Interested Article - Боснийцы

Боснийцы ( босн. Bosanci , серб. Босанци , хорв. Bosanci ) — собирательное название населения Боснии и Герцеговины , которое применяется к гражданам этой страны вне зависимости от их этнического происхождения и религиозных мировоззрений, а также название жителей региона Босния в той же стране (по аналогии с названием « герцеговинцы »). Может применяться в словосочетании «боснийцы и герцеговинцы», чтобы охватывать всех граждан страны, проживающих в обеих исторических областях.

При упоминании термина «боснийцы» подразумеваются, как правило, три крупнейшие народности страны — босняки , сербы и хорваты (сравн. — « россияне » как обозначение всех граждан Российской Федерации вне зависимости от их национального происхождения и « русские » как национальность и самый многочисленный государствообразующий народ России). То же самое можно сказать и про японцев, китайцев или корейцев.

Терминология

Со времён средневековья, жителей Боснии называли, в региональном смысле: бошняни , бошняки ( босняки ) или босанцы ( боснийцы ). Все эти термины имели общее ( демонимическое ) значение, которое относилось ко всем жителям Боснии. Лишь в конце XX века, термин бошняки ( босняки ) приобрёл и новое, этнонимическое значение, как обозначение современных этнических бошняков .

В русском языке

Самоназвание одного из трёх крупнейших этносов Боснии и Герцеговины — бошняки . Под этим именем подразумеваются жители Боснии и Герцеговины, которые унаследовали боснийско-мусульманскую культуру (исповедуют ислам, носят мусульманские имена и фамилии) и происходят от славянского населения средневековой Боснии (сербов и хорватов). В русском языке они называются в разных источниках «боснийцы», «боснийские мусульмане», « славяне-мусульмане », «босняки», «босанцы» и т.д. Большая российская энциклопедия в отношении этноса применяет термин «бошняки» , а в отношении всего населения Боснии и Герцеговины — «боснийцы» . Эта же точка зрения поддерживается А. Д. Дуличенко в книге «Введение в славянскую филологию» .

В английском языке

В английском языке в качестве экзонима для обозначения всего населения Боснии и Герцеговины применяется термин «Bosnians», соответствующий русскому «боснийцы», хотя в старинной английской литературе их называли «Bosniacs» или «Bosniaks», что сейчас соответствует названию этноса — «бошняки». Чтобы разграничивать население по конфессиям, исповедующих христианство называли «Christian Bosniacs» или «Christian Bosniaks» (букв. « бошняки-христиане »), а исповедующих ислам — «Mohammedan Bosniacs» или «Mohammedan Bosniaks» (букв. « бошняки-магометане »). С конца XX века термины «Bosniaks» и «Bosniacs» применяются только в отношении этноса мусульманского происхождения, а «Bosnians» — в отношении всего населения Боснии и Герцеговины (как мусульман, так и христиан).

История

Территориальная экспансия боснийского государства в Средневековье

Средневековье

Имя Босния появилось в византийских летописях в середине X века и писалось по-гречески как Βόσονα (Босона), обозначая регион . К этому моменту почти закончилось Великое переселение народов эпохи конца Древнего мира и начала Средневековья: в VI—VII веках на Балканский полуостров и на всю территорию Восточной Римской империи пришли южнославянские племена, расселившиеся по всей Юго-Восточной Европе. Они вытеснили романизированное население бывших римских провинций Далмация , Превалитана , Паннония Секунда, Паннония Савия и т.д. Славяне поселились в долинах и на равнинах, а романизированные народы ушли в горы. Вскоре появились и славянские государства .

В XII веке был образован Боснийский банат, территория которого находилась в долине реки Босна . Историки и лингвисты спорят о том, откуда появилось название страны, однако известно, что первоначально местных жителей по названию реки или страны называли « бошняне ». В XIII—XIV веках Боснийский банат расширился, включив в себя такие регионы, как , Усора , и Захумле . Жители этих регионов сохраняли свою региональную индивидуальность. В 1377 году было образовано Боснийское королевство , которым правила династия Котроманичей и в состав которого вошли территории средневековых Сербии и Хорватии. Таким образом, подданными Боснийского королевства стали православные и католики наравне с прихожанами Боснийской церкви , чьё национальное происхождение всё ещё является предметом споров у историков и которые сами себя называли «крстянами» ( босн. krstjani , букв. «христиане») . Многие историки называли «крстян» сектантами- манихеями , связанными так или иначе с болгарской сектой богомилов , однако доказательств тому нет. Боснийскую церковь православные и католики называли еретической, пытаясь всячески её запретить. Вследствие этого какого-либо иного религиозного самоопределения у боснийцев в Средневековье так и не возникло .

Османская империя

В XV веке Османская империя покорила Балканы: с момента Косовской битвы 1389 года и вплоть до конца века турками-османами были захвачены вся территория Греции и взят Константинополь , ставший Стамбулом, Сербия, часть Болгарии и Хорватии, а также Босния. Присоединённые к турецким владениям боснийские земли, ранее принадлежавшие Королевству Хорватия и Боснийскому королевству, стали известны уже как (англ.) или Боснийская Краина . Местное население стало обращаться в ислам, что добавило ещё один компонент в сложную боснийскую этно-религиозную идентичность. Исчезла Боснийская церковь: по мнению одних историков, боснийские «крстяне» в большинстве своём обратились в ислам; другие же говорят, что Боснийская церковь не дожила до турецкого нашествия. Так или иначе, к XVII веку около двух третей населения страны исповедовали ислам: это были славяне-мусульмане .

Австро-Венгрия

Боснийцы в эпоху Австро-Венгрии. Под номерами 4 и 5 обозначены крестьяне из окрестностей Сараево (Сараево-Поле)

В 1878—1918 годах территория Боснии и Герцеговины была под контролем Австро-Венгрии , которая воспользовалась слабостью Османской империи и присоединила к себе часть боснийских земель. Имперский министр финансов Беньямин фон Каллаи , назначенный фактическим руководителем Боснии по распоряжению Вены, стал пропагандировать «боснийства» или «бошняцтва» ( босн. Bošnjaštvo ), которыми пытался внушить боснийскому населению чувство принадлежности к великой и могущественной нации . Идея заключалась в создании многоконфессионального боснийского народа, представители которого говорили бы на боснийском языке и исповедовали бы три основные конфессии (ислам, католичество, православие), будучи равными в правах. . Боснию пытались изолировать искусственно от ирредентистов из Сербии, Хорватии и Османской империи, а ярые ирредентистские настроения представителей этих народов на Боснии — всячески пресечь и подавить, поскольку национальное возрождение хорватов и сербов пришлось как раз на середину XIX века . Ни хорваты, ни сербы не признавали боснийский народ, считая боснийцев представителями собственных народов, которые просто были обращены в ислам — сербо-хорватскую идею сами боснийские мусульмане, соответственно, признавать отказывались . Кончина Каллая привела к провалу политики боснийства, и к началу Первой мировой войны в Боснии образовались три политические группировки из мусульман, католиков и православных, тянувших на себя одеяло . Американцы Роберт Доня и Джон Файн писали:

Самоопределение боснийца — неважно, связано ли это с географической родиной или подданством — имеет многовековые корни, а самоопределение боснийца-христианина как серба или хорвата насчитывает не больше века. Идея быть боснийским мусульманином в «национальном» (не религиозном смысле) ещё более недавняя .

Югославия

В Королевстве Югославии изначально были три движущие силы: сербы, хорваты и словенцы. На территории Боснии и Герцеговины местное население в довоенные и послевоенные годы называли не боснийцами, не бошняками , а мусульманами, тем самым выделяя их по признаку религиозного вероисповедания (это зафиксировано и в переписи 1991 года). В Югославии переписи населения часто были объектами политических манипуляций, поскольку подсчёт представителей каждой национальности мог сдвинуть баланс в чью-то пользу. В 1947 году боснийские мусульмане потребовали внести в конституцию упоминания о «боснийцах», однако их требование было отклонено. В переписи 1948 года им предлагалось назвать себя «сербом-мусульманином», «хорватом-мусульманином» или «мусульманином, не определившимся с национальностью» (именно этот пункт выбирали большинство) . В 1953 году в переписи подавляющая часть бошняков указывала в качестве национальности «югославянин, не определившийся с национальностью» .

В 1961 году боснийских мусульман признали ещё одной этнической группой, что отразилось и на гербе СФРЮ , однако не признали их государствообразующей нацией. В 1964 году IV Конгресс Союза коммунистов Боснии и Герцеговины признал право бошняков на самоопределение, а в 1968 году на встрече ЦК Союза коммунистов Боснии и Герцеговины бошняки были признаны отдельным народом, хотя руководство решило не называть их «боснийцами» или «бошняками» . С 1971 года в переписи указывалась категория «мусульмане по национальности», которая присутствовала в документах до распада Югославии .

Наши дни

Национальность «бошняки» в документах появилась впервые в 1990 году, заменив термин «мусульмане по национальности». Мусульманское население Боснии и Герцеговины признало это в качестве компромисса: в годы существования Османской империи различия делались по религиозным убеждениям человека, а не по его национальному происхождению. В 2013 году, по оценкам переписи населения, доля назвавших себя боснийцами, бошняками или мусульманами не превышала 2,73%.

Религия

Босанска-Крупа : мечеть, католический и православный храмы

По данным последней переписи населения 2013 года в Боснии и Герцеговине, небольшая часть населения называла себя «боснийцами», вследствие чего установить связь между национальным самоопределением и религиозными верованиями у этой группы людей достаточно трудно. Антрополог Тоне Бринга писала, что нельзя понять ни бошняка, ни хорвата, ни серба, если ссылаться только на ислам или христианство соответственно, но надо учитывать особый боснийский контекст, который выражен в общей истории боснийцев исламского и христианского происхождения . Большая часть боснийцев следуют светскому этикету и светской культуре, что обусловлено отделением религии от государства, закрепившимся в годы пребывания Боснии и Герцеговины в составе СФРЮ .

Самоопределение

По данным последней переписи населения 2013 года в Боснии и Герцеговине, большую часть (англ.) бошняки , сербы и хорваты . Некоторые называют себя «боснийцами», однако указавших эту национальность относят к категории «Другие» (в том числе и тех, кто указал «мусульмане», «евреи», «цыгане», «албанцы» и т.д.) — таковых насчитывается всего 2,7%. В Книге фактов ЦРУ упоминаются «босниец» и «герцеговинец» в качестве этнонимов, причём синонимичных друг другу.

Опрос, проведённый Программой развития ООН , показал, что :

  • 57% населения Боснии и Герцеговины в первую очередь, говоря о себе, указывают свою национальность, а 43% — гражданство Боснии и Герцеговины;
  • 75% опрошенных сказали, что, думая о себе как о представителе одного из трёх народов, также думают о себе как о гражданине Боснии и Герцеговины;
  • 43% указали, что в первую очередь идентифицируют себя как граждан Боснии и Герцеговины; 14% — как представителей конкретного народа; 41% указывают всегда и то, и другое

(англ.) университета Черногории и Нови-Садский университет по итогам исследования назвали боснийцев самыми рослыми людьми мира .

См. также

Примечания

  1. . Joshua Project (13 апреля 2010). Дата обращения: 5 января 2012. 14 июня 2020 года.
  2. Milliyet (6 июня 2008). Дата обращения: 5 мая 2013. 25 декабря 2018 года.
  3. . Statistiska Centralbyrån. Дата обращения: 4 января 2018. 25 декабря 2018 года.
  4. 24 июля 2011 года.
  5. . 2006 Census . Australian Bureau of Statistics . Дата обращения: 22 августа 2010. 25 декабря 2018 года.
  6. . 2006 Census . Australian Bureau of Statistics . Дата обращения: 22 августа 2010. 10 марта 2008 года.
  7. . France Diplomatie : : Ministère de l'Europe et des Affaires étrangères . Дата обращения: 4 января 2018. 25 декабря 2018 года.
  8. . Дата обращения: 4 июля 2018. 22 апреля 2018 года.
  9. . Statistics Denmark. Дата обращения: 1 октября 2013. 25 декабря 2018 года.
  10. // Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. редактор В. А. Тишков ; Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский. — М. : Большая Российская энциклопедия , 1999. — С. 107—108 . — ISBN 5-85270-155-6 . 13 января 2015 года.
  11. Под ред. Толстова, С. П. Народы мира. Этнографические очерки. — М. : Наука, 1964. — Т. 1. — С. 385.
  12. , p. 42, 43.
  13. , p. 38.
  14. , p. 73, 85-86.
  15. , p. 327–340.
  16. / М. Ю. Мартынова // Большой Кавказ — Великий канал. — М. : Большая российская энциклопедия, 2006. — С. 109—110. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 4). — ISBN 5-85270-333-8 .
  17. // Большой Кавказ — Великий канал. — М. : Большая российская энциклопедия, 2006. — С. 72. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 4). — ISBN 5-85270-333-8 .
  18. Дуличенко, А. Д. . — Litres, 2015. — С. 98—101.
  19. , p. 109, 141.
  20. , p. 221.
  21. , p. 33.
  22. , p. 54.
  23. , p. 160-161.
  24. .
  25. .
  26. , p. 71.
  27. . Дата обращения: 5 мая 2021. 5 мая 2021 года.
  28. Sugar, Peter F. (англ.) . — (англ.) , 1963. — P. .
  29. Ramet, Sabrina P. Nationalism and the 'Idiocy' of the Countryside: The Case of Serbia // Serbia, Croatia and Slovenia at Peace and at War: Selected Writings, 1983-2007 (англ.) . — (англ.) , 2008. — P. 74—76. — ISBN 978-3-03735-912-9 .
  30. Velikonja, Mitja. Religious Separation and Political Intolerance in Bosnia-Herzegovina (англ.) . — (англ.) , 1992. — ISBN 978-1-58544-226-3 .
  31. Central and South-Eastern Europe , 2004, Volume 4, p 110
  32. (англ.) . The National Question in Yugoslavia: Origins, History, Politics (англ.) . — Cornell University Press , 1988. — ISBN 978-0-8014-9493-2 .
  33. , p. 73.
  34. Klemenčič, Matjaž. The Former Yugoslavia's Diverse Peoples: A Reference Sourcebook (англ.) . — ABC-CLIO , 2004. — P. 113. — ISBN 1-57607-294-0 .
  35. Banac, Ivo. The National Question in Yugoslavia: Origins, History, Politics (англ.) . — Cornell University Press , 1988. — P. 287—288. — ISBN 0-8014-9493-1 .
  36. Kostic, Roland. (англ.) . — Uppsala, Sweden: Uppsala University, 2007. — P. 65.
  37. Shatzmiller, Maya. Islam and Bosnia: Conflict Resolution and Foreign Policy in Multi-Ethnic States (англ.) . — (англ.) , 2002. — P. 32. — ISBN 978-0-7735-2413-2 .
  38. . United Nations Development Programme for Bosnia and Herzegovina (7 июля 2007). Дата обращения: 27 июля 2007. 27 июля 2007 года.
  39. 19–20. United Nations Development Programme for Bosnia and Herzegovina (7 июля 2007). Дата обращения: 27 июля 2007. 29 сентября 2007 года.
  40. Popovic, Stevo; Bjelica, Dusko; Tanase, Gabriela Doina; Milašinović, Rajko. (англ.) // Montenegrin Journal of Sports Science and Medicine : journal. — 2015. — Vol. 4 , no. 1 . — P. 29—36 . 21 февраля 2020 года.
  41. Popovic, S.; Bjelica, D.; Tanase, G.D.; Milašinović, R. (англ.) // Montenegrin Journal of Sports Science and Medicine : journal. — 2015. — Vol. 4 , no. 1 . — P. 29—36 . 17 мая 2017 года.
  42. . Worldatlas.com . Дата обращения: 4 января 2018. 6 января 2018 года.
  43. Briscoe, Jake . The Gazette Review (17 июня 2016). Дата обращения: 25 мая 2017. 21 мая 2017 года.

Литература

  • Деспотовић, Љубиша М. (2019). (PDF) . Култура полиса: Часопис за неговање демократске политичке културе . 16 (38): 327—340. Архивировано из (PDF) 7 мая 2019 . Дата обращения: 17 октября 2020 . {{ cite journal }} : Недопустимый |ref=harv ( справка )
  • Robert J. Donia, John Van Antwerp Fine Jr. . — London: Hurst and Company, 1994.
  • Arthur J. Evans. . — 1st. — London: Longmans, Green and Company, 1876.
  • John Van Antwerp Fine Jr. . — Ann Arbor, Michigan: University of Michigan Press, 1991.
  • John Van Antwerp Fine Jr. . — Ann Arbor, Michigan: University of Michigan Press, 1994.
  • / Charles Knight. — London: Bradbury and Evans, 1854. — Vol. 2.
  • Malcolm, Noel. . — Erasmus Gilda, 1995. от 30 сентября 2021 на Wayback Machine
  • / Gyula Moravcsik. — 2nd revised. — Washington D.C.: Dumbarton Oaks Center for Byzantine Studies, 1967.
  • Humphry Sandwith. . — Edinburgh and London: William Blackwood and Sons, 1865.
  • . — Београд : Институт за српскохрватски језик САНУ, 1962. — Vol. 2. от 19 ноября 2020 на Wayback Machine
  • Стефановић-Караџић, Вук. . — 1. — Беч, 1818. от 28 сентября 2020 на Wayback Machine
  • Стефановић-Караџић, Вук. . — 2. — Беч, 1852. от 23 сентября 2020 на Wayback Machine
  • / Horace Voules. — London: Henry Labouchère, 1877. — Vol. 1.
Источник —

Same as Боснийцы