un nid de rossignols“ ).
В „Comédie de la Mort“ , составляющей вместе с некоторыми другими стихотворениями второй сборник стихотворений Готье «Комедия смерти» ( 1838 ), поэт блуждает между гробницами, пытаясь узнать от мёртвых тайну жизни и смерти. Из других пьес сборника некоторые, как, например, „Thébaide“ , „Ténèbres“ , отмечены беспричинной мрачностью, которую романтики любили вводить в поэзию ради красивых эффектов. Но наряду с ними есть грациозные и естественно-поэтичные пьесы, как „Coquetterie posthume“ , „La Caravane“ , „La Chimère“ , „Le Sphinx“ , „Pastel“ . В них уже сказывается необыкновенная артистичность в отделке стиха, составляющая главную прелесть поэзии Готье и обеспечившая ему почётную характеристику „magicien des lettres françaises“ , как гласит бодлеровское посвящение ему сборника стихотворений « Цветы зла » ( „ Les Fleurs du Mal“ ).
В 1838 году Готье увлёкся спортом и стал брать уроки у мастера французского бокса и трости Шарля Лекура, серьёзно укрепив своё здоровье и авторитет.
Самое законченное поэтическое произведение Готье — его сборник «Эмали и камеи» ( „Emaux et Camées“ ), отводящий ему одно из самых выдающихся мест во французской поэзии. Над стихотворениями этой книги поэт с любовью работал в часы досуга последние двадцать лет жизни. Каждое из них действительно отделано, как драгоценный камень, и вместе с тем проникнуто искренностью. Все стихотворения связаны с каким-нибудь личным воспоминанием, с чем-нибудь пережитым. Сборник этот при жизни поэта выходил в шести изданиях, пополняясь новыми лирическими миниатюрами: в издании 1852 года состоял из 18 стихотворений, в издании 1853 года к ним добавилось ещё два стихотворения. Изданная в 1858 году книга содержала 18 стихотворений первого издания и 9 новых, но не включала 2 стихотворения второго издания. Издание 1863 года включало 38 стихотворений, 1866 года — 39. В окончательное издание 1872 года, вышедшее за несколько месяцев до смерти Готье, вошло 47 стихотворений.
Забота о средствах к существованию сделала Готье журналистом, и в этом он видел проклятие своей жизни. Готье рано дебютировал как художественный критик — уже в октябре 1831 года в «Le Mercure» появилась его статья о бюсте Виктора Гюго . Началось плодотворное сотрудничество с целым рядом парижских газет: «Le Cabinet de Lecture» («Читальный зал»), «La France littéraire» («Литературная Франция»), «Ariel, journal du monde élégant» («Ариель, газета высшего света»), «Le Figaro», «La Chronique de Paris» («Хроника Парижа»).
Начиная с 1836 года и до самой смерти Готье, вёл еженедельный драматический фельетон, сначала в „Presse“ Э. Жирардена , потом в „Journal Officiel“ . Он написал, кроме того, несколько книг критического и историко-литературного содержания, из которых самая выдающаяся — „Grotesques“ ( 1844 ), в которых автор «открыл» нескольких давно забытых поэтов XV и XVI веков , таких как Вийон , Скюдери , Сирано де Бержерак , Сент-Аман, и обнаружил блестящий критический талант, уменье схватить и артистически передать духовный облик писателя. Стиль книги делает её образцом законченно художественной французской прозы. Теми же качествами обладают его „Histoire du romantisme“ и „Rapport sur les progrès de la poésie française“ , отличающиеся, к тому же, как и „Grotesques“ , беспристрастием критических суждений, чуждых всякого партийного фанатизма.
Общую тенденцию, характерную для критической манеры Т. Готье, можно определить как желание рассказать о произведении, о впечатлении от него, а не аналитический комментарий как таковой. Но в этом таилась и опасность поверхностной описательности, которую отмечали некоторые современники. Ш. Блан, знаток живописи, писал, что такая критика скользит по поверхности вещей, а сам Э. Делакруа отмечал, что Готье «берёт картину, описывает её на свой лад, создавая тем самым свою достаточно очаровательную картину, но не совершая настоящего действия критики <…> он доволен, он достиг цели пытливого писателя, но мне кажется дальше он не видит» .
Поэт, критик и романист, Готье также был страстным любителем путешествий. В мае 1840 года он впервые отправился сначала в Испанию , а затем в Бельгию . Писателю настолько понравилось открывать для себя новые страны, что он решил попробовать экзотику и в 1845 году изъездил почти всю Французскую Африку. Затем побывал в Англии , Голландии , Германии , Швейцарии , в 1850 году путешествовал по Италии , а в 1852 году посетил Константинополь . Свои путевые впечатления Готье описал в художественных очерках «Voyage d’Espagne», «Italia», «L’Orient» и др., которые отличаются необыкновенной точностью и поэтичностью описаний природы.
В 1867 году он был направлен своим издателем в Россию, прибыв в неё в середине русской зимы со всеми её прелестями. Следующим летом он добрался до Нижнего Новгорода, посетив знаменитую тамошнюю ярмарку. Это была самая дальняя точка от Парижа, в которой ему довелось побывать. России Готье посвятил сочинения «Путешествие в Россию» ( „Voyage en Russie“ , 1867), полностью опубликованное на русском языке в 1988 году и «Сокровища русского искусства» ( „Trésors d’art de la Russie“ , 1860 — 1863 ).
По словам самого писателя, повсюду он легко ассимилировался среди местных: «Я русский в России, турок в Турции, испанец в Испании, куда я возвращался несколько раз из-за страсти к гонкам с быками» .
В 1862 году Готье был избран председателем Национального общества изобразительных искусств ( „Société Nationale des Beaux-Arts“ ), в результате чего окружен был сонмом таких известных художников, как Эжен Делакруа , Пьер Пюви де Шаванн , Эдуард Мане , Альбер-Эрнест Карье-Беллёз и Гюстав Доре .
В 1865 году он был принят в престижный салон принцессы Матильды Бонапарт , предложившей ему должность своего библиотекаря, что дало писателю доступ ко двору Наполеона III .
С началом в июле 1870 года франко-прусской войны , узнав о наступлении германской армии на столицу, Готье вернулся на родину и остался со своей семьёй — женой Эрнестиной Гризи-Готье, дочерями Жюдит и Эстель Готье, а также сыном Теофилем Готье-младшим.
Умер от сердечного приступа 23 октября 1872 года в Нёйи-сюр-Сен , возле Парижа.
Библиографический перечень написанного Готье (Ch. Spoelberch de Lovenjoul, „Histoire des oeuvres de Th. Gautier“ , 1887 ) занимает 2 тома. Конечно, его драматические фельетоны погибли, забытые в старых газетах (часть их, впрочем, собрана в „Histoire de l’art dramatique en France depuis 25 ans“ , 1859 ). Но его романы, описания путешествий, критические произведения и, главным образом, стихотворения обеспечили ему первостепенное место во французской литературе. Его благоговейное преклонение перед чистотой и законченностью формы и терпеливое, тщательное отделывание каждой строчки стихов или прозы делают его родоначальником сменившей во Франции романтизм школы парнасцев .
„Emaux et Camées“ Готье принадлежат к одной категории с „Poêmes Barbares“ Леконта де Лиля , „Bonheur“ Сюлли-Прюдома и другими.
Беззаветно преданный поэзии, он мог заниматься ею только в часы досуга и всю жизнь был стеснён материальными заботами и ненавистной ему журнальной работой. Это накладывало отпечаток грусти на его произведения; в его автобиографических вещах видно постоянное отчаяние от невозможности исполнить теснившиеся в нём поэтические замыслы.
Известностью пользуется приключенческий роман о жизни бродячих комедиантов во Франции XVII века « Капитан Фракасс » ( „Le Capitaine Fracasse“ , 1863 ; русский перевод 1895 , 1957 ). Во Франции роман экранизировался в 1929 , 1942 , 1961 годах , в СССР — в 1984 году .
Его дочь Жюдит (род. 1845) пошла по стопам отца и также посвятила свою жизнь литературе; ей принадлежит множество переводов с японского языка .
На русский язык стихи Готье переводили В. Г. Бенедиктов , В. Я. Брюсов , А. М. Гелескул Н. С. Гумилёв , , В. В. Левик , О. Н. Чюмина , А. С. Эфрон и многие другие поэты и переводчики. Неоднократно разными поэтами переводились на русский язык стихотворения сборника «Эмали и камеи». Первый полный русский перевод всего сборника выполнен Н. С. Гумилёвым ( 1914 ).
Роман Le Roman de La Momie (1858), переведённый А. Воротниковым и К. Жихаревой как «Роман мумии» и изданный в 1911 году, был заново отредактирован и сверен с оригиналом в 2010 году и выпускался уже как «Роман о мумии».
Романтический стиль произведений поэта отвечал стилистике классических балетов XIX века. Готье сам писал сценарии некоторых балетов, другие были написаны по мотивам его произведений. Особенной популярностью его сюжеты пользовались в России: