Interested Article - Бала-Кришна
- 2021-03-04
- 1
Ба́ла-Кри́шна ( IAST : bālakṛṣṇa , « младенец Кришна » или « ребёнок Кришна», иногда также переводится как «божественный ребёнок Кришна») — одна из форм Кришны в индуизме , в которой он предстаёт как Бог-ребёнок.
История
Поклонение Бала-Кришне, божественному ребёнку, является значительным, хотя и малоизученным аспектом кришнаизма . Бала-Кришна — одна из самых популярных форм Кришны в современном индуизме, в особенности в ряде традиций регионального поклонения в Индии . Самые ранние исторические свидетельства поклонения Кришне относятся к периоду V — II веков до н. э. , когда, согласно трудам Мегасфена , « Артха-шастре » Чанакьи и надписи на колонне Гелиодора , Кришне-Васудеве поклонялись в монотеистическом контексте как Верховной Личности Бога , как Верховному Существу, вечному, совершенному и полному блаженства. Культ Бала-Кришны исторически является одной из самых древних форм поклонения в кришнаизме и одним из важных этапов в истории развития Кришна- бхакти . Культ Бала-Кришны был одной из традиций, которые на более позднем этапе своего развития слились вместе и достигли кульминации в поклонении Радхе-Кришне как сваям-бхагавану . Другие монотеистические традиции, такие как бхагаватизм и культ Гопала , наряду с культом Кришны-Васудевы явились основой для современных течений монотеистического кришнаизма. Согласно Клаусу Клостермайеру :
Современная традиция поклонения Кришне возникла в результате синтеза различных элементов. Согласно историческим свидетельствам, культ Кришна-Васудевы достиг своего расцвета в регионе Матхуры за несколько веков до рождества Христова. Вторым по значимости элементом в этой традиции был культ Кришна-Говинды , а на более позднем этапе — поклонение Бала-Кришне, Кришне как божественному ребёнку — важный аспект современного кришнаизма. Новейшим элементом, похоже, был культ Кришна-гопиджанаваллабхи — поклонение Кришне как возлюбленному пастушек гопи , среди которых Радха занимает особое положение. В некоторых источниках Кришна представляется как основоположник и первый учитель религи бхагавата
.
В « Бхагавад-гите » Кришна учит универсальной монотеистической религии и объявляет себя Всевышним Богом, сваям-бхагаваном. По мнению некоторых учёных, историческое слияние культов Кришны и Вишну повлекло за собой передачу Кришне многих эпитетов и функций Вишну. Детские игры Кришны оказались в центре средневековых культов Кришна-бхакти, из которых позднее развился ряд традиций кришнаизма.
Поклонение Бала-Кришне вышло за пределы Индии и пришло на Запад во второй половине XX века , в основном благодаря вайшнавскому религиозному деятелю и проповеднику Бхактиведанте Свами Прабхупаде . С целью проповеди гаудия-вайшнавской традиции индуизма в 1965 году Свами Прабхупада прибыл в США и годом позже основал индуистскую вайшнавскую организацию Международное общество сознания Кришны (ИСККОН), также получившую известность как движение Харе Кришна . Одной из основных целей в своей проповеднической деятельности Свами Прабхупада считал открытие храмов Кришны по всему миру. Ещё до основания ИСККОН, всего лишь через два месяца после прибытия в США, он хотел открыть большой храм Бала-Кришны в Нью-Йорке . В письме одному из своих меценатов в Индии, Сумати Морарджи, Бхактиведанта Свами Прабхупада писал следующее:
Мне кажется, что для этой цели мы должны немедля открыть храм Бала-Кришны в Нью-Йорке. Как преданная Господа Бала-Кришны Вы должны как можно скорее взяться за выполнение этой великой и благородной миссии. На сегодняшний день для индуистов в Нью-Йорке нет храма, в котором они могли-бы поклоняться, тогда как в Индии существует такое огромное количество американских миссионерских общин и церквей.
В настоящее время Бала-Кришна является популярным объектом поклонения для индуистов на Западе.
Бала-Кришна в индуистских литературе и искусстве
Замечательны некоторые чудесные игры , совершённые Кришной в этой его форме божественного младенца. В « Шримад-Бхагаватам » и других Пуранах описывается история, в которой демоница Путана попыталась отравить Кришну, накормив его молоком из своей груди, намазанной ядом. Кришна, однако, высосал из груди Путаны вместе с молоком её жизнь.
В искусстве Бала-Кришну часто изображают как маленького проказливого ребёнка-ползунка, ворующего и поедающего сливочное масло вместе со своим братом Баларамой .
Одним из самых замечательных архитектурных памятников культа Бала-Кришны является храм Бала-Кришны в Хампи , построенный виджаянагарским раджей Кришнадевараей в 1513 году . Центральный алтарь храма был посвящён мурти Бала-Кришны, а на стенах основного храма и гопурам вырезаны на камне различные истории Кришны из Пуран.
Божество Бала-Кришны в Удупи
Самым знаменитым мурти Бала-Кришны является Шри Кришна в Удупи , которого установил там сам Мадхвачарья . По преданию более 5000 лет назад сам Кришна с помощью зодчего богов Вишвакармы изваял из шалаграма-шилы мурти Бала-Кришны и мурти Баларамы . Говорится, что этим божествам поклонялась жена Кришны Рукмини в Двараке . Через некоторое время божества попали к Арджуне , который поклонялся им и в конце своей жизни закопал их. В XIII веке один капитан корабля поднял два огромных куска глины (гопи-чандана) на борт своего судна и стал использовать их в качестве балласта . Однажды этот корабль проплывал мимо берега у деревни , что в пяти километрах к западу от Удупи. Начался шторм, и корабль был близок к тому, чтобы потерпеть крушение. Но Мадхавачарья, занимавшийся в этот момент медитацией на берегу, замахал своей одеждой, привлёк внимание моряков и таким образом спас судно и находившихся на нём людей. В знак благодарности капитан попросил Мадхвачарью принять в дар любую вещь, которую он увидит на борту корабля. Мадхавачарья забрал с собой куски глины. Разломав их, он обнаружил прекрасные мурти Кришны и Баларамы . Балараму он установил около Малпе, и это божество с тех пор известно под именем Вадабхандешвара. Мурти Кришны Мадхвачарья отнёс в Удупи и установил его в своём монастыре, который после этого стал важным местом паломничества. Начатое Мадхвой поклонение этим божествам не прекращается и по сей день. Во время церемонии установки божеств рядом с Кришной поместили лампадки, обнаруженные вместе с божеством в глине. Как часть ритуала сам Мадхвачарья зажёг их и с тех пор огонь в лампадках поддерживается непрерывно вот уже более 700 лет.
В массовой культуре
В фильме « Игла » у главного героя Моро, роль которого исполняет Виктор Цой , имеется картинка с изображением Бала-Кришны и Баларамы .
В России
В начале 1990-х годов в Амурской области была найдена бронзовая статуэтка. Было установлено, что скульптура изображает Бала-Кришну с куском масла (Махана) в руке и принадлежит к индуисткому культу.
Изображение могло было быть принесено в среду монгольских народов в период возникновения ламаизма и их знакомства с буддизмом, возможно, в первой половине II тыс. Существует предположение, что скульптурка могла попасть на Амур и благодаря даурам – моголоязычному народу, выделившемуся из общемонгольского центра, и мигрировавшему в Приамурье где-то XII—XIII веках, которые могли принимать её за предмет буддийского культа или же использовали в шаманских практиках.
Примечания
-
↑
,
Оригинальный текст (англ.)Present day Krishna worship is an amalgam of various elements. According to historical testimonies worship already flourished in and around Mathura several centuries before Christ. A second important element is the cult of Krishna Govinda. Still later is the worship of Bala-Krishna, the Divine Child Krishna - a quite prominent feature of modern Krishnaism. The last element seems to have been Krishna Gopijanavallabha, Krishna the lover of the Gopis, among whom occupies a special position. In some books Krishna is presented as the founder and first teacher of the Bhagavata religion
- Basham, A. L. (англ.) // The Journal of Asian Studies. — Association for Asian Studies, 1968. — May ( vol. 27 , no. 3 ). — P. 667–670 . 8 апреля 2022 года.
- , p. 540-42
- ↑ Miller, Barbara Stoler; Hawley, John C. Love Song of the Dark Lord (англ.) . — New York: Columbia University Press , 1997. — ISBN 0-231-11097-9 .
- ↑ Goswami, Satsvarupa dasa. [www.sdgonline.org Srila Prabhupada Lilamrta Vol 1-2] (англ.) . — GN Press. — P. Ch.13 "Struggling Alone". — ISBN 0892133570 .
- Satsvarupa dasa Goswami (1998), The Qualities of Sri Krsna , GNPress, pp. 152 pages, ISBN 0911233644
- (англ.) . Hampi.in. Дата обращения: 25 мая 2008. 24 февраля 2008 года.
- Knott, Kim . Hinduism: a very short introduction (англ.) . — Oxford [Oxfordshire]: Oxford University Press , 1998. — P. 33. — ISBN 0-19-285387-2 .
- (англ.) . indiapilgrim.in. Дата обращения: 25 мая 2008. 3 июля 2007 года.
- C. M. Padmanabhacharya, от 14 февраля 2012 на Wayback Machine , 1983
- Болотин Д. П., Кухаренко С. В., Шеломихин О. А. // . — Благовещенск: БГПУ , 2020. — Т. Выпуск 10. — С. 27-36. — ISBN 978-5-8331-0422-4 .
Литература
- Hastings, James Rodney . (англ.) . — Volume 4 of 24 ( Behistun (continued) to Bunyan.), 2nd edition 1925-1940, reprint 1955. — Edinburgh: , 2003. — ISBN 0-7661-3673-6 .
- Hein, Norvin. IAST : Kṛṣṇaism : The Cult of Gopāla (англ.) // History of Religions. — The University of Chicago Press , 1986. — May ( vol. 25 , no. 4 ). — P. 296—317 . — ISSN . 8 мая 2022 года.
- Klostermaier, Klaus K. (2005), A Survey of Hinduism , State University of New York Press ; 3 edition, ISBN 0791470814
- Singer, Milton. Krishna Myths Rites & Attitudes (англ.) . — University of Chicago Press , 1900.
- Delmonico, N. (англ.) // The Hare Krishna Movement: The Postcharismatic Fate of a Religious Transplant. — 2004.
- Klostermaier, Klaus K. (2007), (3rd ed.), Albany, NY: State University of New York Press , ISBN 0791470822
- 2021-03-04
- 1