Нет чужой земли
- 1 year ago
- 0
- 0
«Чужак в чужой стране» ( англ. Stranger in a Strange Land , название также часто переводится на русский язык как «Чужак в стране чужой» ; рабочее название (в рукописи ) The Heretic — «Еретик») — фантастический философский роман Роберта Хайнлайна , удостоенный премии « Хьюго » в 1962 году . Одно из немногих фантастических произведений, включённых Библиотекой Конгресса в список книг, сформировавших Америку .
Сюжет содержит массу историко-философских аллюзий , являясь жизнеописанием Валентайна Майкла Смита, мужчины , воспитанного марсианами , вернувшегося на Землю и ставшего здесь новым мессией . Публикация романа вызвала скандал, связанный со слишком вольным, по нормам тогдашней цензуры , изображением сексуальной жизни и религии.
До 1991 года в США роман выходил в урезанном на 25 % по сравнению с рукописью виде. Полный русский перевод вышел в 2017 году (перевод М. Пчелинцева был дополнен переводчицей А. Питчер).
Идея написать произведение о марсианском « маугли » наподобие киплинговского впервые пришла к Хайнлайну осенью 1948 года, но тогда у него не было достаточно времени, чтобы браться за написание объёмного произведения. Позднее он начал набрасывать фрагменты этого романа, к 1955 году произведение с рабочим названием «Марсианин по имени Смит» ( англ. A Martian Named Smith ) имело объём 43 тысячи слов, на этом работа приостановилась. 5 апреля 1958 года Хайнлайн продолжал работу над романом, которому теперь дал название «Еретик» ( англ. The Heretic ), когда увидел объявление в местной газете с призывом об одностороннем отказе США от проведения ядерных испытаний , что заставило его прерваться для написания « Звёздного десанта ». Только после него он снова взялся за «Еретика», закончив его к весне 1960 года. Теперь его рабочим названием было «Человек с Марса» ( англ. The Man From Mars ), роман занимал 800 страниц и включал примерно 220 тысяч слов (тогда среднего размера роман был на 300 страниц и объёмом не более 80 тысяч слов).
Литагент Лёртон Блассингейм сразу предложил роман издательству Putnam’s Sons, так как по условиям контракта это издательство должно было первым ознакомиться со следующим романом Хайнлайна. В Putnam согласились опубликовать роман, но без тем секса и религии, что, по мнению Хайнлайна, было невозможно. В итоге издательство всё же приняло роман, но предварительно отредактированным Хайнлайном до размера 160 тысяч слов. Он был издан в 1961 году с окончательным названием «Чужак в чужой стране» ( англ. Stranger in a Strange Land ) .
Действие романа охватывает значительный промежуток времени. Временная привязка условна, но предполагается, что действие романа разворачивается в недалёком будущем .
Валентайн Майкл Смит родился на Марсе в команде злополучного корабля «Посланец» примерно через восемь лет после основания поселения на Луне. Не выдержав 480-дневного ожидания старта на Марсе, члены его команды умерли или покончили жизнь самоубийством , но новорождённый Майк был подобран марсианами . Само описание цивилизации марсиан Хайнлайн заимствовал из собственного романа « Красная планета » (1949): у марсиан нет пола, а на протяжении жизненного цикла они метаморфируют в три разных жизненных формы. «Дети»- нимфы привольно резвятся и рождают себе подобных, флегматичные взрослые гиганты-марсиане заботятся о своей планете и изощряют духовность, пока не перерождаются в Старших — нематериальную форму жизни, имеющую почти божественные возможности (когда-то они разрушили пятую планету — Фаэтон ).
После Третьей мировой войны на Марс отправлен корабль «Чемпион». Привезённый командой «Чемпиона» на Землю, Валентайн испытывает физический и духовный шок. Он непривычен к земному тяготению , не выносит грубости землян и не понимает их обычаев и языка (Земля изображается Хайнлайном сатирически , как гиперболизированное общество потребления начала 1960-х). Одновременно ему угрожает опасность: Майкл владеет правами на технологии, от которых зависит благосостояние Земли, его состояние сопоставимо с государственным бюджетом (юридически — он наследник всего экипажа «Посланца», а его члены разработали массу внедрённых в жизнь технологий).
Медсестра Джиллиан Бордмен стала первой женщиной , которую увидел Майк, и он предложил ей «разделить воду» — первый марсианский обычай, прижившийся на Земле. Бойфренд Джилл — журналист Кэкстон, разъясняет в какую ловушку попал Майк. Кэкстон был захвачен спецслужбами Федерации, после чего Джилл помогает Майку бежать. Беглецов приютил сибарит и бонвиван — доктор Джубал Хэршоу. В беседах с ним Майк начинает понимать разницу между земными и марсианскими обычаями и вводит марсианское слово « грок » (в переводе М. Пчелинцева грокать ), которое не переводимо на земные языки. Одновременно Майк вводит концепцию «Ты есть Бог» ( англ. Thou Art the God ), которая распространяется на все живые существа и даже растения. Джилл становится возлюбленной Майка, и он обнаруживает Бога в их отношениях.
Джубал помогает Майку благополучно решить вопрос его наследства, а также добивается от властей освобождения Кэкстона. После этого Валентайну не нужно было скрываться, он смог спокойно заняться изучением земных обычаев. Особенно его заинтересовали земные религии, он сталкивается с могущественной сектой фостеритов, которые создали крайне эклектический культ, называя его «Церковью нового откровения». Епископ фостеритов Дигби отвергает формулу Майка, и тот убивает его. После убийства Майк осознаёт, что такое личная ответственность, и решает ещё глубже изучить человеческую расу. Освоившись, Майк покидает Джубала и путешествует с Джилл по Земле. Они присоединяются к бродячему цирку . Только понаблюдав за обезьянами, Майк понимает суть общественных отношений человечества и осознаёт, что такое человеческий юмор . Смит понимает, что его предназначение — уничтожить страдание, и поступает в семинарию , откуда его изгоняют.
В последней части романа Майк основывает Церковь всех Миров, в которой приняты марсианские порядки. Посвящённые изучают марсианский язык и, овладевая марсианской духовностью, приобретают сверхчеловеческие качества . Всё кончается массовой истерией, развязанной фостеритами, так как многие из них переходят к Майку. В результате Майк выходит к толпе и растерзан ею. Трагедию транслируют телеканалы мира в прямом эфире. Члены ближнего круга Майка (включая Джубала) поедают его останки по марсианскому обычаю, чтобы грокнуть нового Прометея во всей полноте.
Действие романа завершается на небесах , где архангел Фостер представляет ангелу Дигби нового шефа — архангела Майкла .
Роман сразу после издания получил довольно смешанные отзывы. В статье в The New York Times язвительно отозвался о романе, описав его «неудачной мешаниной из научной фантастики, вымученного юмора, неинтересной социальной сатиры и дешёвой эротики», в итоге охарактеризовав его как «легкомысленный и нелепый», говоря, что «когда бесконечные оргии сочетаются с большим количеством нелепой болтовни, это становится невыносимо, как оскорбление терпению и интеллекту читателей» .
Рецензент Galaxy Флойд Гейл отметил в отзыве, что «недостатки книги состоят не столько в её раскрепощённости, сколько в том, что Хайнлайн откусил больший кусок, чем смог разжевать» .