Струнный квартет
- 1 year ago
- 0
- 0
Струнный квартет — ансамбль академической музыки , состоящий из двух скрипок , альта и виолончели . Специально для него композиторами пишутся музыкальные произведения, называемые квартетами . В широком смысле струнный квартет может состоять из любого другого сочетания смычковых и щипковых музыкальных инструментов.
Форма струнного квартета кристаллизовалась в творчестве Йозефа Гайдна на основе популярных во второй половине XVIII века жанров камерной музыки ( дивертисмент , кассация , серенада ), генетически восходивших к танцевальной сюите . Гайдн кодифицировал квартет как четырёхчастную пьесу (до этого камерные ансамбли могли состоять из произвольного количества частей) и установил композиционную последовательность, аналогичную структуре симфонии : быстрая часть — медленная часть — менуэт — быстрый финал.
Эпоха венской классики стала для квартета эпохой расцвета, и вслед за Гайдном огромный вклад в развитие жанра внесли Моцарт , Бетховен и Шуберт . Вторая половина XIX века ознаменовалась некоторым спадом интереса композиторов к квартетной форме (за некоторыми значимыми исключениями — в лице, прежде всего, Иоганнеса Брамса и Антонина Дворжака ), однако на рубеже XX века этот интерес возродился — в частности, в творчестве авторов Второй венской школы . В русской музыке основы квартетной традиции были заложены А. П. Бородиным и П. И. Чайковским , продолжены С. И. Танеевым и А. К. Глазуновым , и в XX веке получили выдающееся развитие в квартетах Д. Д. Шостаковича .
Струнные квартеты композиторов второй половины XX века в подавляющем большинстве отходят от классической четырёхчастной структуры, которая сохраняется ещё в квартетах Арнольда Шёнберга . Теперь квартет может иметь любое количество частей, причём среди них может не быть ни одной сонатной. Очень распространяются одночастные формы, или многочастные с плавным переходом частей друг в друга ( attacca ). Ещё более радикально обновляется материал, в том числе благодаря штрихам . Уже в квартетных пьесах Веберна совершенно свободно и разнообразно используются такие приёмы звукоизвлечения, как флажолеты , col legno, sul ponticello; необычные для более ранней музыки быстрые пассажи, исполняемые пиццикато . В предельно сжатых веберновских пьесах такие штрихи могут чередоваться чуть ли не каждый такт, если не внутри одного такта (то же самое касается «Трёх пьес для струнного квартета» Игоря Стравинского , но там нет быстрой штриховой смены, так как особые виды звукоизвлечения используется для создания одного образа в течение всей пьесы; другой ранний пример — этапная «Лирическая сюита» Альбана Берга , особенно третья часть с её нервозными и стремительными коль леньо). К началу 1970-х годов (а для некоторых композиторов и ещё раньше: струнные квартеты Пендерецкого , например) эта тенденция развивается до того, что целые сочинения могут состоять почти только из нетрадиционных приёмов звукоизвлечения, которых стало гораздо больше (классический пример — Gran Torso Хельмута Лахенмана ). Но даже наиболее радикальные сочинения в плане материала часто зиждились на совершенно академической, иногда даже школьной логике работы.
В противоположность этому имеется и ряд радикальных решений в области формообразования квартета при сохранении традиционного звуковысотного материала. Так, второй квартет Мортона Фелдмана может длиться более пяти часов. Борис Йоффе каждый день уже в течение многих лет пишет по одной пьесе для квартета, и каждая пьеса имеет свою логику развёртывания, диктуемую изначальной мыслью. Все эти тысячи коротеньких пьес становятся часть огромной «Книги квартетов» ( нем. Quartettbuch). С другой стороны, учитель последнего, знаменитый немецкий композитор Вольфганг Рим , автор тринадцати струнных квартетов, мыслит в более ортодоксальных традициях этого жанра (материал у него бывает различным — от вполне традиционно-звуковысотного до авангардно-штрихового).
Следует упомянуть такие выдающиеся квартетные сочинения Витольда Лютославского и Луиджи Ноно (у обоих композиторов лишь по одному, но важнейшему для новейшей музыки опусу в данном жанре), шесть струнных квартетов (а также отдельные квартетные пьесы) Брайана Фернихоу , исключительно сложные для исполнителя, но чрезвычайно привлекательные для слушателя. Эллиотт Картер , продолжавший писать и после своего столетия, в пяти струнных квартетах (и в двух «Фрагментах») в той или иной степени сумел выразить некоторые фазы развития этого жанра в музыке второй половины XX века.