Interested Article - Мокша (философия)
- 2021-02-01
- 1
Мо́кша ( санскр. मोक्ष IAST : mokṣa , «освобождение»), или му́кти ( санскр. मुक्ति ): в индуизме , джайнизме и раннем буддизме — освобождение из круговорота рождений и смертей ( сансары ), от всех страданий и ограничений материального существования.
В философии индуизма понятие «мокши» рассматривается как возвышенное, трансцендентное состояние сознания, в котором материя , время , пространство и карма , так же как и другие элементы эмпирической реальности, рассматриваются как майя . Мокша, однако, не является посмертной наградой за благочестивые поступки — освобождение достигается в течение земной жизни посредством преодоления эгоизма, или ложного эго ( аханкары ), и раскрытия истинной, глубинной сущности индивида как чистого духа или души. Такой освобождённый называется «освобождённый при жизни» — « дживанмукта ».
Последователями адвайты мокша понимается как осознание индивидом своего тождества с Брахманом , который есть блаженство (ананда). Для них мокша является высшим совершенством на пути йоги и характеризуется отсутствием желаний: обусловленное сознание «нама-рупа» («имён и форм») уже растворилось и проявилась вечная природа дживы , свободной от отождествления с формами этого материального мира майи. Освобождение достигается через прекращение всех желаний — состояние, которое также известно как нирвана , хотя буддийская трактовка освобождения несколько отличается от той, которая даётся последователями адвайта-веданты.
Индуизм
В индуизме мокша рассматривается как конечное освобождение от материального отождествления, от оков двойственности, и осознание своей истинной, вечной сущности как чистого духа, исполненного знания и блаженства ( сатчитананда ) — состояние, которое не поддаётся описанию и трансцендентно к чувственному восприятию.
Согласно философской школе адвайта-веданте , при освобождении индивидуальная душа атман осознаёт своё единство с Основой и Источником всего сущего — Брахманом . Конечной ступенью совершенства является осознание того, что душа как индивидуальная сущность никогда не существовала.
В традициях двайты индуизма утверждается, что слияние освобождённой души ( дживы ) с Богом невозможно, так как между ними вечно существуют определённые различия. В вайшнавизме , самой многочисленной ветви индуизма, мокша означает отказ от своего материального эго и восстановление своей изначальной, духовной индивидуальности как чистого, преданного слуги Бхагавана Вишну , который также известен под другими именами, такими как Кришна , Рама , Нараяна и т. д. В священных писаниях индуизма , таких как « Бхагавад-гита », « Махабхарата », « Рамаяна » и других, превозносится именно такое личностное понимание мокши в контексте бхакти , и объявляется, что бхакти-йога является путём к достижению мокши. С другой стороны, в философии монистической школы индуизма адвайта-веданты или брахмавады, чья доктрина основана на Упанишадах , говорится что Верховный Дух не имеет формы, находится по ту сторону бытия и небытия, за пределами осязаемости и понимания. Эти две концепции мокши в индуизме — личностная и безличностная — рассматриваются по-разному различными течениями в индуизме.
- В школах двайты и , которые относятся к персоналистской традиции вайшнавизма, определение мокши даётся как вечных, любовных взаимоотношений с Богом ( Ишварой ), которые считаются высшим совершенством существования. Бхакта (преданный) на стадии высшего совершенства достигает вечной обители своего Верховного Господа, где, сохраняя свою индивидуальность, но уже в духовном теле сатчитананда , наслаждается личными взаимоотношениями с Богом и Его спутниками.
- В философии адвайты , Абсолютная Истина не проявляется в качестве Личности Бога, но представляет собой единство без формы и существа, что-то непроявленное и безличностное. Мокшей является растворение в этом единстве. Понятие безличностной мокши можно также сравнить с нирваной в буддизме . Между этими двумя философиями существует много общего, в особенности в том, что касается концепции высшего сознания и достижения просветления.
В религиях настика , таких как джайнизм и буддизм , мокша выступает как слияние со всем сущим, независимо от того, существует ли Бог или нет. Мокша достигается после нирваны. Нирвана в индуизме это брахма-нирвана , которая в конце концов должна привести к Богу.
Способы достижения мокши
В индуизме основным способом для достижения мокши является « атма-джнана » (самоосознание). Индуисты, практикуя карму или бхакти осознают, что Бог безграничен и проявляет Себя во множестве различных форм, как личностных, так и безличностных.
В индуизме существуют четыре основных вида йоги или марги (пути) к достижению мокши:
- Карма-йога — выполнять предписанные обязанности ради удовлетворения Бога без привязанности к результату
- Джнана-йога — философски постичь Бога
- Раджа-йога — медитировать на Бога
- Бхакти-йога — служить Богу с любовью и преданностью
Также индийские философы часто указывают на вайрагью как на средство достижения мокши.
Различные течения в индуизме превозносят один из этих путей как наилучший, но существуют две [ источник не указан 3329 дней ] основные философские школы — адвайта-веданта и бхакти .
Бхакти
Бхакти рассматривает Бога как Верховный Объект любви в Его личностной монотеистической концепции Вишну и Его аватар . В отличие от авраамических традиций, например, в смарта индуизме монотеизм не мешает индусу поклоняться и другим аспектам и проявлениям Бога, так как все они рассматриваются как лучи, исходящие из одного источника. Тут, однако, нужно заметить, что « Бхагавад-гита » не поощряет поклонение полубогам, так как такое поклонение не приводит к мокше. Основная сущность бхакти заключается в любовном служении Богу и идеальной природой бытия считаются гармония и благозвучие, а его проявленной сущностью — любовь. Когда джива погружается в любовь к Богу, она избавляется как от плохой, так и от хорошей кармы , её иллюзорные представления о природе бытия исчезают и она наслаждается истинной жизнью во всёвозрастающем блаженстве личностных любовных взаимоотношений с Богом. При этом, как поклоняющийся, так и объект поклонения сохраняют свою индивидуальность в этих отношениях божественной любви.
Адвайта-веданта
В веданте существуют три основных направления, из которых двайта и вишишта-адвайта в основном ассоциируются с бхакти . Третьей основной школой является монистическая адвайта-веданта , которая не видит разницы между индивидуальной душой, бытием, Богом и т. д. и которую часто сравнивают с современной буддистской философией . Она делает основной упор на усиленную индивидуальную практику ( садхану ), и базируется на Упанишадах , « Брахма-сутрах » и учении своего основателя Шанкары . Последователи имперсоналистских школ в индуизме также поклоняются различным богам, но в итоге это поклонение прекращается после того, как поклоняющийся и объект поклонения теряют свою индивидуальность. Мокша достигается собственными усилиями под руководством гуру , который уже достиг мокши.
Джайнизм
В джайнизме , когда душа ( атман ) достигает мокши, она освобождается из круговорота рождения и смерти, и полностью очищается, становясь сиддхой или Буддой (что буквально означает того, кто достиг конечной цели). В джайнизме, для того, чтобы достичь мокши, необходимо освободиться от любой кармы , плохой или хорошей, — считается, что если карма осталась, она непременно принесёт свои плоды.
Путь освобождения в джайнизме — это «Три жемчужины» (триратна): 1) правильное знание — знание учения Джины Махавиры , 2) правильное вѝдение — вера и вѝдение мира таким, каким его описывают тиртханкары , 3) правильное поведение — поведение, соответствующее предписаниям этики джайнизма , основой которой является ненасилие, невреждение ( ахимса ) .
Метод освобождения в джайнизме представляет собой два основных этапа:
- Остановка (самвара) притока кармы в душу. Для этого необходимо практиковать: 1) пять «великих обетов»: ненасилие, не-воровство, правдивость, непривязанность, целомудрие; 2) осторожность в еде, хождении, речи, принятии вещей и т. д.; 3) троякий контроль — над телом, речью, умом; 4) десять добродетелей — кротость, смирение, непреклонность, чистота, правдивость, самообуздание, аскеза, отказ от тела, отрешенность, целомудрие; 5) размышления о нечистоте и бренности этого мира, о необходимости достижения освобождения, о различении души и не-души и т. п.; 6) самообладание; 7) уединенные медитации.
- Уничтожение (нирджара) накопленной кармической материи. Для этого применяются различные аскетические практики (отказ от вкусной пищи, иные ограничения в еде и прочем).
Наиболее эффективным средством освобождения в джайнизме считаются медитация ( дхьяна ) и жесткая аскеза. Освобождение с точки зрения джайнизма является естественным состоянием души .
Буддизм
Мокша в буддизме — это освобождение от круговорота рождений и смертей, синоним нирваны . В буддизме чаще употребляется термин «нирвана».
Переход в состояние нирваны в буддизме сравнивается с пламенем, которое постепенно угасает по мере иссякания топлива — страсти (лобха), ненависти (санскр.: двеша, пали: доса), заблуждений (моха). При этом, разрывается «паутина желаний» (вана), связывающая одну жизнь с другой . С иссяканием причины страдания прекращается и само страдание.
Нирвана в буддизме несубстанциональна (буддизм в принципе не признает никаких субстанций), не является богом или безличным абсолютом. Нирвана — это состояние свободы и особой внеличностной или надличностной полноты бытия .
Метод достижения освобождения в буддизме — Восьмеричный путь , изложенный Буддой в Четвертой благородной истине. Восемь пунктов Восьмеричного пути делятся на три категории:
- культивирование мудрости ( праджня ): 1) правильные воззрения (диттхи), 2) правильные намерения (санкальпа); соответствует випашьяне ;
- культивирование нравственного поведения ( шила ): 3) правильная речь (вач), 4) правильные действия (карма), 5) правильный образ жизни (аджива);
- культивирование психики ( самадхи ): 6) правильные усилия (ваяма), 7) правильное осознавание (смрити), 8) правильное сосредоточение (самадхи); соответствует шаматхе .
Среди буддистов есть мнение, что эти три блока практик должны осуществляться в следующем порядке: сначала нравственность (шила), затем самадхи ( шаматха ), и только потом праджня ( випашьяна ) . Буддийский путь освобождения, в отличие от джайнского, не предполагает крайность жесткого аскетизма, и является « срединным путем », лежащим между «крайностями» гедонизма и аскетизма, которые Будда характеризовал как «неблагие, бесполезные» .
Согласно традиции буддизма тхеравада , для достижения освобождения надо пройти четыре стадии совершенствования : 1) сотапатанна (пали, «вступивший в поток»), 2) сакадагамин («возвращающийся один раз»), 3) анагамин («невозвращающийся»), 4) архат (санскр., «достойный»; пали: арахант). Архат — тот, кто достиг освобождения уже в этой жизни .
В буддизме махаяны высшая цель практики несколько отличается (см. Бодхисаттва ).
См. также
Примечания
- ↑ Железнова Н. А. Джайнизма философия / Индийская философия: Энциклопедия 3000 экз. — ISBN 978-5-02-036357-1 . — ISBN 978-5-8291-1163-2 . / под ред. М. Т. Степанянц. — М. : Восточная литература; Академический проект; Гаудеамус, 2009. — С. 343, 344. — 950 с. —
- Железнова Н. А. Джайнизм / Индийская философия: Энциклопедия 3000 экз. — ISBN 978-5-02-036357-1 . — ISBN 978-5-8291-1163-2 . / под ред. М. Т. Степанянц. — М. : Восточная литература; Академический проект; Гаудеамус, 2009. — С. 332. — 950 с. —
- Канаева Н. А., Корнев В. И. 50 000 экз. — ISBN 5-250-01657-X . / под ред. Н. Л. Жуковской. — М. : Республика, 1992. — С. , 192. — 287 с. —
- Торчинов Е. А. Буддизм: Карманный словарь 3000 экз. — ISBN 5-94278-286-5 . / под ред. Р. Светлова. — СПб. : Амфора, 2002. — С. 111—112. — 187 с. —
- ↑ Лысенко В. Г. Восьмеричный путь / Философия буддизма: Энциклопедия 1000 экз. — ISBN 978-5-02-036492-9 . / под ред. М. Т. Степанянц. — М. : Восточная литература, 2011. — С. 228. — 1045 с. —
- Лысенко В. Г. Срединный путь / Философия буддизма: Энциклопедия 1000 экз. — ISBN 978-5-02-036492-9 . / под ред М. Т. Степанянц. — М. : Восточная литература, 2011. — С. 652. — 1045 с. —
- Шохин В. К. Архат / Философия буддизма: Энциклопедия 1000 экз. — ISBN 978-5-02-036492-9 . / под ред. М. Т. Степанянц. — М. : Восточная литература, 2011. — С. 117—118. — 1045 с. —
Литература
- Смирнов Б. Л. Нирвана, кайвалья, мокша в философских текстах Махабхараты // Материалы по истории и филологии Центральной Азии. Выпуск 3. — 1968.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- 2021-02-01
- 1