Веды
- 1 year ago
- 0
- 0
Ве́ды ( санскр. वेद , IAST : véda — «знание», «учение») — сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите .
Веды (в узком смысле — самхиты ) относятся к категории шрути («услышанное») , и мантры , содержащиеся в них, повторяются как молитвы и ежедневно используются в различных религиозных ритуалах индуизма. Основной частью Вед являются самхиты ( Ригведа , Самаведа , Атхарваведа и Яджурведа ) — сборники мантр , к которым примыкают брахманы , араньяки и упанишады — тексты, являющиеся комментариями к ведийским самхитам.
На протяжении многих веков Веды передавались устно в стихотворной форме и только гораздо позднее были записаны . Самые ранние рукописи относятся к XI веку н. э. . Индуистская религиозная традиция считает Веды апаурушея — несотворёнными человеком, вечными богооткровенными писаниями , которые были даны человечеству через святых мудрецов . Сведения об авторстве указаны в систематизированных индексах — анукрамани . Существует четыре Веды:
Философские системы и религиозные традиции , развивавшиеся на Индийском субконтиненте , занимали разные позиции по отношению к Ведам. Философские школы, принимающие авторитет и богооткровенность Вед, называют астика . Другие традиции, такие как буддизм и джайнизм , — отвергают Веды и поэтому относятся к категории настика . Помимо буддизма и джайнизма, авторитет Вед не принимает также сикхизм .
Санскритское слово IAST : véda означает «знание», «мудрость» и происходит от корня vid- , «знать» , родственного праиндоевропейскому корню u̯eid- , означающего «ведать» , «видеть» или «знать» , т.е «ведающий» как знаток и как повествующий «знающий» .
Как существительное слово упоминается только один раз в « Ригведе » . Оно родственно праиндоевропейскому *u̯eidos , греческому (ϝ)εἶδος «аспект» , «форма» — источника греческого корня ἰδέα , русскому ведать , разведать , отведать , заведовать , английским wit , witness , wisdom , vision (последний от латинского video , videre ), немецкому wissen ( «знать» , «знание» ), норвежскому viten ( «знание» ), шведскому veta ( «знать» ), белорусскому веды ( «знания» ), ведаць ( «знать» ), я ведаю («я знаю»), польскому wiedza ( «знание» ), латинскому video ( «я вижу» ), чешскому vím ( «я знаю» ) или vidím ( «я вижу» ), и голландскому weten ( «знать» ).
Санскритское слово IAST : veda в своём основном значении «знание» также используется по отношению к предметам изучения, не имеющим отношения к литургии и религиозным обрядам, примерами этого могут служить: агада-веда «медицинская наука» , сасья-веда «земледельческая наука» или сарпа-веда «наука о змеях» (которая уже упоминается в ранних упанишадах); дурведа означает «невежественный» .
Веды считаются одними из самых древних священных писаний в мире. Согласно современной индологической науке, Веды составлялись в течение периода, который продолжался около тысячи лет . Он начался с составления « Ригведы » около XVI века до н. э. , достиг своего апогея с созданием различных шакх в Северной Индии и завершился во времена Будды и Панини в V веке до н. э. Большинство учёных сходятся на том, что до того, как Веды были записаны, в течение многих веков существовала устная традиция их передачи . Религиозная традиция индуизма придерживается иной точки зрения, значительно удревляя время создания Вед.
Из-за недолговечности материала, на котором записывались Веды (для этого использовалась древесная кора или пальмовые листья), возраст дошедших до нас манускриптов не превышает нескольких сотен лет. Древнейшие манускрипты « Ригведы » датируются XI веком . В Бенаресском санскритском университете хранится манускрипт, датируемый XIV веком .
Индуисты считают Веды « санатан» — вечными, и « апаурушея » — не сотворёнными человеком. Согласно пуранам , в начале каждого космического цикла, сразу после сотворения Вселенной, Брахма получает ведийское знание. В конце космического цикла ведийское знание уходит в непроявленное состояние, а затем появляется вновь в следующем цикле творения. Великие риши получают это знание и передают его в устной форме на протяжении миллионов лет. Более 5000 лет назад, в конце Двапара-юги , ведийское знание было записано Ганешей под диктовку великого риши Вьясы в присутствии суты Уграшраваса и разделено на четыре Веды, которые также изложены в основном в форме афоризмов « Веданта-сутры » .
Каждую Веду Вьяса передал для упорядочения одному из своих учеников. Пайла упорядочил гимны « Ригведы ». Мантры, которые использовались в религиозных и общественных церемониях, были собраны Вайшампаяной в « Яджурведе ». Про Джаймини известно, что он собрал гимны, положенные на музыку и имевшие мелодию в « Самаведе ». « Атхарваведа », представляющая собой собрание гимнов и чар, была упорядочена Сумантой.
Изучение ведийских писаний было организовано в ряде различных школ или направлений, которые на санскрите называются шакха ( IAST : śākhā — в буквальном переводе «ветвь») . Каждая из этих шакх специализировалась на изучении определённых ведийских текстов . Существует несколько редакций каждой из Вед, ассоциируемых с рядом различных школ. В ведийских школах были разработаны сложные методы сохранения текста, которые основывались на запоминании наизусть вместо записывания. Для облегчения процесса запоминания использовались особые методы грамматического разбора и повторения текстов.
Традиционно правом слушать, изучать и читать Веды, обладали лишь « дваждырождённые », — представители трёх высших варн ( брахманы , кшатрии и вайшьи ). Шудрам , женщинам и млеччхам вышеперечисленное запрещалось. Брахманские тексты строжайше воспрещали шудрам изучение Вед. Наказание за ослушание предполагалось довольно суровое: «Если шудра услышит Веду, пусть зальют ему уши расплавленным воском или смолой; если он твердит священные тексты, пусть вырежут ему язык; если он хранит их в памяти, да рассекут ему тело надвое».
Различные ведийские школы создали свои комментарии к Ведам, из которых только некоторые, преимущественно относящиеся к средним векам , дошли до наших дней. Одним из самых известных средневековых комментаторов принято считать Саяну . Ведийские школы также произвели каталогизацию Вед, составив для каждой из них индекс анукрамани . Общий индекс всех Вед называется сарванукрамани .
Основными писаниями на ведийском санскрите являются самхиты ( IAST : saṃhitā — «сборники») — сборники мантр , которые предназначались для совершения огненных жертвоприношений во времена исторической ведийской религии . Они считаются самой древней частью Вед. Существуют четыре самхиты:
Мантры в самхитах представлены в виде гимнов, молитв, заклинаний, ритуальных формул, чар и т. д. и обращены к пантеону богов и богинь , которые обозначаются санскритским термином « дэвы » ( санскр. देव , déva — «бог», «божественный», «небесный»). Основными дэвами ведийского пантеона, которым посвящено больше всего гимнов и молитв, являются Рудра , Индра , Агни и Варуна . К каждой самхите примыкают три сборника комментариев: брахманы , араньяки и упанишады . Они раскрывают философские аспекты ритуальной традиции и вместе с мантрами самхиты используются в священных ритуалах. В отличие от основной самхиты эта часть Вед, как правило, изложена в прозе.
Самхиты и брахманы относят к категории карма-канды (обрядового раздела), тогда как араньяки и упанишады принадлежат к категории джнана-канды (раздела о знании) . В то время как самхиты и брахманы сосредоточены на ритуальных практиках, основной темой араньяк и упанишад является духовное самоосознание и философия. В них, в частности, обсуждается природа Брахмана , атман и реинкарнация . Араньяки и упанишады являются основой веданты — одной из шести теистических школ индуистской философии . Другая категория ведийских писаний, брахманы, представляют собой ритуальные тексты, описывающие детали жертвоприношений и комментирующие смысл жертвенного ритуала. Брахманы связаны с самхитой одной из Вед и являются отдельными текстами, за исключением Шукла Яджур-веды , где они частично интегрированы в самхиту. Важнейшая из брахман — « Шатапатха-брахмана », которая относится к «Шукла Яджур-веде». Брахманы также могут включать в свой состав араньяки и упанишады .
По мнению учёных, составление брахман, араньяк и основных упанишад канона « мукхья » завершилось в конце ведийского периода. Остальные упанишады, принадлежащие к канону « муктика », были составлены уже в послеведийский период.
К писаниям на ведийском санскрите также принадлежат некоторые сутры , такие как « веданта-сутры », « шраута-сутры » и « грихья-сутры » . Учёные считают, что их составление (около VI века до н. э. ), вместе с появлением Веданг , ознаменовало конец ведийского периода, после которого начали появляться первые тексты на классическом санскрите в период Маурьев .
Согласно каноническому делению, Веды разделены на четыре части ( турия ), это : «Ригведа», «Яджурведа», «Самаведа» и «Атхарваведа». Принято считать, что первые три составляли изначальный ведийский канон, называемый трайи — «тройственная видья », что можно перевести как «тройственная священная наука»:
Подобное тройственное деление присутствует в брахманах, в частности в «Шатапатха-брахмане», « » и других. « Ману-смрити » также часто упоминает три Веды, называя их траям-брахма-санатанам — «тройная вечная Веда». Однако «Ригведа» рассматривается как древнейший из текстов, из которого остальные три Веды заимствовали часть материала. Таким образом, существует три основных вида ведийских мантр:
«Яджурведа», «Самаведа» и «Атхарваведа» представляют собой отдельные сборники мантр и гимнов, которые соостветственно служили руководством для ведийских священников адхварью , удгатри и брахманов . «Атхарваведа» — это четвёртая Веда. Она представляет собой сборник мантр и заклинаний, которые использовались в волшебстве и исцелении.
Самхиту «Ригведы» принято считать древнейшим сохранившимся индийским текстом . «Ригведа» состоит из 1028 гимнов на ведийском санскрите и 10 600 текстов, которые разделены на десять книг, называемых мандалы . Гимны посвящены ригведийским богам .
Учёные считают, что книги «Ригведы» составлялись поэтами из различных групп священников в течение пятисотлетнего периода. По мнению Макса Мюллера , основанному на филологических и лингвистических особенностях, «Ригведа» была составлена в период с XVIII по XII век до н. э. в районе Пенджаба . Другие исследователи дают несколько более поздние или более ранние даты , а некоторые полагают, что период составления «Ригведы» не был столь продолжительным и занял около одного столетия между 1450—1350 годами до н. э.
Существует большое лингвистическое и культурное сходство между «Ригведой» и ранней иранской Авестой . Это родство уходит корнями в праиндоиранские времена и ассоциируется с Андроновской культурой . Самые древние колесницы, запряжённые лошадьми, были обнаружены в андроновских местах раскопок в районе в Уральских горах и приблизительно датируются началом II тысячелетия до н. э.
«Яджур-веда» («Веда жертвенных формул») — состоит из мантр, частично заимствованных и адаптированных из «Ригведы» и изложенных в прозе. Мантры «Яджур-веды» имеют практическую цель — каждая мантра предназначена для использования во время определённой части ритуала жертвоприношения . Мантры этой Веды были составлены для всех ведийских обрядов, а не только для ритуала Сома , как в «Сама-веде». Существует две основных редакции этой Веды — « Шукла Яджур-веда » и « Кришна Яджур-веда ». Происхождение и значение этих редакций точно неизвестны. В «Шукла Яджур-веде» содержатся исключительно тексты и формулы, необходимые для совершения жертвоприношений, а их пояснение и философское толкование выделены в отдельный текст «Шатапатха-брахману». Этим она сильно отличается от «Кришна Яджур-веды», в которой объяснения и толкования мантр интегрированы в основной текст и обычно следуют сразу же после каждой мантры. Сохранились четыре основных редакции «Кришна Яджур-веды»:
Они отличаются друг от друга в толковании ритуалов, а также в фонологии , грамматической структуре, синтаксисе и подборе слов.
«Сама-веда» — «Веда мелодий» или «наука о мелодиях». Название этой Веды происходит от санскритского слова саман которое используется для обозначения мелодии метрического гимна или восхвалительной песни . Она состоит из 1549 строф, все из которых (за исключением 78-й) были заимствованы из « Ригведы » . Также как и в случае с ригведийскими строфами в «Яджур-веде», саманы были изменены и адаптированы для воспевания. Некоторые из ригведийских текстов повторяются по нескольку раз, включая которые, общее количество текстов «Сама-веды» составляет 1875 . Сохранились две основных редакции «Сама-веды»:
Основными целями «Сама-веды» были литургическая и практическая — служить как сборник гимнов для священников-певчих, принимавших участие в литургии. Священников, которые воспевали гимны из «Сама-веды» во время ведийских ритуалов, называли удгатри , словом, которое происходит от санскритского корня уд-гай («петь» или «воспевать») . В использовании гимнов в литургиях ключевую роль играл стиль воспевания. Каждый гимн должен был воспеваться согласно строго определённой мелодии — отсюда и название этой Веды.
«Атхарва-веда» — писание, относящееся к Атхарванам и Ангирасам. Этимология слова «атхарван» неясна ( санскр. अथर्ववेद , IAST : atharvavéda — сложное слово: अथर्वन् IAST : atharvan — «древний риши », и वेद IAST : veda — «знание»). Некоторые исследователи толкуют значение слова как «священника, который совершает огненные жертвоприношения » , в то время как другие отвергают какое-либо отношения данного слова к священникам и указывают на родство термина с авестийским āθrauuan. Самое древнее упоминание слова «атхарван» содержится в «Ригведе», где оно используется по отношению к некоторым риши . Уже в более поздней литературе термин употребляется по отношению к священникам.
Самхита «Атхарва-веды» состоит из 760 гимнов, из которых около 160 являются общими с «Ригведой» . Большинство текстов — метрические, и только некоторые разделы написаны в прозе . По мнению большинства учёных, «Атхарва-веда» была составлена около X века до н. э. , хотя определённые её части датируются ригведийским периодом , а другие — даже древнее «Ригведы» . «Атхарва-веда» сохранилась в двух редакциях:
Согласно некоторым исследователям у неё есть девять шакх . Текст Пайппалада, который существует в кашмирской и орисской версиях, длиннее чем Шаунака. Как одна, так и другая версия были только частично опубликованы, и большая их часть так и остаётся непереведённой.
Лингвистически, мантры этой Веды относятся к самым древним образцам ведийского санскрита. В отличие от остальных трёх Вед, мантры «Атхарва-веды» не имеют прямого отношения к торжественным жертвоприношениям шраута , за исключением отдельных практик, в которых священники-брахманы используют мантры «Атхарва-веды» для нейтрализации неблагоприятных эффектов, в случае если в ходе жертвоприношения были совершены какие-либо ошибки. Её первая часть состоит в основном из магических формул и заклинаний, которые посвящены защите от демонов и бедствий, исцелению болезней, увеличению продолжительности жизни, осуществлению различных желаний и достижению определённых целей в жизни . Во второй части содержатся философские гимны. Р. К. Заехнер указывает на следующее:
«Атхарва-веда», последняя из четырёх Вед, в основном содержит в себе магические тексты и заклинания, но в ней же мы находим космологические гимны, предвосхищающие Упанишады , — гимны Стамбхе , поддерживающей Вселенную , которая выступает как изначальный принцип и материальная причина мироздания, пране — «жизненному воздуху», ваку — «слову», и т. д.
В третьей части «Атхарва-веды» в основном содержатся мантры, предназначенные для использования во время проведения свадебных обрядов и похорон .
Философское и мистическое объяснение значения Вед, которое появилось в ведантической философии, уходит своими корнями в тексты Брахман . Веды отождествляются с Брахманом (« Шатапатха-брахмана » 10.1.1.8, 10.2.4.6), а Вач («речь») называется «матерью Вед» («Шатапатха-брахмана» 6.5.3.4, 10.5.5.1). Также утверждается, что ведийское знание безгранично и всё человеческое знание по сравнению с ним — простая пригоршня грязи. (« » 3.10.11.3-5). Изначально, Веды заключали в себе всю Вселенную («Шатапатха-брахмана» 10.4.2.22 и Праджапати пришли к выводу, что «все живые существа являются частью Вед»).
Хотя современные веданте традиции ( шраута , мимамса ) продолжали поддерживать ведийский ритуализм, веданта полностью его отвергла и истолковала Веды в чисто философском контексте. В « Айтарея-араньяке » объясняется связь трёх Вед с мантрой бхур бхува сваха : бху представляет « Ригведу », бхува олицетворяет « Яджур-веду », сваха — это « Сама-веда ». В Упанишадах утверждается, что основной смысл Вед заключён в слоге « Ом » (ॐ). В « Катха-упанишаде » говорится:
Слог, который возглашают все веды и который произносят все подвижничества; Стремясь к которому, ведут жизнь учеников, – тот слог я коротко поведаю тебе. Это – « Ом »
.
Шесть вспомогательных дисциплин, относящихся к Ведам, традиционно называют Веданга ( IAST : vedāṅga ) «ответвления Вед». Учёные определяют эти тексты как дополнение к Ведам. Веданги объясняют правильное произношение и применение мантр в церемониях, а также содействуют в правильной интерпретации ведийских текстов. Эти темы излагаются в Сутрах , которые учёные датируют периодом, продолжавшимся от конца ведийского и до появления Империи Маурьев . В них отразился переход от ведийского санскрита к классическому санскриту . Шесть основных тем Веданги:
Такие послеведийские тексты, как « Махабхарата », « Рамаяна » и Пураны позиционируются как « Пятая Веда ». Самое раннее упоминание о «пятой Веде» содержится в « Чхандогья-упанишаде » (7.1). Например, последователи вайшнавизма считают эти писания смрити ведийской литературой .
Также существует категория текстов, называемых термином « упаведа » («второстепенное знание»). Этот термин используется в традиционной литературе для обозначения ряда специфических текстов , которые не имеют отношения к Ведам, а просто представляют собой интересный предмет для изучения. упоминает четыре упаведы :
В других источниках, к Упаведам причисляются также:
Канонические тексты традиции бхакти на тамильском языке называют « Дравида-ведой ».