Interested Article - Бескин, Осип Мартынович
- 2021-10-07
- 1
Осип Мартынович (Меерович) Бескин ( 11 ноября 1892 , Вильна — 1969 [ уточнить ] , СССР) — российский и советский литературный и художественный критик, редактор.
Биография
Родился 11 ноября 1892 года в Вильна , в семье купца второй гильдии (впоследствии таксатора) Меера Израилевича (Мартына Яковлевича, 1851—1904) и Екатерины Самойловны Бескиных. У него были сёстры Мина (1879), Пелагея (1883) и Елена (1886) и братья Абрам (провизор), Эммануил (впоследствии театральный критик) и (поэт, драматург, журналист, редактор).
Окончил экономическое отделение Киевского коммерческого института. Член РКП(б) — ВКП(б) (1919—1949 и с 1950).
Секретарь « Театральной газеты » (1916—1918); зав. Городского РОНО г. Москвы и член Моссовета (1920—1921); член правления Госиздата (1923—1925); председатель редакционно-издательского отдела Главполитпросвета и ответственный редактор журнала « Советское кино » (1926—1928) ; учёный секретарь (1929—1931); ректор новооткрывшегося Воронежского аграрно-педагогического института (1931—1932); главный редактор Государственного издательства изобразительного искусства ( Изогиз ) (1932—1934), главный инспектор Наркомпроса РСФСР по изобразительному искусству (1934—1936), одновременно ответственный редактор журналов Искусство и « Творчество » (1932—1940), директор и главный редактор издательства « Искусство » (1936—1938); директор выставки «Вторая Великая Отечественная война» в Дирекции художественных выставок и панорам (1942—1943), старший консультант по творческим вопросам Московского товарищества художников (1943—1946), художественный руководитель и ответственный редактор Товарищества художников «Советский график» (1946—1948), художественный руководитель по выпуску эстампов Комбината графических работ (1954—1963).
Член СП СССР (с 1934), член правления и президиума оргкомитета Союза художников СССР (1939—1950), член правления МОСХ (1939—1960-е).
Прозвище: «мелкий Бескин» (Виктор Шкловский, 20-е гг.). В конце 1940-х — начале 50-х гг. обвинялся в «космополитизме».
Персональный пенсионер республиканского значения с 1954 г. (в последние годы жизни — союзного значения).
Похоронен на Донском кладбище .
Творчество
Публиковался с 1917 года. В молодости чрезвычайно продуктивный и активный участник художественной жизни, легко вписался в идеологическую парадигму советской арт-критики 20-х гг., писал преимущественно о современных театре и поэзии (статьи о Клычкове, Клюеве, Орешине («Россеяне»), Багрицком («Больной Уленспигель»), Казине («Поэт, идущий стороной»), Асееве («Хорошо») и др.).
В 1930 году в книге «Кулацкая художественная литература и оппортунистическая критика» заклеймил «россеянство» в литературе, отождествляя его с «кулацко-патриархальной стихией» и «кулацкой агитацией».
"Она еще доживает свой век – старая, кондовая Русь с ларцами, сундуками, иконами, лампадным маслом, с ватрушками, шаньгами по «престольным» праздникам, с обязательными тараканами, с запечным медлительным, распаренным развратом, с изуверской верой, прежде всего апеллирующей к богу на предмет изничтожения большевиков, с махровым антисемитизмом, с акафистом, поминками и всем прочим антуражем.
Еще живет «россеянство», своеобразно дошедшее до нашего времени славянофильство, даже этакое боевое противозападничество с верой по-прежнему, по старинке, в «особый» путь развития, в народ-«богоносец», с погружением в «философические» глубины мистического «народного духа» и красоты «национального» фольклора".
Уличал критиков А. Воронского и В. Полонского в том, что они выдали «мандат на представительство от крестьянской литературы псевдокрестьянским, кулацким писателям — всяческим и разных масштабов Есениным, Клюевым, Клычковым, Орешиным, Радимовым и пр.».
В 30-х гг. яростно обличал «формализм» в литературе («Вывихнутое, формалистическое творчество Заболоцкого, ярко демонстрирует, в какой тупик приходит поэт, не связанный вплотную с жизнью, с нашей действительностью, не понимающий её процессов. Бытование в скворешнике приводит к скворцовому сознанию, скворцовой поэзии. А скворцовый язык, как бы ни был он забавен, есть все же только птичий язык» ) и живописи (в книге «Формализм в живописи» обвиняются в реакционности все художники, чье творчество отмечено эстетическим поиском за пределами соцзаказа: Шевченко, Штеренберг, Истомин, Фонвизин, Тышлер и Лабас, Древин и Удальцева, Филонов, Пунин, Малевич, Клюн, Суетин и др.).
Автор нескольких монографий о советских художниках.
Семья и личная жизнь
У Осипа Бескина был роман с актрисой Вероникой Полонской .
Сын — Никита (1931—1992), физик .
Его сестра Пелагея (1883—?), зубной врач, была с 1905 года замужем за математиком Израилем Яковлевичем Кабачником, который служил в чаеразвесочной фабрике Высоцкого; их сыновья — советский химик, академик АН СССР Мартин Израилевич Кабачник и математик-статистик Яков Израилевич Кабачник.
Интересные факты
Бескин послужил прототипом отрицательного персонажа Осипа Давыдовича Иванова-Петренко в романе Ивана Шевцова « Тля » .
Сочинения
- Кулацкая художественная литература и оппортунистическая критика. М., 1930, 1931
- Творческий путь Маяковского. Воронеж, 1931
- Формализм в живописи. М., 1933
- Художник-герой. М., 1956
- Екатерина Белашова. М., 1958
- Юрий Пименов. М., 1960
- Виктор Шестаков. М., 1965
- Георгий Ечеистов . М., 1969
Примечания
- / К. Д. Муратова. — Л. : Изд-во АН СССР, 1933. — С. 240. — 344 с. 21 января 2021 года.
- // Советское кино : журнал. — 1926. — № 1 . 22 июля 2021 года.
- Бескин О. О поэзии Заболоцкого, о жизни и о скворешниках // Литературная газета, 1933, № 32 (260), 11 июля. С. 2.
- . Дата обращения: 31 марта 2017. 1 апреля 2017 года.
- Громова Н. Странники войны: Воспоминания детей писателей. 1941—1944. — М., 2012.
- . Дата обращения: 31 марта 2017. 1 апреля 2017 года.
- 29 мая 2014 года.
- 2021-10-07
- 1