Подводные лодки типа 041
- 1 year ago
- 0
- 0
Архитекто́ника (от др.-греч. ἀρχιτεκτονική — главное строение) — построение художественного произведения, «выстроенность», означающая ясно воспринимаемую цельность. Часто употребляется в том же значении, что и термин « композиция », хотя это неверно по существу. Качество архитектоничности — одно из многих свойств композиции художественного произведения, оно возникает «в результате применения художником акцентации, артикуляции, соподчинённости частей: отношений целого и детали, главного и второстепенного, верха и низа, центра и периферии» . Этим термин архитектоника отличается от простой тектоники — «выстроенности» без художественно-образной акцентации главного в отношении к второстепенному. Таким образом архитектоника соотносится с идейным смыслом художественного произведения, а тектоника остаётся в области формальных структур, хотя такое разделение условно и имеет множество связей и переходных форм .
Термин архитектоника состоит из двух слов греческого происхождения: др.-греч. ἀρχι (archi) — главный и др.-греч. τεκτον (tektos) — строить, возводить, что в прямом переводе означает «главное устроение» (или основное строение). Это слово является однокоренным со словами: архитектор (древнерусское архитектонъ , главный строитель), архитектура. Родственный термин: текто́ника (от др.-греч. τεκτονική — строение, построение) — качество формы, определяемое отражением на её поверхности внутренней конструкции (функциональной структуры), например, архитектурной , живописной или графической . Впервые слово «тектоника» в качестве научного термина использовал в середине XIX в. немецкий археолог Карл Готтлиб Бёттихер . Архитектоничность — ясно воспринимаемая целостность, соподчиненность и закономерность связи частей и целого. В отличие от простой тектоничности, архитектоника имеет не только формальный, но и семантический смысл . Архитектоника призвана выражать соподчиненность главного и второстепенного, то есть композиционный смысл формы. Поэтому качествами тектоничности могут обладать и природные объекты: скалы, деревья, но архитектоничность характеризует только произведения человеческого разума, осмысления формы и придания ей чувства и смысла.
Именно архитектоника формирует главное впечатление от восприятия объекта. Через цельность внешнего образа архитектоника выражает главную композиционную идею (иначе говоря, составляет образ объекта). Именно этим архитектоника отличается от тектоники , представляющей собой только эстетические качества конструкции и материала.
Аналогичное значение имеют эти понятия также в живописи , графике , скульптуре , литературе и даже музыке . К примеру, музыканты говорят о некоем «архитектоническом слухе» (тренированная способность на слух оценивать соразмерность и красоту музыкальной композиции). В применении к литературному творчеству понятие архитектоники объединяет в себе соотношение частей произведения, расположение и взаимную связь его компонентов (слагаемых), образующих вместе некоторое художественное единство. В понятие архитектоники входит как внешняя структура произведения, так и построение сюжета: деление произведения на части, тип рассказывания (от автора или от лица особого рассказчика), роль диалога , та или иная последовательность событий (временная или с нарушением хронологического принципа), введение в повествовательную ткань различных описаний, авторских рассуждений и лирических отступлений, группировка действующих лиц и т. п.
Приёмы архитектоники составляют один из существенных элементов стиля (в широком смысле слова) и вместе с ним являются социально обусловленными. Поэтому они изменяются в связи с социально-экономической жизнью данного общества, с появлением на исторической сцене новых классов и групп. Если взять, например, романы Тургенева , то мы найдём в них последовательность в изложении событий, плавность в ходе повествования, установку на гармоническую стройность целого, важную композиционную роль пейзажа . Эти черты легко объясняются как бытом поместья, так и психикой его обитателей. Романы Достоевского строятся по совершенно иным законам: действие начинается с середины, повествование течёт быстро, скачками, замечается также внешняя несоразмерность частей. Эти свойства архитектоники точно так же определяются особенностями изображаемой среды — столичного мещанства. В пределах одного и того же литературного стиля приёмы архитектоники изменяются в зависимости от художественного жанра ( роман , повесть , рассказ , поэма , драматическое произведение, лирическое стихотворение). Каждый жанр характеризуется рядом специфических признаков, требующих своеобразной композиции.