Надписи на иконах
- 1 year ago
- 0
- 0
Надписи из Хатибада и Госанди ( англ. Hathibada Ghosundi Inscriptions, Ghosundi Inscription, Hathibada Inscription ) — древние индийские надписи на каменных плитах, найденные возле деревни Нагари ( 24°59′02″ с. ш. 74°43′44″ в. д. ) в 13 км к северу от города Читторгарх ( Раджастхан , Индия ). Надписи датируются I веком до нашей эры и являются одними из древнейших санскритских надписей на брахми , свидетельствующих о зарождении вайшнавизма в Древней Индии . Некоторые индологи, в частности, нидерландский учёный Ян Гонда , считают их более древними и датируют их II веком до нашей эры .
В настоящее время надписи хранятся в Правительственном музее Удайпура , собравшем коллекцию культурно-исторических сокровищ Раджастана, включая коллекцию древних надписей .
Надписи обнаружены в разных местах одной и той же географической области. В древности здесь располагался город Мадхьямика-Нагари. Население сюда мигрировало из Пенджаба , после вторжения армии Александра Македонского в северо-западную часть индийского субконтинента. Исследование древнего места началось британским археологом Арчибальдом Карлайлом ( Archibald Campbell Carlyle , 1831—1897) в 1872 году. В течение 1919—20 годов Девадатта Бхандаркар, работавший на Археологическое управление Индии , приступил к частичным раскопкам. В результате его группой были обнаружены руины буддисткой ступы , остатки различных сооружений, терракотовые фигурки, литые бляшки, каменная скульптура и декоративные кирпичи с рисунками птиц, человеческих лиц и другое. Среди находок были фрагменты надписи на брахми на каменных плитах. Раскопки в Нагари возобновились Археологической службой Индии в 1962 году. Помимо руин крупного городского поселения в Нагари найдены останки большой стены в форме параллелограмма 93,6 х 45,9 метров, состоящей из огромных каменных блоков. Стена получила название «хати-бада» ( Hathi-ka-Bara, Hathi-bada ), то есть «устойчивость слона» .
Надписи из Хатибада и Госанди сложили из нескольких фрагментов. Одна надпись найдена в древнем колодце в деревне Госанди ( 24°59′53″ с. ш. 74°43′39″ в. д. ), другая между деревнями Госанди и Басси ( 25°00′58″ с. ш. 74°45′35″ в. д. ), а третья находилась во внутренней стене хати-бада. Все три фрагмента по содержанию представляют собой единое целое. Считается, что каменная стена, на которой они были первоначально выбиты, в период мусульманского нашествия была разбита на части и использована для строительства других объектов. Третий падишах Империи Великих Моголов Акбар I Великий во время захвата города Читторгарх встал лагерем возле деревни Нагари. Плиты из каменной стены послужили строительным объектом для возведения новых построек. Таким образом, надписи оказались разъединены и разброшены по территории Раджастана .
Над расшифровкой надписей работали индийский археолог и эпиграфист Девадатта Бхандаркар ( Devadatta Ramakrishna Bhandarkar , 1875—1950) , профессор индологии в Свободном университете Берлина Гарри Фальк ( Harry Falk ) и доктор философии Австралийского национального университета Бенхамин Пресиадо-Солис ( Benjamín Preciado-Solís ) . Надписи являются неполными и их расшифровка включала интерполяцию текста исходя из санскритских правил чхандас . Считается, что раджа, по чьему повелению созданы надписи, не упоминает имени своего отца, а называет только мать. Он напрямую не именует себя царем, а говорит о своем поклонении Вишну и жертвоприношении ашвамедха . По всей видимости, раджа принадлежал брахманской династии Канва , правившей царством Магадха в Восточной Индии после падения династии Шунга . Период правления династии Канва пришёлся на 75—26 годы до н. э. Возможно, что раджей был Нараяна, правивший в 52—40 годах до н. э., поскольку каменная стена вокруг объекта поклонения названа «Нараяна-ватика».
Версии перевода
Автор | Расшифровка и перевод |
---|---|
Девадатта Бхандаркар (1933) | [Это] окружающая стена [построена] вокруг камня [объекта] поклонения, называемого Нараяна-ватика [соединяющего] божества Санкаршана-Васудеву, которые непобедимы и являются владыками всех [поименованных царей], Сарвататы, Гаджаяны и сына [царицы] Парашара-готры, преданного Бхагавата [Вишну] и совершившего жертву ашвамедха. |
Гарри Фальк (2006) | Последователь [Господа] Бхагавата, принадлежащий к клану Гаджаяны, сын матери из Парашара-готры, исполнитель жертвы ашвамедха. |
Бенхамин Пресиадо-Солис (1984) | [Это] каменное ограждение, называемое Нараяна-ватика, в честь поклонения Бхагавану Санкаршане и Бхагавану Васудеве, непобедимых господ всех, [воздвигнутое] [царем] рода Гаджа, Сарватата, победителем, исполнившим ашвамедха, сына Парашара. |
Надписи представляют собой значительный интерес, поскольку являются источником информации о древней индийской культуре, обществе, его истории и религии . В надписях упоминается божество Санкаршана - Васудева , известное также как Баларама - Кришна . Это свидетельствует о том, что вайшнавский культ существовал уже в I веке до нашей эры. Каменные плиты с надписями, скорее всего, являлись частью храма в честь Санкаршаны-Васудевы. Кроме того, надписи упоминают о ягье и царском жертвоприношении ( ашвамедха ), характерном для ведической традиции . Таким образом, в конце тысячелетия вайшнавское поклонение сочеталось с ведическими ритуалами. Вместе с другими свидетельствами, такими как надписи на колонне Гелиодора , надписи из Хатибада и Госанди являются доказательством того, что ранний вайшнавизм в форме бхагаватизма процветал в Древней Индии между II и I веками до нашей эры, а также, что эпицентр культа находился в Северной Индии . Тем не менее, надписи из Хатибада и Госанди не являются древнейшими среди известных. Другие свидетельства, такие как надпись раджи Дхана-дева, правившего в Айодхье ( Уттар-Прадеш ), и надпись в пещерном храме Нанагхат , считаются более древними .