Interested Article - Альвары

Альвáры ( англ. alvars, alwars, azhwars , там. ஆழ்வார்கள் [aːɻʋaːr] , дословно, «погружё́нные [в Бога]») — группа средневековых тамильских поэтов - вайшнавов . В число альваров входит 12 поэтов, живших в течение VI—X веков нашей эры. Альвары почитаются в Южной Индии как святые . Канонический свод их сочинений под названием «Священное собрание 4000 стихов» ( Дивья-прабандха ) составлен в X веке собирателем тамильских гимнов Натхамуни . В нём нашла отражение южноиндийская ветвь вайшнавского движения бхакти , опиравшаяся на санскритские источники, а также на местную религиозно-поэтическую традицию поклонения Вишну . В поэзии альваров Вишну предстаёт не только Высшей реальностью ( Брахманом ), но и личностью, с которой можно установить близкие отношения. Альвары проповедовали идею самоценности любви к Богу. Самым авторитетным из альваров считается Наммальвар , чьё творчество почитается как «тамильские Веды» .

Этимология

«Альвары» ( там. ஆழ்வார்கள் [aːɻʋaːr] ) в дословном переводе означает «люди, погружённые, углублённые во что-то, поглощённые чем-то». Их назвали так потому, что они были полностью погружены в любовь и преданность Вишну .

Происхождение альваров

Альвар Тирумангай со своей супругой Кумменти

Согласно традиции индуизма , альвары жили около 5000 лет назад в самом начале Кали-юги . По оценкам учёных, они проживали в период с VI по X века н. э. в регионе Тамилнад в Южной Индии . Начиная с VI—VII веков движение бхакти в тамильской Южной Индии постепенно набирает силу. Оно вылилось в две тамильские религиозные традиции: вайшнавскую альваров и шиваитскую наянаров . Они развивались практически параллельно. Традиция канонизировала двенадцать альваров. Первыми среди них считаются Пойгай , Пудам ( Бхутам ), Пей и, вероятно, Тирумажисей (VI—VII века). К IX веку относится творчество Тирупанна , Тондарадипподи , знаменитых Перияльвара и его приёмной дочери Андаль , создавшей искусную поэму и цикл лирических стихов, в которых она представляет себя в качестве супруги Кришны , развивая мистическую сублимацию эротического чувства (шрингара). Самым поздним и одновременно выдающимся из альваров считается Наммальвар (IX—X века). По преданию, он провёл в медитации 16 лет, пока перед его мысленным взором не возник Вишну и «открыл поток его поэзии», который, по мнению некоторых исследователей, концентрирует духовный опыт не только вайшнавизма , но и других направлений индуизма .

Опирающийся на наследие альваров шри-вайшнавизм создал целую «житийную» литературу, в которой уже сами альвары становятся объектами мифологизации и рассматриваются как воплощения атрибутов и спутников Вишну. Им приписывается множество чудес, а также грандиозная комментаторская литература на санскритизированном тамили . К числу поздних альваров иногда относят даже собирателя их гимнов Натхамуни и первого учителя шри-вайшнавизма Ямуначарью (X — XI века), который начал интеграцию верований альваров в ведическую философию .

Религиозная поэзия

Баладжи ( Венкатешвара ), один из объектов почитания альваров

Истоки религиозной поэзии альваров носят смешанный характер. Они включают Бхагавад-гиту , где путь бхакти получил статус высшего пути освобождения, более эффективного, чем два других ( джняна-йога и карма-йога ), Панчаратру (тексты, посвящённые культу Вишну или Нараяны), популярный кришнаизм и ранние антологии тамильской поэзии . Религиозное мировоззрение опирается на священные тексты Северной Индии. Ими были Бхагавад-гита , Вишну-пурана и Хариванша . Что касается Бхагавата-пураны , то вопрос взаимоотношений традиции альваров и традиции, к которой принадлежит данный текст, остаётся дискуссионным и мало изученным. Обе традиции развивались в одно и то же время, исходя из чего определение особенностей их возможного влияния друг на друга весьма затруднительно .

В центре поэтического культа альваров находится Вишну, его многочисленные аватары и частичные воплощения. К ним относится образ Тирумаля (Маль, Майон), тамильский вариант Вишну-Кришны. Традиция воспевания Вишну- Тирумаля ранее была представлена в тамильской литературе произведениями «Парипадаль» ( IAST : Paripāṭal ) и «Силаппадигарам» ( IAST : Cilappatikāram ). Один из альваров, Перияльвар , предположительно был первым среди поэтов, кто создал цикл гимнов о Кришне -пастухе («Кришнаяна») . Тирумаль воспевается в поэзии альваров в трёх основных модусах :

  • легендарные подвиги, из историй о классических инкарнациях Вишну (аватары), прежде всего в образе Кришны;
  • воплощение Вишну в храмовых статуях (упоминается до 95 святилищ);
  • незримое пребывание Вишну в сердцах последователей-бхактов.

Для творчества альваров характерно несколько черт :

Каменное изваяние Вишну-Тирумала, XIV век, Индия
  • вера в Высшую реальность ( Брахмана ) сочетается с поклонением ему в конкретном облике, то есть альвары выбирают персонифицированного, а не абстрактного Господа;
  • альвары сохранили тесную связь религиозного культа Вишну с брахманской традицией, её храмовыми ритуалами и текстами ( Ведами и ведангами );
  • почитание избранной формы Господа происходит с привязкой к конкретной местности и храму, где почитается воплощение Вишну (так называемый «генолокотеизм»);
  • целью жизни и творчества альваров-бхактов является достижение мокши , что равносильно соединению с возлюбленным Вишну;
  • первостепенное значение в личных отношениях с Вишну отводится божественной милости ( прапатти );
  • освобождение (мокша) не рассматривается как полное растворение индивидуальности в Высшей реальности, выше её является пребывание у «стоп Вишну», то есть близость к Господу с одновременным частичным сохранением индивидуальности;
  • чувства выражаются от первого лица, от имени мужчины или женщины, и имеют широкий диапазон, от полного отчаяния до радостного экстаза в желании бхакта слиться с Господом;
  • любовь к Вишну выражается через пение гимнов (нередко в сопровождении музыки и танцев);
  • большое значение придаётся вайшнавской общине, внутри которой не играют роли кастовые, возрастные и половые различия.

Вместе с тем поэзия альваров является миссионерско-полемической. Объектом их полемики выступают представители других, соперничавших с вайшнавами направлений индийской религиозной мысли: шиваиты, буддисты и джайны.

Священное собрание 4000 стихов

Наследие альваров было собрано в IX — X веках Натхамуни . По легенде, часть текста была передана ему самим Наммальваром. Сборник «Налайира тиввияппирабандам» («Священное собрание 4000 стихов», Дивья-прабандха ), включает 24 произведения, распределённые по четырём циклам. В шри-вайшнавизме его называют «тамильскими Ведами» с претензией на звание самых почитаемых древних текстов. О бхакти на юге Индии в отечественной индологии написано крайне мало. В книге «Тамильская литература» от 1987 года можно найти небольшой раздел «Тамильская поэзия бхакти. Возникновение и расцвет традиции», написанный Дубянским А. М. Ему же принадлежит статья «Кришнаитская поэма Андаль „Тируппавей“», содержащая перевод и анализ произведения выдающейся поэтессы . Образцы поэзии тамильских бхактов представлены в шестнадцатом томе (первая серия) Библиотеки всемирной литературы «Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Японии» .

Влияние творчества альваров на культуру и религию Индии

Влияние альваров на развитие средневекового индуизма оказалось многосторонним и глубоким. Образ игривого Кришны и другие темы и акценты в поэзии альваров определили множественные мотивы знаменитой Бхагавата-пураны (X век), а через неё и тамильского вайшнавизма в целом. Индолог Фридхельм Харди пришёл к выводу, что чувственность, важнейшая черта движения бхакти, впервые утверждается именно в поэтической традиции тамильских альваров . Андаль и Наммальвару принадлежит значительный вклад в мистическую эротику. Собиратель стихов Натхамуни оказался у истоков новой философии, вишишта-адвайты . Поэзия альваров оказала значительное влияние как на народную, так и на религиозную культуру. В результате гимны альваров стали обязательными для исполнения во время ритуальных церемоний и богослужения в Южной Индии . Творчество альваров стало важной эпохой в истории индийской литературы, поскольку в нём были выработаны основные темы, образы, художественные приёмы, поэтические формы, которые впоследствии были подхвачены и развиты поэзией бхакти в других регионах Индии. Творчество альваров способствовало становлению смежного шиваитского бхакти в поэзии наянаров .

Полный список альваров

Альвар Период и место Другие имена Месяц Накшатра Символ
1 Пойгай VII век н. э. , Канчипурам Саро-йоги, Касара-йоги, Пойгайпиран, Падмамуни, Кавиньярпорейеро Айпаси Тирувонам (Шравана) Панчаджанья (раковина)
2 Бхутам VII век н. э. , Махабалипурам Пудам, Бхуттатар Айпаси Авиттам (Дхаништха) Каумодаки
3 Пей VII век н. э. , Маяпур Кайравамуни, Махадахваяр Айпаси Садаям (Сатабхишак) Нандака (меч)
4 Тирумажисей VII век н. э. , Терумазайзай Бхактисар, Бхаргавар, Магисарапуришварар, Малисайпиран Тхай Магам (Магха) Сударшана
5 Наммальвар IX век н. э. , Алвартерунагари Садагопан, Садари, Паранкусун, Маран, Вакула Баранан, Куругаяр-коне Вайгаси Вишакам (Вишакха) Вишваксена
6 Мадхуракави IX век н. э. , Тируколлур Инкавьяр, Альваруку Адиян Читхирай Читхирай (Читра) Гаруда
7 Кулашекхара VIII век н. э. , Кодунгаллер Коликавалан, Кудалнаякан, Койиконе, Вилаварконе, Чейраларконе Маси Пунар Пусам (Пунарвасу) Каустубха
8 Перияльвар IX век н. э. , Шривиллипутур Вишнучитар, Патанадан, Ватарпиран, Шривилипутурар, Шриранганатха-свасурар Ани Свати (Свати) Гаруда
9 Андаль IX век н. э. , Шривиллипутур Чудикодута Начеяр, Годай, Годай-пирати Ади Пурам (Пурва-пхалгуни) Бху-деви
10 Тондарадипподи VIII век н. э. , Пулабутангуди Вибранараянар, Тирумандангудияр, Бхактангирирену, Паллиунартияпиран Маргари Кетай (Джьештха) Виджаянти
11 Тирупанна VIII век н. э. , Уорейиер Панар, Муниваханар,Йогиваханар, Кавишварар Картхигай Рогини (Рохини) Шриватса
12 Тирумангай VIII век н. э. , Тирукураялур Калиян, Алинадан, Налукави-перумал, Арулмари, Паракалан, Мангаярконе Картхигай Критикал (Криттика) Шаранга (лук)

Галерея воспеваемых альварами храмов

Храм Ранганатхасвами ( Шрирангам ) Храм Падманабхасвами ( Тируванантапурам ) Храм Вишну в форме Каллажагар (убийцы демонов) (недалеко от Мадурая ) Храм Шарангапати ( Кумбаконам ) Храм Варадараджа Перумал ( Канчипурам ) Храм Андаль (Шривиллипутур) Храм Венкатешвары ( Тирумала )

См. также

Примечания

  1. Дубянский А. М. . Большая российская энциклопедия (2005–2018). Дата обращения: 24 июня 2018. 24 июня 2018 года.
  2. , с. 48.
  3. , с. 67.
  4. , с. 68.
  5. , с. 46.
  6. , с. 46—47.
  7. , с. 63—67.
  8. Дубянский А.М. Кришнаитская поэма Андаль «Тируппавей» / Сост. В.Г. Лысенко. — Smaranam. Памяти Октябрины Федоровны Волковой. — М. , 2006. — С. 101—121.
  9. / Серебряный С. (пер. и вступ. статья). — Библиотека всемирной литературы. Серия первая. Литература древнего Востока, античного мира, средних веков, Возрождения, XVII и XVIII вв.; в 16 томах. — М. : Худож. лит., 1977. — С. 115-128. — 926 с. 11 апреля 2019 года.
  10. Hardy F. Virāha-bhakti. The Early history of Krisna devotion in South India. — Delhi, Oxford, New York: Oxford University Press, 1983. — P. 5.
  11. , p. 9.

Литература


Источник —

Same as Альвары