Формы и образы Бога в индуизме
- 1 year ago
- 0
- 0
В индуизме существует много взглядов на природу божества , основанных на монотеизме , политеизме , пантеизме и монизме .
Для обозначения Бога в его личностном аспекте обычно используются такие санскритские термины, как ишвара ( санскр. ईश्वर IAST : īśvara ) и бхагаван ( санскр. भगवान् IAST : bhagavān ). Большинство последователей индуизма верят в то, что Ишвара является единым личностным Богом, которого не следует путать с множеством божеств в индуистском пантеоне, называемых термином дэва . В Ведах говорится, что общее число дэвов составляет 330 миллионов (согласно другой интерпретации — 33 млн). Термин «дэва» можно перевести с санскрита как «бог», «божество» или «божественное существо». Дэвы в индуизме — это небесные существа, ангелы и полубоги, которые превосходят по могуществу людей и поэтому почитаются.
Индуистский автор Ситансу Чакраварти описывает понятие Бога в индуизме следующим образом:
Индуизм — это монотеистическая религия, последователи которой верят в то, что Божество проявляет Себя (Он или Она) в различных формах. Человек может поклоняться Божеству в том Его проявлении, которое наиболее близко ему, при этом относясь уважительно к другим формам поклонения.
В индуистской философской школе веданта также существует понятие верховного космического духа, который называется Брахман . Он описывается как безграничный, вездесущий, всемогущий, бестелесный, как трансцендентная и имманентная реальность, которая выступает как божественная основа всего мироздания. Говорится, что он не поддаётся описанию. В некоторой степени его можно охарактериховать как сатчитананда — бесконечные истина, сознание и блаженство.
Последователи двух самых многочисленных направлений в индуизме — вайшнавизма (приблизительно 70 % от общего числа индуистов) и шиваизма , верят в то, что Ишвара и Брахман соответственно являются личной и безличной сущностям Единого Бога, изначальной верховной сущностью которого в вайшнавизме выступают Вишну , а в шиваизме — Шива . Для последователей шактизма Верховной сущностью Ишвары выступает Богиня-мать Деви . В известном гимне « Лалита-сахасранама » описываются 1000 имён Деви. Бог в Своей личностной форме как Вишну и Его аватары , или же как Шива, обладает безграничным количеством всецело духовных качеств, из которых выделяются шесть основных:
В философии индуизма принято рассматривать Бога в Его трёх основных сущностях:
В дуалистическом индуизме двайты , к которому принадлежит большинство последователей вайшнавизма , Брахман рассматривается как безличная сущность личностного Бога, по своей природе идентичная Бхагавану . Согласно двайте, индивидуальные души ( дживы ) являются частичками Брахмана, а Бог в своём личностном аспекте Бхагавана или Ишвары является источником как Брахмана, так и индивидуальных джив.
В другом течении индуизма, адвайта-веданте , Брахман принимается как конечная и единственная реальность в этом мире, — всё остальное рассматривается как иллюзия. Последователи адвайты полагают, что майя является иллюзорной потенцией Брахмана, под влиянием которой Брахман предстаёт перед глазами обусловленных джив как материальный мир со всеми его формами и атрибутами. Когда джива пытается постичь не имеющего качеств и атрибутов Брахмана с помощью своего ума, посредством своей иллюзорной энергии майи Брахман проявляется в форме личностного Бога Ишвары или Бхагавана. То есть Бог представляет собой сочетание Брахмана с майей — , или Брахман с позитивными атрибутами. Он единственный в своём роде. Он создатель этого мира, его правитель и его разрушитель. Он вечный и неизменный. Он управляет миром с помощью майи. Он — господин майи и она всегда находится под его контролем. Дживы в своём обусловленном состоянии являются слугами майи в форме невежества. Это невежество выступает как причина страданий и греховной деятельности в материальном мире. Бог — это бесконечное блаженство. Он всегда осознаёт единство Брахмана и иллюзорную природу этого мира. В индуизме не существует места для концепции центрального зла или дьявола , как в авраамических религиях . В адвайте страдания объясняются невежеством. Ишвару также можно представлять себе и поклоняться ему в антропоморфических формах, таких как Вишну , Кришна или Шива . В философии адвайты утверждается, что после того как индивид осознаёт единство всего сущего, он получает возможность выйти из-под влияния иллюзии различия и разделения Бога и осознать своё единство с Брахманом.