Ляонин (авианосец)
- 1 year ago
- 0
- 0
Антропоцентри́зм (от др.-греч. ἄνθρωπος — человек и лат. centrum — центр) — философское мировоззренческое представление, согласно которому человек есть средоточие Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий .
Антропоцентризм представляет собой одно из наиболее последовательных выражений точки зрения телеологии , то есть приписывания миру внеприродных, внешних ему целей. В античной философии антропоцентризм сформулировал Сократ , позднее этого воззрения придерживались представители патристики , схоластики и некоторые философы нового времени .
Начиная с эпохи Возрождения человек в философии перестаёт рассматриваться как причастный к Богу . К событиям в науке, затрагивающим место человека во Вселенной, относятся, главным образом, гелиоцентрическая система мира Коперника , сместившая фокус с человека на Солнце , и эволюционная теория Чарльза Дарвина , спустившая человека с вершины цепи бытия .
Антропоцентризм предписывает ставить феномен человека во главу всей прочей жизни. Ценность человеческой жизни может уравновесить только ценность другой человеческой жизни.
Слово «антропоцентризм» встречается сегодня в разных значениях — от антропоцентрического принципа в лингвистике до антропоцентризма в экологии . Наиболее распространённое значение — экологическое: человек — хозяин природы, и имеет право получать из окружающего мира нужные ему ресурсы, даже путём ущемления других биологических видов . Такое наполнение термина получило широкое распространение в XX веке .
В то же время история слова гораздо древнее. Известное выражение Протагора «Человек есть мера всех вещей» называют ключевой фразой антропоцентризма греческой философии. В Средние века был очень распространён антропоцентризм христианского толка, под которым подразумевали, что человек — вершина творения, венец его, и, соответственно, обязательства его — наибольшие. В этом смысле христианство — антропоцентрическая религия, так как строится вокруг человека. Сегодняшнее наполнение термина — светское, такой антропоцентризм называют также секуляризованным антропоцентризмом.
В философии под антропоцентризмом понимается сосредоточие философских исследований на проблематике человека .
Антропоцентризм ставится в оппозицию мировоззрению монотеистических религий ( теоцентризму , господствовавшему в Средние века ), где центром всего является Бог , а также античной философии ( космоцентризму ), где в центре всего находится космос . В эпоху Возрождения происходит превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности .
Глубинные экологи (см. Арне Несс ) видят в антропоцентризме причину экологического кризиса. Они определяют антропоцентризм как:
Австралийский философ считает тавтологическим обоснование антропоцентризма тем, что человек является центром бытия потому как только он может выносить суждения о мире. По его мнению, антропоцентризм представляет собой желание человека доминировать в природе, но в то же время обращаться с человеческим миром так же как с нечеловеческим .
Согласно глубинным экологам Биллу Деволлу и Джорджу Сешнсу, понимание природы человека тоже обусловлено парадигмой доминирования, которая рассматривает человеческих существ изолированными и фундаментально отдельными от природы сущностями и превосходящими остальную природу. Такой антропоцентризм, по их мнению, сродни доминированию мужского пола над женским, богатых над бедными, западной культуры над незападной .
Американский профессор выделяет для возникновения антропоцентризма иудейско - христианскую традицию, согласно которой всё создано для человека, которого Бог выбрал для господства на земле .
{{
citation
}}
:
Неизвестный параметр
|conference=
игнорируется (
справка
)
от 21 марта 2012 на
Wayback Machine