Interested Article - Даршан

Нескончаемый поток паломников ради даршана Джаганнатха в Пури

Да́ршан , да́ршана ( санскр. दर्शन [ IAST : darśana ] «лицезрение») — термин в философии индуизма , охватывающий широкий круг значений, восходящих к зрительному восприятию: взгляд, воззрение, точка зрения, интуиция, прозрение, лицезрение, учение, философия и т. п. В религиозной практике индуизма даршаном называют созерцание божества, почитаемого человека или священного объекта. Даршан носит двухсторонний характер: верующий лицезрит объект поклонения, в то время как объект «видит» посетителя (верующего). В религиозной практике результатом даршана является благословение, полученное от ви́дения божественного .

Этимология и значение

Термин произошёл от санскр . «darśana», что означает «ви́дение» или «зрение». Последнее, в свою очередь, возникло от глагола «dṛś», то есть «видеть», «наблюдать» . Видящий или зритель именуется «дарши». Даршан трактуется как «внутреннее» или «духовное зрение», которое освещает или проясняет внутреннее пространство человека, находящиеся в его уме мысли и образы. В то же время даршан означает интеллектуальную ясность умозрения и озарение ума светом откровения. В целом, даршан рассматривается как ви́дение реальности и прозрение .

В философской литературе термин может употребляться как аналог западного понятия «мировоззрение» или «философия». Даршан как мировоззрение ассоциируется с непосредственным ви́дением реальности в противовес рационалистическому духу европейской философии. Кроме того, даршан отражает практическую сотериологическую ориентацию индийской мысли, — её нацеленность на освобождение от перерождений , — в отличие от чисто теоретического интереса, свойственного европейскому подходу .

Даршан в вайшнавской традиции

Шубха-даршан: Радха видит Кришну в отражении своего зеркала. Северная Индия , 1660 год. Из коллекции Художественного музея Сан-Диего Кришна дает даршан Арджуне своей космической формы — Вишварупы . Северная Индия , 1820 год. Из коллекции Бруклинского музея Вишну даёт даршан своим преданным на Вайкунтхе . Северная Индия , 1820 год. Из коллекции Бруклинского музея Читра-даршан: Радха со спутницей видит изображение Кришны на стене. Раджастхан , 1675 год. Из коллекции Музея искусств округа Лос-Анджелес

Лицезрение божественного

В религиозной жизни даршан отождествляется с ви́дением божественного. Главная цель верующего, приходящего в храм или совершающего паломничество, состоит в лицезрении образа Бога , святого или божественного объекта. В течение жизни для обретения освобождения также рекомендуется получить даршан связанных с богами священных мест — Гималаев , Каньякумари , Ганга , святых городов и т. п. Получение даршана Бога и святого является двухсторонним: божество или святая личность видит паломника, обращает на него своё внимание .

Мукхалинга: лингам с лицом, пещера № 4 в пещерных храмах Удаягири

Миллионы верующих устремляются в храмы для лицезрения божества. У мурти божеств могут специально подкрашиваться и изображаться преувеличенными глаза, чтобы Бог и человек лучше «видели» друг друга. Ценным считается даршан, полученный в определённые дни недели либо в определённые («священные») даты индуистского календаря. Например, даршан Сиддхи Винаяка ( Ганеши ) в Мумбаи популярен во вторник, особенно если вторник совпадает с четвёртым днём уходящей луны. Даршан гуру получают по четвергам (так как четверг приурочен к планете Юпитер / Гуру и называется «гурувар»), а даршан Лакшми — по пятницам .

Божественный образ может быть представлен по всем канонам, а может, напротив, быть неканоническим, который и не пытается воспроизвести узнаваемый образ. Канонические образы имеют, как правило, антропоморфный , то есть человеческий облик, а могут быть теориоморфными , сочетающими человеческие и животные формы. Лингам , гладкий камень и объект поклонения, является самым известным неантропоморфным символом, олицетворяющем Шиву . Однако и у него храмовые служители могут подрисовывать «глаза» для получения даршана .

Изображения божеств создаются специально обученными мастерами в ритуально предписанном порядке по храмовым правилам, называемым Агамами . Здесь нет места ни для художественного вымысла, ни для авторской интерпретации. Образы божеств освящаются и «получают жизнь» в ходе особого ритуала. Когда образ под влиянием многочисленных пудж и поклонения становится непригодным, его удаляют из святилища и уничтожают в ходе другого особого ритуала .

Роль даршана в индуизме

Ученики получают даршан учителя. Миниатюра, Хайдарабад , 1800-е годы

Считается, что индуизм основан на ортопраксии : в нём бо́льшее внимание уделяется действиям и поступкам, а также личному опыту, нежели осмыслению и умозаключениям. Даршан считается высшей точкой личной духовной практики — он представляет собой лицезрение божественности. В то же время даршан является самой простой практикой: он не предполагает молитв и подношений, а также совершения ритуалов. Даршан — прямое ви́дение божественности, которое носит обоюдный характер. Верующий лицезрит Бога, в то время как Бог видит верующего. Считается, что даршан приводит к обретению божественной милости . Её получение зависит от ментального настроя верующего. Богови́дение определяется непоколебимой верой и искренней преданностью .

Ратха-ятра , или праздник колесницы, в ходе которого статуи божеств провозят по улицам города, позволяет получить даршан божества тем, кто не имеет права войти в храм .

Духовный учитель, или гуру , может дать даршан своим последователям . В неоиндуизме большую популярность получили даршаны духовных лидеров, таких как Сатья Саи Баба , Мата Амританандамайи и других .

Галерея: современный даршан

Очередь на даршан в храм Бадринатха ( Индия ), 2017 год Даршан Сатья Саи Бабы и раздача пищи бедным. Индия, 1948 год Даршан Шри Шри Рави Шанкара на Махашиваратри в 2017 году Очередь на даршан Венкатешвары ожидает несколько часов в построенном для неё комплексе Vaikuntam Queue в форме полукруглого здания. Тирумала , 2007 год

См. также

Примечания

  1. . Encyclopædia Britannica (2018). Дата обращения: 18 октября 2018. 19 октября 2018 года.
  2. , с. 322.
  3. , с. 323.
  4. , с. 161.
  5. Pattnaik D. (англ.) // Sunday Midday Mumbai. — 2009. — 10 May. 19 октября 2018 года.
  6. , p. 41.
  7. , p. 54.
  8. , p. 119.

Литература

  • Дубянский А. Даршан // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. Альбедиль М. Ф. и Дубянского А. М . — М. : Республика , 1996. — ISBN 5-250-02557-9 .
  • Лысенко В. Г. Даршана // Индийская философия: Энциклопедия / Отв. ред. М. Т. Степанянц ; Ин-т философии РАН . — М. : Издательская фирма «Восточная литература» РАН , Академический проект , Гаудеамус, 2009. — С. 322—323. — 952 с. — 3000 экз. ISBN 978-5-02-036357-1 .
  • Лысенко В. Г. Даршана, анвикшики и дхарма: философия и религия в Индии / Степанянц М. и Шаймухамбетова Г. — Методологические проблемы изучения истории философии зарубежного Востока. — М. : Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1987. — 184 с.
  • Eck D. Darśan, seeing the divine image in India. — New York: Columbia University Press , 1996.
  • Jones C. Encyclopedia of Hinduism / Jones C. and Ryan J. — New York: Facts On File, 2007.
Источник —

Same as Даршан