Гибсон, Уильям
- 1 year ago
- 0
- 0
Уи́льям Форд Ги́бсон ( англ. William Ford Gibson ; 17 марта 1948 года , , Южная Каролина , США ) — американо - канадский писатель-фантаст , с 1967 года живущий в Канаде и имеющий двойное гражданство . Он считается основателем стиля киберпанк , определившего жанровое лицо литературы 1980-х . Его трилогия « Киберпространство » (« Нейромант », «Граф Ноль» , «Мона Лиза Овердрайв» ) привлекла миллионы читателей. Некоторые произведения Гибсона созданы в соавторстве с Брюсом Стерлингом . Проза Гибсона имеет ярко выраженный социально-психологический и социально-философский характер, он считается одним из лучших стилистов современной американской литературы . Лауреат премий « Хьюго » и « Небьюла », а также премии Филипа К. Дика (1985). Также он является создателем «Агриппы» (Книги мёртвых).
Родился 17 марта 1948 года в городе Южная Каролина ). В 13 лет, втайне от матери, купил себе набор книг писателей бит-поколения — Джека Керуака , Уильяма Берроуза и других, которые значительно повлияли на его представления о литературе и жизни . Учился в местной школе с баскетбольным уклоном, хотя сам проводил всё время в своей комнате за чтением. Был робким, неуклюжим подростком. В 15 лет поехал учиться в частную школу в Аризоне.
(штатПосле смерти матери, когда ему было 18 лет, Гибсон бросил школу и уехал в путешествия по Калифорнии и Европе. В 1967 году он переезжает в канадский город Торонто — по его словам, он уехал из США, чтобы избежать призыва на вьетнамскую войну. В 1972 году он женился и обосновался в Ванкувере (тихоокеанское побережье Канады ), где и начал писать фантастику. Поняв, что проще рассчитывать на стипендию, чем работать, поступает в университет Британской Колумбии , и в 1977 году получает степень бакалавра английской литературы.
В университете Гибсон посещал курс по научной фантастике; в это время он пишет свой первый рассказ « Осколки голографической розы ». В конце 1980-х Гибсон познакомился с творчеством Виктора Цоя и работал с Рашидом Нугмановым над сценарием фильма «Цитадель смерти», в котором главная роль отводилась знаменитому музыканту, но гибель Цоя не позволила этому проекту состояться . В 2014 году Нугманов объявил о своих планах начать съёмки этого фильма и взять на главную роль Александра Цоя , который в свою очередь поддержал эту идею .
Ранние произведения Гибсона в основном представляют собой футуристические рассказы, повествующие о проникновении кибернетики в жизнь людей и о влиянии киберпространства (реальности, созданной компьютером) на человечество. Гибсону принадлежит авторство понятия « киберпространство » ( англ. «cyberspace» ), он впервые в литературе описал виртуальную реальность . При этом ему не нравится, когда его произведения называют киберпанком.
При остром сюжете насыщает произведения описаниями множества гаджетов , но считает, что внешние атрибуты — не главное. Называл полученное им литературное образование «только кошмарным грузом теории». Движущей силой глобализации видел деятельность транснациональных мегакорпораций, дзайбацу . При этом мир будущего в описании Гибсона — не слишком приятное место. Жизнь общества в нём полностью подчинена интересам враждующих корпораций.
Написав несколько романов, где Япония занимает значительную часть повествования, сам к тому времени в Японии не бывал. Например, Тиба в «Нейроманте» — это фантазия на темы американского Детройта , перенесённая в Японию. «Детройтом ведь никто не гордится — это просто грязная, отвратительная окраина», — говорит он. Таков и мир, описываемый Гибсоном в общем. Много писал о Японии потому, что общался с японцами-туристами, приезжающими в Ванкувер на отдых, и их рассказы о совсем другой культуре его интересовали.
Сам Гибсон считает жанр научной фантастики только инструментом, с помощью которого он может сделать что-то новое в литературе. А от ярлыка «изобретателя киберпанковского движения» он открещивается, поскольку считает, что навешивание ярлыков несёт смерть жанру. «Думаю, что ярлык запутает менее известных авторов, которые попытаются этим заниматься. Будет немало боевиков с мордобоем. Появится множество поделок о парнях с ирокезами, севших за компьютер. „Киберпанк“ бьёт мимо цели», — говорит он в интервью в 1986 году. «Когда рассказ („ “) был опубликован, мы еще даже не думали о подобных терминах», — высказывается Гибсон о термине « киберпанк » в том же интервью (под «мы» он подразумевает своего друга и соавтора Стерлинга ).
В произведениях последнего цикла (« Распознавание образов », « Страна призраков ») Гибсон отошёл от описания традиционного для начала «киберпанка» мира. В этих произведениях описание смещается в современное время (например, в задуманном в 2006 году романе «Страна призраков» действие происходит в 2006 году, частично в Ванкувере, где живёт сам Гибсон), пропадают герои-кибержокеи, отсутствуют биоимплантаты и другие явные признаки стиля. Описанные ранее «фантастические» вещи уже незаметно вошли в обыденную жизнь людей.
|
В другом языковом разделе
есть более полная статья
(англ.)
.
|