В современной историографии предположительным годом рождения Тита Лукреция считается 99 до н. э.
, а датой смерти — середина 50-х годов до н. э.
К тому же, по мнению британского литературоведа Д. Р. Шэклтона-Бейли, Тит не принадлежал к
Лукрециям-нобилям
.
На заре зарождения римской философской терминологии Лукреций в своём основном труде, посвящённом
претору
58 года до н. э.
Гаю Меммию
, —
философской поэме
«
О природе вещей
» (
лат.
De rerum natura
) — облёк своё учение в стройную поэтическую форму. Следуя теории
эпикуреизма
, Лукреций Кар постулировал свободу воли человека, отсутствие влияния богов на жизнь людей (не отвергая, однако, само существование богов). Он считал, что целью жизни человека должна быть
атараксия
, аргументированно отвергал боязнь смерти, саму смерть и потустороннюю жизнь: по его мнению, материя вечна и бесконечна, а после смерти человека его тело обретает иные формы существования.
Для философов-материалистов более позднего времени именно Тит Лукреций Кар является главным пропагандистом и
доксографом
учения
Эпикура
. Его философия дала мощнейший толчок развитию
материализма
в
античности
и в XVII—XVIII веках. Среди ярких последователей Эпикура и Лукреция —
Пьер Гассенди
. В 1563 году французский филолог
Ламбен
издал первое комментированное издание поэмы Лукреция. В 1884 году философ
Анри Бергсон
перевёл и издал фрагменты поэмы в качестве пособия по курсу риторики и философии
.
О природе вещей. / Пер.
А. Клеванова
. — М., 1876. XXII, 191 с.
О природе вещей. / Пер. размером подлинника
И. Рачинского
. — М.: Скорпион, 1904. XVI, 231 с.
(переиздания 1913 и 1933 годов)
О природе вещей. / Пер.
Ф. А. Петровского
, вступ. ст. В. Ф. Асмуса. — М.-Л.: Academia, 1936. — 285 с. (
неоднократно переиздавался
)
Тит Лукреций Кар
. О природе вещей. / Пер. Ф. А. Петровского, вступ. ст. Т. В. Васильевой. [С приложением фрагментов сочинения Гераклита, поэм Парменида и Эмпедокла, писем Эпикура]. (Серия «Библиотека античной литературы. Рим»). — М.: Художественная литература, 1983. — 384 с.
↑
Frank T
. The Life and Literature in The Roman Republic. —
Berkeley
: University of California Press, 1971. — 258 ps. —
ISBN 0-520-00428-0
. — Pp. 229—230
Shackleton Bailey D
. Onomasticon to Cicero’s Letters / by D. R. Shackleton Bailey. — Stuttgart & Leipzig: Teubner, 1995. — 171 ps. —
ISBN 3-519-07426-5
. — P. 65
Марковников В.
Идея культурно-исторического развития в поэме Лукреция // «Научное слово», 1903. — № 10. — С.97-122.
Вандек В.
Тит Лукреций Кар и его философия воинствующего атеизма. — М.-Л., 1931.
Рабинович В. И.
Витрувий и Лукреций. // Вопросы философии 1963. — № 3.
Боровский Я. М.
О термине natura у Лукреция // Ученые записки ЛГУ. Серия филологических наук. — Вып. 18. 1952. — С. 223—238.
Боровский Я. М.
Обозначение вещества и пространства в лексике Лукреция // Классическая филология. Отв. редактор А. И. Доватур. — Л., 1959. — С.117-139.
Боровский Я. М.
Вопросы общественного развития в поэме Лукреция // Древний мир. Сб. статей в честь академика В. В. Струве. М., 1962.- С.475-484.
Покровская З. А.
Ф. А. Петровский — переводчик поэмы Лукреция. // Античность и современность. К 80-летию Федора Александровича Петровского. — М., 1972. — С. 11-27.
Васильева Т. В.
Стоическая концепция природы и поэма Лукреция «О природе вещей» / Эллинистическая философия (современные проблемы и дискуссии). М.: Ин-т философии, 1986;
Верлинский А. Л.
Лукреций в трудах
Я. М. Боровского
// Cathedra Petropolitana: Межвузовский сборник. К 70-летию кафедры классической филологии. Отв. ред. В. С. Дуров. СПб., 2004.(Philologia classica. Вып.6). С.69-87.
Тимофеев И. С.
Термины атомистики в философском словаре Лукреция: семантическое поле «первоначала» // Индоевропейское языкознание и классическая филология. Институт лингвистических исследований РАН (Санкт-Петербург) № 21. 2017. С. 772—784.
Светлов В. И.
Мировоззрение Лукреция. (К двухтысячелетию со дня смерти). // Общее собрание АН СССР 15-19 января 1946 г. Доклады. М.-Л., 1946. С.175-199.
Diskin Clay: Lucretius and Epicurus. Cornell University Press, Ithaca/New York 1983,
ISBN 0-8014-1559-4
.
D. Sedley
, Lucretius and the Transformation of Greek Wisdom (Cambridge, 1998).