Interested Article - Народность (эстетика)

Катеринушка , Лубочная картинка, 1901

Наро́дность — одно из главных понятий преимущественно в романтической , а затем марксистско-ленинской эстетике , свойство искусства , определяемое его связью с народом , отношение литературы к народу, которое проявляется в различных аспектах .

Содержание понятия

Народность рассматривается в качестве меры взаимопроникновения искусства и фольклора . Искусства заимствует из произведений народного творчества сюжеты, образы и мотивы (например, сказки Александра Пушкина , в которых писатель использовал материал русских народных сказок ). В ряде случаев может напротив песни на стихи поэтов становятся народными (например, песня « Коробейники », в основу которой положен отрывок из поэмы Николая Некрасова « Кому на Руси жить хорошо ») .

Также народность понимается как мера «проникновения» автора в народное сознание, адекватность изображения представителей народа в произведении искусства. Так, народной может считаться тетралогия Ф. А. Абрамова « Пряслины », изображающая жизнь северной деревни во время Великой Отечественной войны и после неё. Ненародными произведениями считаются такие, где простые люди представлены неестественно, надуманно, например, во многих «парадных» романах социалистического реализма , изображавших «лакированную» реальность .

Кроме того, термин народность в некоторых случаях может относиться к доступности произведений искусства людям, их понятности для неподготовленного человека. Народное искусство в таком значении противопоставлено элитарному, предназначенному для узкого круга. В современной литературе, в особенности в постмодернизме произведение может выполнять обе функции. Так, роман « Имя розы » Умберто Эко воспринимается рядовым читателем как захватывающий детектив, но это произведение адресовано также филологу, поскольку содержит большое количество аллюзий и реминисценций из других произведений .

История понятия

Философская концепция народности в искусстве начала складываться в работах Джамбаттисты Вико и Жан-Жака Руссо , позднее И. Г. Гердера . В начале XIX века Гердером был издан сборник «Голоса народов в песнях», помимо народных песен, включивший также авторские стихотворения, чем Гердер стремился показать единство литературы и проявление в её пределах « народного духа ». Немецкие писатели и учёные, такие как Август и Фридрих Шлегель , Ахим фон Арним , Клеменс Брентано , Якоб и Вильгельм Гримм , исследовали народную культуру, занимались собиранием, обработкой и изданием фольклорных произведений. Ими была создана мифологическая школа , в рамках которой считалось, что основу всего искусства составляет миф , из которого развился фольклор. Одним из главных принципов литература романтизма стал интерес к истории и искусству собственного народа, ориентация на дух и поэтику народа .

В России начала XIX века работы о народности писали Орест Сомов и Пётр Вяземский . Категория народности или национальности стала важнейшей в русской критике XIX века . Одним из первых к этому вопросу в 1830-х годы обратился Виссарион Белинский . Александр Пушкин и Николай Гоголь связывали этот термин с национальным своеобразием. Выработав собственные оценочные критерии, Белинский выдвинул в рамках русской литературы понятия народности и псевдонародность, простонародности. Следуя этим обоснованным принципам и с полемическими высказываниями, критик относил к числу народных творчество Ивана Крылова , Александра Пушкина, Михаила Лермонтова , Николая Гоголя. Этой высокой оценки народные писатели удостоились не только за художественное мастерство, но также за выражение русского народного самосознания .

В 1840-е годы народность стала одним из центральных вопросов в споре славянофилов и западников . Славянофилы понимали народность как верность духу русского фольклора и быта. Западники понимали под ней в первую очередь реалистическое изображение действительности. В 1860-е годы народность литературы оказалась связана с изображением угнетённого положения простого народа, его зависимости от высших слоёв общества и произвола в отношении него .

В советском дискурсе народность означала связь искусства с народом, обусловленность художественного творчества такими аспектами как быт, борьба, идеи, чувства и стремления трудящихся, выражение через искусство идеалов, интересов и психологии народных масс . Советская литература рассматривала народность как один из главных критериев оценки произведения, правильное изображение народа и доступность ему, однако замалчивание недостатков привело к обратному эффекту: многие литературные произведения изображали жизнь народа недостоверно .

Проблема народности в художественной литературе остаётся одной из наиболее актуальных в современном литературоведении .

Примечания

  1. , с. 45.
  2. .
  3. , с. 45—51.
  4. .

Литература

  • Народность искусства / Недошивин Г. А. // Моршин — Никиш. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — ( Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 17).
  • // Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / под редакцией проф. А. П. Горкина. — 2006.
  • Житкова Л. Н. // Из­вестия Уральского федерального уни­верситета. Серия 2. Гуманитарные науки. — 2014. — № 2 (127) . — С. 45—51 .
Источник —

Same as Народность (эстетика)