Interested Article - Полевой, Николай Алексеевич

Никола́й Алексе́евич Полево́й ( 22 июня [ 3 июля ] 1796 , Иркутск 22 февраля [ 6 марта ] 1846 , Санкт-Петербург ) — русский писатель , драматург , литературный и театральный критик , журналист , историк и переводчик ; идеолог « третьего сословия ». Брат критика и журналиста К. А. Полевого и писательницы Е. А. Авдеевой , отец писателя и критика П. Н. Полевого .

Биография

Родившись в Иркутске , в сибирской купеческой семье, он не получил систематического образования. Однако, рано научившись грамоте, он с жадностью набросился на книги, которые нашёл в довольно большом количестве у отца. По собственным его словам, Полевой «прочитал тысячу томов всякой всячины» и помнил все прочитанное. Уже с десятилетнего возраста он издавал рукописные газеты и журналы, писал драмы, стихи.

В 1811 году Полевые переехали из Иркутска в Курск . Побывав в Москве, где он некоторое время посещал университет, и в Петербурге, Полевой понял недостаточность бессистемного чтения и серьёзно принялся за самообразование. После целого дня работы за прилавком он просиживал ночи за изучением русской грамматики и языков: от латинского до греческого. Отказавшись от легкого чтения, Полевой «выучивал по триста вокабул в вечер, выписал все глаголы из Геймова словаря, переспрягал каждый отдельно и составил новые таблицы русских спряжений» .

Полевой никогда не забывал о своём происхождении; едва ли не первым в русской журналистике выражал интересы купеческого сословия и нарождающейся буржуазии . Дебютировал в печати 1817 году в журнале « Русский вестник ». В 1820 году Полевой по поручению отца уехал в Москву для устройства винокуренного завода. С этих пор и особенно после смерти отца Полевой всецело предался литературе. С 1820 по 1836 год жил в Москве , затем переехал в Санкт-Петербург .

Позиционируя себя представителем народа в литературе, противопоставлял наднациональному классицизму романтизм (в котором — вполне в русле мифологической школы — видел отражение в искусстве особенного духа каждого народа ).

В 1820—1824 годах стихи, заметки, очерки, статьи, переводы с французского печатал в журналах « Отечественные записки », « Северный архив », « Сын отечества », альманахе « Мнемозина ».

Русское слово « журналистика », введённое в оборот в начале 1820-х годов самим Полевым, поначалу воспринималось неоднозначно . В то время литературная деятельность была уделом исключительно дворянства . Появление в печати выходцев из податных сословий, обязанных своей карьерой только собственным усилиям и способностям, — как, например, Полевой и Погодин , — вызывало недоумение и насмешки .

С 1825 по 1834 год Полевой издавал в Москве невиданными прежде тиражами журнал « Московский телеграф », где помещал собственные статьи по литературе, истории и этнографии. В журнале подчёркивалась положительная роль купечества, торговли и промышленности в жизни России. Полевой нередко позволял себе нападки на дворянскую литературу и критиковал основных её представителей за оторванность от народа и его нужд. Журнал был закрыт по личному распоряжению Николая I за неодобрительный отзыв Полевого о пьесе Н. В. Кукольника «Рука всевышнего отечество спасла». После закрытия издания Полевой был отдан под ближайший непосредственный надзор Московского обер-полициймейстера Л. Н. Цынского , который, по отзывам самих братьев Полевых, относился к бывшему редактору настолько лояльно, насколько это позволяла его должность , что, возможно, весьма поспособствовало смене либеральных взглядов Полевого на верноподданнические.

Вскоре Полевой переехал в Санкт-Петербург, где с 1835 по 1844 год издавал иллюстрированный ежегодник « Живописное обозрение достопамятных предметов из наук, искусств, художеств, промышленности и общежития, с присовокуплением живописного путешествия по земному шару и жизнеописаний знаменитых людей ». Участвовал в « Северной пчеле », в 1837—1838 годах заведовал литературным отделом газеты. В 1838—1840 годах был редактором « Сына отечества ».

В 1841 году Полевой вместе с Н. И. Гречем начал издавать ежемесячный журнал « Русский вестник » и был его единоличным редактором в 1842—1844 годах. Незадолго до смерти, в конце 1845 года, договорился с издателем А. А. Краевским о редактировании « Литературной газеты ». В петербургские годы выступал против В. Г. Белинского и так называемого гоголевского направления в литературе.

Авторы полемических и пародийных текстов о Полевом нередко приписывали ему нескромное высказывание: «Я знаю Россию — и Россия меня знает» . Действительно, во вступительном диалоге с читателем к повести Полевого «Клятва при гробе Господнем» (1832) сочинитель заявляет: «Русь знаю, Русь люблю, и — ещё более, позвольте прибавить к этому, — Русь меня знает и любит» .

Полевой умер в возрасте 49 лет «от нервной горячки», вызванной заключением в Шлиссельбургскую крепость его сына-студента, Никтополиона, задержанного при попытке самовольно перейти границу. Он был одним из первых литераторов, похороненных в той части Волкова кладбища , которая позднее получила название Литераторских мостков ( фото могилы ). От Никольского собора , где проходило отпевание, до кладбища толпа несла гроб на руках. П. А. Вяземский записал в дневнике:

Множество было народа; по-видимому, он пользовался популярностью. Я не подходил к гробу, но мне говорили, что он лежал в халате и с небритой бородой. Такова была его последняя воля. Он оставил по себе жену, девять человек детей, около 60 тысяч рублей долга и ни гроша в доме. По докладу графа Орлова пожалована семейству его пенсия в 1000 рублей серебром .

Белинский, сам активно полемизировавший с Полевым, тем не менее признал его значительные литературные заслуги в некрологе ему. Последующее поколение чтило в Полевом предшественника той разночинской интеллигенции , которая вышла на арену общественной и литературной жизни в 1840-е годы, однако сочинения его довольно быстро были преданы забвению и перестали издаваться.

Художественные сочинения

Полевой не только пропагандировал эстетику романтизма (в духе упрощённого шеллингианства ) в своих журналах, но и сам написал романтические повести «Блаженство безумия» (1833), «Живописец» (1833), «Эмма» (1834) и др. Основная тема беллетристики Полевого — сословные препятствия, с которыми сталкиваются в дворянском обществе одарённые разночинцы . Обычный герой повести Полевого — набожный, нравственно чистый выходец из среды мещанства , которому претит узость взглядов и отсталость его окружения . Аристократы представлены в качестве эгоистов , прячущих отсутствие убеждений и безнравственность за фальшивым фасадом блестящих манер.

Полевому принадлежат четыре десятка пьес . Чаще всего он обращается к событиям и деятелям русской истории. А. Н. Островский отмечал, что в царствование Николая I патриотические пьесы Полевого и Кукольника давали русским театрам «большие и постоянные сборы» .

С июля 1829 года Полевой издавал сатирическое приложение к «Московскому телеграфу», продолжавшее традиции просветительской сатиры конца XVIII века, — « ». Почти всё многообразное по жанрам содержание «Нового живописца» вышло из-под пера самого издателя; по Белинскому, это «лучшее произведение всей литературной деятельности» Полевого. Отличительной чертой манеры Полевого-сатирика видится отказ от преувеличений и гипербол .

Помимо переводов зарубежной прозы, выполненных для «Московского телеграфа» (в частности, сказок Гауфа ), Полевому принадлежит весьма вольный прозаический перевод « Гамлета » Шекспира (1837) — с сокращениями и прибавлениями. С восхищением высказывался об этом переводе шекспировед Д. М. Урнов :

…были чудные удачи, вроде «Гамлета», переведённого Полевым. Он и убрал порядочно, и «своего» понаписал, но сделал это талантливо, мощно, с напором. Вспомните хоть это: «За человека страшно мне!» Там было в чём блистать Каратыгину и Мочалову .

Исторические сочинения

В противовес « Истории государства Российского » Н. М. Карамзина , представлявшей всю историю России как хронику действий верховных её правителей, Полевой написал «Историю русского народа» (т. 1—6, 1829—1833). В этом труде он стремился перейти от изображения роли правителей, военных и внешнеполитических событий к выявлению «органического» развития «народного начала».

В «Истории» Полевой ориентировался на западноевропейскую романтическую историографию, прежде всего Гизо , и стремился выделить элементы общественного строя , реконструировать народные представления и пр. Критика пушкинского круга восприняла труд Полевого как недостойную пародию на Карамзина и осыпала автора «грубой бранью, доведённой почти до исступления» . Сам Пушкин , впрочем, в черновой рецензии расценил 2-й том благожелательнее, как более самостоятельную работу. Мнимая учёность «Истории» Полевого была им спародирована в « Истории села Горюхина ».

Тем не менее, Полевой сделал ряд наблюдений, ставших затем актуальными в исторических работах конца XIX — начала XX века. Полевой, в частности, верно писал о том, что новгородцы присутствовали на вече не в личном качестве, но как представители городских кварталов — «концов» . Кроме того, Полевой отмечал сходство политических институтов западноевропейских городов-коммун и политических институтов средневекового Новгорода, чем почти на столетие опередил свое время .

Первоначально Полевой планировал написать 12 томов (как и Карамзин) и объявил подписку именно на такое количество томов, однако из-за личных сложностей смог написать и издать лишь 6, что вызвало обвинения в финансовой недобропорядочности. Последние тома «Истории русского народа» не столь интересны, как первые два; в них сказывается спешка пишущего, который «сбивается» на традиционную «государственническую» схему изложения, пересказывает источники и т. п. Изложение Полевой довёл до взятия Казани Иваном Грозным.

После «Истории» Полевой написал ещё ряд исторических статей для широкого читателя. В работе «Малороссия, её обитатели и история» (Московский телеграф. — 1830. — № 17—18) выступил с радикальным отрицанием этнической и исторической родственности великороссов и малороссов , предлагал признать, что Малороссия никогда не была «древним достоянием» России (как на этом настаивал Карамзин):

В сей народности [мы] видим только два основных элемента древней Руси: веру и язык, но и те были изменены временем. Всё остальное не наше: физиогномия, нравы, жилища, быт, поэзия, одежда. <…> Мы обрусили их аристократов, помаленьку устранили местные права, ввели свои законы, поверья … но за всем тем обрусить туземцев не успели, так же как Татар, Бурятов и Самоедов» .


Примечания

  1. Бернштейн Д. И. // М. : Советская энциклопедия , 1968. — Т. 5.
  2. Козмин Н. К. // / под ред. А. А. Половцов СПб. : 1905. — Т. 14. — С. 295—303.
  3. Полевой Николай Алексеевич // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  4. . biblioclub.ru . Дата обращения: 28 ноября 2020. 7 декабря 2020 года.
  5. Проскурин О. А. Литературные скандалы пушкинской эпохи. — М.: ОГИ, 2000.
  6. Из эпиграмм на Полевого: «обритый сын брадатого отца» (Н. С. Голицын), «второй он гильдии купец и третьей гильдии писатель» (А. Писарев), «Мольеров мещанин забавен во дворянстве, забавней в авторстве московский наш купец» (Б. Фёдоров).
  7. Тычино Н. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. М. , 1896—1918.
  8. Фёдоров Г. А. К портрету Ф. Ф. Опискина // Литературная учёба . — 1987. — № 2. — С. 183—184.
  9. . Дата обращения: 17 февраля 2018. 11 июня 2018 года.
  10. . Дата обращения: 4 января 2018. 5 января 2018 года.
  11. Бернштейн Д. И. от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Краткая литературная энциклопедия . Т. 5: Мурари — Припев. — М., 1968. — Стб. 837—838.
  12. Островский А. Н. Собрание сочинений. — Т. 10. — М.: Гос. изд-во худож. лит-ры, 1960. — С. 116.
  13. Березина В. Г. Русская журналистика первой четверти XIX века. — Л.: ЛГУ, 1965. — С. 34—35.
  14. Курбатов В. Я. Подорожник. — Иркутск: Издатель Сапронов , 2006. — 416 с. — С. 166.
  15. Полевой первым писал о существовании феодализма на Руси, понимая под феодализмом не что иное как политическую раздробленность .
  16. Цит. по: Умбрашко К. Б. М. П. Погодин: Человек. Историк. Публицист. — М.: Ин-т российской истории, 1999.
  17. Полевой Н.А. История русского народа. М., 1830. Т. II. С.73-74
  18. Лукин П. В. Новгородское вече. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический проект, 2018. — С.14
  19. Назаренко М. Сокращенный рай: Украина между Гоголем и Шевченко // Новый мир . — 2009. — № 7. — С. 164.

Статьи и книги о Полевом

  • Сухомлинов М. И. от 27 декабря 2013 на Wayback Machine // Исторический вестник , 1886. — Т. 23. — № 3. — С. 503—528.
  • Сергеев М. Д. Иркутский отец «Московского телерафа» // Послесловие в книге Полевой Н. А. Мешок с золотом: Повести, рассказы, очерки. — Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1991. — Тираж 100 000 экз. — ( Литературные памятники Сибири ). — С. 559—607.
  • Исторические взгляды Н. А. Полевого. — М. : Изд-во МГУ, 1981. — 224 с.
  • Лурье С. А. Изломанный аршин: трактат с примечаниями. — СПб.: Пушкинский фонд, 2012. — 415 с.
  • Горощенова О. А. «Такие люди не часто являются…» / О. Горощенова // Земля Иркутская : Науч.-попул. иллюстрир. журн. — 2002. — N 2(19). — С. 66—70 : ил. (Библиогр. в конце ст.)
  • Горощенова О. А. Династия Полевых: сеять разумное, доброе, вечное...: монография / О. А. Горощенова ; М-во образования и науки РФ, Иркут. нац. исслед. техн. ун-т. - 3-е издание, исправленное и дополненное. — Иркутск: ИРНИТУ, 2015. — 126 с.: ил. — 100 экз. — ISBN 978-5-8038-1085-8 . (Библиография в подстр. примеч. Им. указ.: С. 121—126).

Ссылки

Источник —

Same as Полевой, Николай Алексеевич