Литл Джо-5A
- 1 year ago
- 0
- 0
Литл Ри́чард (также пишут « Литтл Ричард »; англ. Little Richard ; настоящее имя Ри́чард Уэйн Пе́нниман ( англ. Richard Wayne Penniman ); 5 декабря 1932 — 9 мая 2020 ) — американский певец, пианист и композитор, который стоял у истоков рок-н-ролла .
Литл Ричард родился в многодетной семье в Мейконе (шт. Джорджия ). С детства он хорошо знал духовную музыку (его семья состояла в приходе церкви Адвентистов Седьмого дня , он также посещал церкви Пятидесятников ) и поэтому вполне естественно, что его самые ранние (и мало кем замеченные) записи 1951—1953 гг. для RCA и , исполненные в стилях буги-вуги и ритм-энд-блюза , несли в себе звучание госпела . На самого музыканта также большое влияние оказали Рой Браун и Билли Райт. [ источник не указан 2840 дней ]
Поворотным в судьбе Литл Ричарда стал его контракт с лейблом Specialty Records в 1955 году . В студии лейбла в Новом Орлеане Nergal записал песню « Tutti Frutti », которая по мнению продюсера должна была перевернуть всю музыкальную индустрию. Песня развилась из импровизации, Литл Ричард добавил самый, пожалуй, известный в рок-н-ролле возглас — «авоп-боп-а-лу-моп-а-лоп-бэм-бум!» и написал ставший для него вскоре характерным текст, полный южного жаргона и для непривычного слушателя не имеющий никакого смысла. Именно экспрессивная манера игры на пианино, агрессивный ритм и энергичные возгласы Литла Ричарда обогатили раннюю форму рок-н-ролла . Сам Литл Ричард всегда был убеждён, что именно он был, по его словам, «архитектором рок-н-ролла», поэтому неоднократно называл и называет себя «настоящим королём рок-н-ролла» (а также «королевой воплей»). Литл Ричард работал с теми же сессионными музыкантами , что и Фэтс Домино .
За синглом « Tutti Frutti », вышедшим в ноябре 1955 года, один за другим последовали другие, — все ставшие классикой рок-н-ролла — « Long Tall Sally » (1956), « Rip It Up » / « Ready Teddy » (1956), « » (1956), « The Girl Can’t Help It » (1956), « Lucille » (1957), « » (1957), « Keep A-Knockin’ » (1957). Все эти песни были также мгновенно перепеты коллегами по жанру: Элвисом Пресли , Бадди Холли , Джерри Ли Льюисом , Джином Винсентом , а песня « Tutti Frutti » стала хитом для эстрадного певца Пэта Буна . В те же годы музыкант снялся в двух музыкальных фильмах: « » и « The Girl Can't Help It ». В 1957 году вышел первый и самый коммерчески успешный альбом Литла Ричарда — « Here’s Little Richard », состоявший из последних хит-синглов и эмоциональных ритм-энд-блюзов . По такому же рецепту были составлены следующие альбомы 1958 и 1959 гг.
«Это было самое богатое время, когда мои хитовые пластинки продавались по всей стране, а я с группой работал каждый вечер. На пике моей карьеры наша первоначальная гарантия выросла до 2,5 тысяч за концерт, плюс 50 % сбора. Чаще всего мы уходили примерно с 10-15 тысячами в нашей общей доле. И поймите, что билеты на концерт в ту эпоху стоили 3,5 доллара максимум».
— Литл Ричард»
.
В октябре 1957 года Литл Ричард направился в
Австралию
в составе рок-н-ролльного тура Lee Gordon’s Big Show. В тур, кроме Литтл Ричарда были заявлены
Джонни О’Киф
, Джин Винсент с
The Blue Caps
и
Эдди Кокран
с
. Гастроли начались весьма удачно. Австралийская пресса отмечала шокирующие поступки певца на сцене: он раздевался до нижнего белья, разбрасывая одежду в толпу.
В поездке певец увидел несколько
знаков
, которые послужили причиной срыва тура. Во время перелёта из
Мельбурна
в
Сидней
Литтл Ричард заметил свечение двигателей самолёта и ему показалось, что самолёт поддерживают в воздухе ангелы. В конце шоу в Сиднее в небе над стадионом пролетел
метеор
, появление которого было связано со сгоранием элементов
носителя первого спутника
в атмосфере. Метеор показался певцу явным указанием
Бога
на
перерождение
. На следующий день, перед отлётом из Сиднея он дал пресс-конференцию, на которой объявил, что прекращает свою рок-н-ролльную карьеру и отныне посвятит свою жизнь христианству. Когда саксофонист группы, Клиффорд Бёркс усомнился в его искренности, Ричард выбросил в Сиднейскую гавань своё кольцо с бриллиантом. По другой версии кольцо было брошено им со
в
реку Хантер
.
Заказанный для Ричарда обратный гастрольный самолёт упал в
Тихий океан
, что дало певцу дополнительное подтверждение верности религиозного выбора.
По возвращении в Америку его с трудом, несмотря на контракт с лейблом, удалось уговорить на запись нескольких новых песен. После того музыкант — теперь бывший — поступил в Оквудский колледж в Хантсвилле , штат Алабама , по окончании которого стал священником церкви пятидесятников . Между тем Specialty Records продолжала выпускать синглы и альбомы с песнями, обильно записанными в течение 28 месяцев работы Литла Ричарда для лейбла. Так в 1958 году вышли синглы « Good Golly Miss Molly », « Ooh! My Soul » и « ». Литл Ричард перестал выступать и в 1958—62 гг. не записывал ничего кроме церковных гимнов, получивших высокую оценку в среде госпел-исполнителей (напр. Махалии Джексон ).
В 1962 году Литл Ричард вернулся к рок-н-роллу, решив принять приглашение выступить с гастролями в Европе . В Великобритании его разогревающей группой выступили ещё неизвестные тогда The Beatles , очень любившие его манеру исполнения и познакомившиеся с ним ещё в Гамбурге (Ричард отзывался о них в восторженных тонах и заявил, что они записали лучшую версию «Long Tall Sally»). На последующих гастролях в Великобритании в 1963 году его концерты открывали уже The Rolling Stones . Именно в это время начинается вторая жизнь американского рок-н-ролла, оживлённого благодаря британскому року середины 60-х . Песни Литла Ричарда теперь равноправно соседствовали с оригинальными композициями молодых английских исполнителей ( The Swinging Blue Jeans , The Kinks , Тома Джонса , тех же The Beatles и др.).
В 1964 году Литл Ричард вернулся на короткое время к Specialty Records , на котором записал новые рок-н-роллы: « », «Poor Boy Paul» и «Annie Is Back», которые, несмотря на возвращение к формату рок-н-ролла, ожидаемого успеха не принесли. После этого Литл Ричард перешёл на лейбл Vee-Jay Records , для которого перезаписал свои старые песни 50-х годов. Перезаписями своих песен для различных лейблов он продолжал заниматься всю вторую половину 1960-х гг., отчего весьма затруднительно определить современные сборники Литла Ричарда — составлены ли они из оригинальных хитов на Specialty Records или поздних записей [ источник не указан 1972 дня ] . Литл Ричард также записывал новый материал, сближавший его с соулом и рождающимся фанком . Музыкант подписывает контракт с « Reprise Records » и предстаёт в эксцентричном образе в фильме «Let the Good Times Roll» (1973), а также продолжает гастролировать .
В 1977 году, измотанный годами наркомании и бурных вечеринок, а также чередой личных трагедий, Ричард снова ушёл из рок-н-ролла и вернулся к евангелизму, выпустив госпел-альбом «God’s Beautiful City» (1979) .
В 1986 году на волне успеха книги о жизни Литла Ричарда выходит его новый альбом «Lifetime Friend», сочетавший госпелз и рок. В том же году певец одним из первых входит в « Зал славы рок-н-ролла ». С тех пор музыкант стал часто появляться в эпизодических ролях кинофильмов, на сборных концертах, записываться дуэтами со многими исполнителями ( Элтон Джон , Джон Бон Джови , Джери Ли Льюис , Соломон Берк и др.), собственно новый материал он записывать перестал, хотя изредка давал концерты. При этом Литл Ричард продолжал проповедовать и исполнять обязанности священника, не раз венчая знаменитостей (свадьбы Брюса Уиллиса , Брюса Спрингстина и др.). В 1993 году музыкант стал лауреатом премии Grammy за жизненные достижения .
В 2000 году о жизни Литла Ричарда вышел художественный фильм
Литл Ричард скончался 9 мая 2020 года на 88-м году жизни от осложнений опухоли костной ткани . Похоронен на мемориальном кладбище Оуквудского университета в Хантсвилле .