Interested Article - Роксолана
- 2021-02-20
- 1
Хюрре́м Хасеки́-султа́н ( осман. خرم حسکي سلطان , тур. Hürrem Haseki Sultan , более известная как Роксола́на ( лат. Roxolana ); ок. 1502 или ок. 1505 — 15 или 18 апреля 1558 ) — наложница , а затем супруга османского султана Сулеймана I Великолепного , мать султана Селима II . Являлась одной из самых влиятельных женщин в истории Османской империи.
Настоящее имя неизвестно; вариант Алекса́ндра либо Анастасия Гаври́ловна Лисо́вская появился в поздней литературной традиции.
Происхождение
Документальные источники и даже сколь-либо надёжные письменные свидетельства, говорящие о жизни Хюррем до поступления в гарем, отсутствуют. Вместе с тем в литературных сочинениях возникли легенды о её происхождении .
Факты
Сведения о происхождении Хюррем разрозненны и противоречивы.
В Европе Хюррем была известна как Роксолана . Это имя было впервые использовано в отношении неё послом Священной Римской империи в Османской империи Огьером Гизелином де Бусбеком , автором изданных в 1589 году в Париже латиноязычных «Турецких записок» ( лат. Legationis Turcicae epistolae quatuor IV ). В этом сочинении он назвал её Роксоланой, основываясь на предположительном происхождении Хюррем с территории, называемой в Речи Посполитой в конце XVI века Роксолания (от племени роксоланов , упоминаемых Страбоном в качестве обитателей Северного Причерноморья) .
Венецианский посол Бернардо Наваджеро называл Хюррем русской: «[donna] … di nazione russa». Другой венецианский посол — Джованни Баттиста Тревизано — называл её «султаншей из Руси»: «Sultana, ch’è di Russia» . Венецианский военачальник Маркантонио Брагадин также называл Хюррем русской: «donna di nazion russa» .
Михалон Литвин , бывший в середине XVI века послом Великого княжества Литовского в Крымском ханстве , в своём сочинении 1548—1551 годов «О нравах татар, литовцев и москвитян» ( лат. De moribus tartarorum, lituanorum et moscorum ) при описании торговли рабами указывает, что «и любимейшая жена нынешнего турецкого императора мать перворожденного [сына] его, который будет править после него, похищена была из земли нашей» .
Участник посольства Речи Посполитой к османскому султану 1621—1622 годов поэт Самуил Твардовский писал, что турки рассказывали ему о том, что Роксолана была дочерью православного священника из Рогатина (ныне в Ивано-Франковской области , Украина ) . Однако Рогатин, как и вся Галичина, не входил в состав Великого княжества Литовского , а был частью Королевства Польского .
Легенды
Никаких реальных фактов, подробностей или деталей происхождения и доосманского периода жизни Хюррем не известно и не задокументировано. Лишь в XIX веке в литературе стали появляться художественные домыслы, не имеющие под собой реальной основы. Согласно польской литературной традиции, её настоящее имя было Александра и она была дочерью рогатинского священника Гаврилы Лисовского , служившего в местной церкви Святого Духа . В украинской литературе XIX века её стали именовать Анастасией , эту версию приняли некоторые советские историки .
Галина Ермоленко, со ссылкой на Михаила Орлича , сообщает о якобы старой буковинской народной песне, повествующей о красивой девушке из Рогатина по имени Настусенька , похищенной крымскими татарами и проданной в султанский гарем . Михаил Орлич сообщал, что слышал эту песню от бабушки. Также он слышал от бабушки, что «будто на свадьбу Насти и Сулеймана ездила в сопровождении казацкой свиты и Настина мать и другие сказки» . Ирина Кныш называет «старой народной» песню, которая на самом деле является изменённым куском поэмы Маврикия Гославского «Поділля» (1827 г.) . Аналогичную ошибку допускает и Орлич .
Неизвестно, насколько первичны «старые народные» песни про Роксолану и датируются ли они сроками ранее 1880 года, когда имя Анастасия Лисовская появилось у в исторической повести «Роксолана или Анастасия Лисовская» . Киевский историк Владимир Грабовецкий утверждал, что при поисках в архивах в галицких городских и земских актовых книгах не обнаружил упоминания рода Лисовских до середины XVI века . Михаил Орловский, вслед за Маврикием Гославским, писал, что Роксолана была родом не из Рогатина, а из Чемеровец (ныне в Хмельницкой области )
Жена султана
Во время одного из набегов крымских татар девушка попала в плен и после нескольких перепродаж, через Аутку, Кефе в Крыму, была подарена Сулейману , который тогда был шехзаде и занимал государственный пост в Манисе , где существовал собственный гарем. Не исключено, что она была подарена 26-летнему Сулейману по случаю восшествия на престол . Попав в гарем, Роксолана получила имя Хюррем (от перс. خرم — «весëлая, радость приносящая») . Историк Галина Ермоленко датирует появление Хюррем в гареме периодом между 1517 и восшествием Сулеймана на престол в 1520 году . На тот момент девушке было около пятнадцати .
В самое короткое время Хюррем привлекла внимание султана. Другая наложница Сулеймана — Махидевран , мать шехзаде Мустафы , рабыня албанского или черкесского происхождения , стала ревновать султана к Хюррем. Возникшую между Махидевран и Хюррем ссору в своём отчёте за 1533 год описал венецианский посол Бернардо Наваджеро: «…Черкешенка оскорбила Хюррем и разодрала ей лицо, волосы и платье. Спустя некоторое время Хюррем пригласили в султанскую опочивальню. Однако Хюррем сказала, что не может в таком виде идти к повелителю. Тем не менее султан вызвал Хюррем и выслушал её. Затем он позвал Махидевран, спросив, правду ли ему рассказала Хюррем. Махидевран сказала, что она главная женщина султана и что другие наложницы должны подчиняться ей, и что она ещё мало побила коварную Хюррем. Султан разгневался на Махидевран и сделал Хюррем своей любимой наложницей» .
В 1521 году скончались двое из трёх сыновей Сулеймана. Единственным наследником остался шестилетний Мустафа, что в условиях высокой смертности представляло угрозу для династии. В связи с этим способность Хюррем родить наследника давала ей необходимую поддержку во дворце. Конфликт новой фаворитки с Махидевран сдерживался авторитетом матери Сулеймана Хафсы Султан . В 1521 году Хюррем родила мальчика, получившего имя Мехмед . В следующем году родилась девочка Михримах — единственная пережившая младенчество дочь Сулеймана, после родился Абдулла, проживший всего три года, в 1524 году родился Селим, а в следующем — Баязид. Последнего, Джихангира, Хюррем родила в 1531 году .
В 1534 году умерла валиде-султан. Ещё до этого, в 1533 году, вместе с сыном Мустафой, который достиг совершеннолетия, в Манису отправилась давняя соперница Хюррем — Махидевран. В марте 1536 года великий визирь Ибрагим-паша , ранее опиравшийся на поддержку Хафсы, был казнён по приказу султана Сулеймана, а его имущество конфисковано. Смерть валиде и отстранение великого визиря открыли Хюррем дорогу для укрепления собственной власти.
После смерти Хафсы Хюррем смогла добиться того, чего никто и никогда до неё не добивался. Она официально стала женой Сулеймана. Хотя не существовало никаких законов, запрещающих женитьбу султанов на рабынях, вся традиция османского двора настаивала против этого. При этом в Османской империи даже сами термины «закон» и «традиция» обозначались одним словом — канун . Состоявшаяся свадебная церемония была, судя по всему, очень пышной, хотя никак не упоминается в османских источниках. Вероятно, свадьба состоялась в июне 1534 года, хотя точная дата этого события неизвестна . Уникальное положение Хюррем отражал и её титул — хасеки , введённый Сулейманом специально для неё .
Султан Сулейман, проводивший большую часть времени в походах, информацию о ситуации во дворце получал исключительно от Хюррем. Сохранились письма, в которых отражается большая любовь и тоска султана по Хюррем , которая была его главным политическим советником. Между тем, Лесли Пирс отмечает, что на ранних этапах деятельности Сулеймана он более опирался на переписку с матерью, так как Хюррем недостаточно хорошо знала язык. Ранние письма Хюррем написаны отточенным канцелярским языком, что говорит о том, что они были написаны придворным писарем .
Влияние, оказываемое Хюррем на Сулеймана, иллюстрирует эпизод, описанный венецианским послом Пьетро Брагадином. Один из санджак-беев подарил султану и его матери по одной красивой русской девушке-рабыне. Когда девушки прибыли во дворец, Хюррем, которую застал посол, была очень недовольна. Валиде, отдавшая свою рабыню сыну, была вынуждена извиниться перед Хюррем и забрать наложницу обратно. Вторую рабыню султан приказал отправить в качестве жены другому санджак-бею, так как наличие даже одной наложницы во дворце делало хасеки несчастной .
По её инициативе в Стамбуле построено несколько мечетей, баня и медресе.
Вскоре после возвращения из поездки в Эдирне , 15 или 18 апреля 1558 года, вследствие продолжительной болезни либо отравления Хюррем Султан умерла. Год спустя её тело перенесли в куполообразный восьмигранный мавзолей проекта архитектора Мимара Синана . Мавзолей Хюррем Хасеки Султан ( тур. Haseki Hürrem Sultan Türbesi ) декорирован изысканными изникскими керамическими изразцами с изображениями райского сада , а также с нанесёнными текстами стихов, возможно, в честь её улыбки и жизнерадостного характера . Усыпальница Роксоланы находится недалеко от мавзолея Сулеймана слева от мечети в комплексе Сулеймание. Внутри гробницы Хюррем вероятно находится гроб , дочери Хатидже Султан , сестры Сулеймана. Тем не менее, Хюррем вошла в историю Османской империи, как родоначальница периода огромного влияния женщин в Османской империи - Женский султанат .
Дети
Хюррем родила султану шестерых детей :
Сыновья:
- Мехмед (1521—1543)
- Абдулла (1522/1523—1526)
- Селим (28 мая 1524 — 13 декабря 1574)
- Баязид (1525 — 25 сентября 1561)
- Джихангир (1531—27 ноября 1553)
Дочь:
- Михримах (21 марта 1522— 25 января 1578)
Из всех сыновей Сулеймана I Великолепного отца-султана пережил только Селим, впоследствии вступивший на османский престол.
Мехмед умер в 1543 году. По мнению некоторых исследователей Мехмед умер от оспы , а по другой версии он умер своей смертью .
Джихангир, слабый здоровьем от рождения, умер в 1553 году вскоре после казни Мустафы . Существует легенда, что Джихангир умер от тоски по своему брату. По этой же легенде именно Хюррем, плетя интриги против Мустафы, спровоцировала его смерть: настроила отца против сына, чтобы престол достался её сыну. По приказу Сулеймана I Мустафу задушили .
Баязид после неудачной попытки убить Селима вместе с 12 тысячами своих людей прятался в Персии , стал считаться предателем в Османской империи, которая на тот момент находилась в состоянии войны с Персией. Позже султан Сулейман I заключил с Персией мир и договорился с персидским шахом Тахмаспом I , что за 400 000 золотых монет соратников Баязида убьют, а его самого вместе с четырьмя сыновьями отдадут посланникам султана. Смертный приговор, который вынес Сулейман своему сыну Баязиду, был исполнен 25 сентября 1561 года. Младшего сына Баязида казнили в Бурсе.
Роль в истории
Профессор истории, автор работы о султанском гареме Лесли Пирс отмечает, что до Хюррем фаворитки султанов играли две роли — роль собственно фаворитки и роль матери наследника престола, и что эти роли никогда не совмещались. Родив сына, женщина переставала быть фавориткой, отправляясь вместе с ребёнком в отдаленную провинцию, где наследник должен был воспитываться до того времени, как займёт место отца . Хюррем же была первой женщиной, сумевшей одновременно играть обе роли, что вызывало огромное раздражение консервативно настроенного двора. Когда её сыновья достигли совершеннолетия, она не отправилась вслед за ними, а осталась в столице, лишь изредка навещая их . Именно этим во многом можно объяснить негативный образ, который сформировался вокруг Хюррем. Кроме того, она нарушила ещё один принцип османского двора, заключавшийся в том, что одна фаворитка султана должна была иметь не более одного сына. Не в силах объяснить, как Хюррем смогла достичь столь высокого положения, современники приписывали ей то, что она попросту околдовала Сулеймана . Этот образ коварной и властолюбивой женщины был перенесён и в западную историографию, хотя и подвергся некоторой трансформации.
Роль в культуре
В отличие от всех предшественниц, а также от матерей шехзаде, имевших право возводить строения лишь в рамках провинции, в которой они проживали с сыновьями, Хюррем получила право строить религиозные и благотворительные здания в Стамбуле и в иных крупных городах Османской империи. Она создала благотворительный фонд своего имени ( тур. Külliye Hasseki Hurrem ). На пожертвования из этого фонда в Стамбуле был построен Комплекс Хасеки Султан в районе бывшего женского невольничьего рынка ( тур. Avret Pazari ), в число строений которого входили мечеть, медресе, имарет, начальная школа, больницы и фонтан. Это был первый комплекс, построенный в Стамбуле архитектором Синаном в своей новой должности главного архитектора правящего дома, а также третье по величине здание в столице, после комплексов Мехмета II ( тур. Fatih Camii ) и Сулеймание ( тур. Süleymanie ). К числу иных благотворительных проектов Роксоланы относятся комплексы в Адрианополе и Анкаре, вошедшие в основу проекта в Иерусалиме (названного позже имени Хасеки Султан), хосписы и столовые для паломников и бездомных, столовая в Мекке (при имарете Хасеки Хюррем), общественная столовая в Стамбуле (в Avret Pazari ), а также две большие общественные бани в Стамбуле (в Еврейском и Aya Sôfya кварталах) .
В произведениях искусства
Литература
- 1633 — поэма «Преславное посольство светлейшего князя Кшиштофа Збаражского от Сигизмунда III к могущественному султану Мустафе» ( Самуил Твардовский ).
- 1835 — поэма «Роксолана, драма в пяти актах в стихах» ( Нестор Кукольник ).
- 1880 — повесть «Роксолана или Анастасия Лисовская» ( ).
- 1864—1869 — историческая драма в пяти действиях «Роксоляна» (Гнат Якимович).
- 1924 — исторический труд украинского востоковеда Агафангела Крымского «История Турции и её литературы», в котором Роксолане отведено более 20 страниц.
- 1930 — повесть « » ( Осип Назарук ).
- 1934 — короткий рассказ « Тень Стервятника » ( Роберт Говард ); в рассказе Роксолана лишь упоминается, однако главным действующим лицом является вымышленный персонаж, Рыжая Соня , по сюжету являющаяся сестрой Роксоланы.
- 1937 — короткий рассказ «Роксолана. Историческое повествование XVI века» ( Антон Лотоцкий ).
- 1942 — роман «Roxelane» ( ).
- 1949 — роман «Mikael Hakim: kymmenen kirjaa Mikael Carvajalin eli Mikael El-Hakimin elämästä vuosina 1527 — 38 hänen tunnustettuaan ainoan Jumalan ja antauduttuaan Korkean Portin palvelukseen» ( Мика Валтари ).
- 1965 — роман «Степной Цветок» ( ).
- 1966 — штудия «Императорская карьера Анастасии Лисовской» (Ирина Кныш).
- 1968 — повесть «Неопалимая купина» ( ).
- 1971 — поэма «Роксоляна. Дівчина з Рогатина» ( Любовь Забашта ).
- 1980 — роман « Роксолана » ( Павел Загребельный ).
- 2003 — роман «La magnifica dell’harem» ( ).
- 2013 — роман «Хюррем. Знаменитая возлюбленная султана Сулеймана» (Софья Бенуа; богато иллюстрированное издание).
- 1978 — роман «Гарем» (Бертрис Смолл).
Кино
- 1990 — « Битва трёх королей » (СССР, Испания, Италия, Марокко). В роли Роксоланы — Клаудия Кардинале .
- 1996—2003 — телесериал « Роксолана » (Украина) — экранизация повести Осипа Назарука, в роли Анастасии-Роксоланы — Ольга Сумская .
- 2003 — телесериал « » (Турция), в роли Александры-Роксоланы-Хюррем — Гюльбен Эрген .
- 2008 — документальный фильм «Роксолана: кровавый путь к трону» из цикла « В поисках истины » (Украина).
- 2011—2014 — телесериал « Великолепный век » (Турция), в роли Александры-Роксоланы-Хюррем — Мерьем Узерли , с 103 серии — Вахиде Перчин .
- 2022 — фильм « Три тысячи лет желаний ». Хюррем в нём сыграла Меган Гейл.
Театр
- 1761 — пьеса «Les Trois Sultanes ou Soliman Second» ( Шарль Симон Фавар ).
- 1985 — спектакль «Роксолана» Тернопольского областного музыкально-драматического театра им. Т. Г. Шевченко (Украина) — постановка романа Павла Загребельного, в роли Роксоланы — .
- 1988 — спектакль «Роксолана» Днепропетровского академического украинского музыкально-драматического театра имени Т. Г. Шевченко (Украина), в роли Роксоланы — Александра Копытина.
Музыка
О Роксолане написано или посвящено ей около двух десятков музыкальных произведений, среди них:
- 1779—1781 — «63 Симфония» ( Йозеф Гайдн ).
- 1908—1909 — опера «Роксолана» ( Денис Сичинский ).
- 1976 — балет «Хюррем Султан» (муз. Невит Кодаллы , хореогр. ).
- 1990 — песня «Роксолана» (слов. Степан Галябарда , муз. , испол. Алла Кудлай ).
- 1992 — песня «Роксолана», исполняет Айво (Андрей) Красовский.
- 1995 — опера «Сулейман и Роксолана или Любовь в гареме» ( Александр Костин , либр. ).
- 2000 — рок-опера «Я — Роксолана» (слов. Степан Галябарда и муз. Арнольд Святогоров).
- 2009 — балет «Роксолана» (реж.-хореогр. ).
См. также
Комментарии
- В XVI—XVII веках роксоланами нередко называли русинов — русских жителей Речи Посполитой . Причиной этому была роксоланская теория , согласно которой русины происходят от «сарматского племени роксолан», что давало русской шляхте возможность присоединиться к господствующей концепции сарматизма , обосновывающей особые шляхетские права. На основе этих идей Русь в западных и западнорусских источниках этого времени нередко называется Роксоланией .
Примечания
- Гавришков Б. М. — Институт славяноведения РАН: Наука , Славяноведение (журнал) , 1982. — Т. 6. — С. 93. — ISSN
- (англ.) — OUP , 2008. — Vol. 4. — P. 517. — ISBN 978-0195148909
- Deutsche Nationalbibliothek Record #119171538 // (нем.) — 2012—2016.
- ↑ Смирнов Н. А. Россия и Турция в XVI—XVII вв. (в двух томах). — Т. 1. — М. : МГУ, 1946. — С. 60.
- ↑ Гавришков Б. М. от 21 октября 2013 на Wayback Machine // Советское славяноведение. — 1982. — № 6, ноябрь-декабрь. — С. 93. — ISSN 0132-1366
- Bonnie G. Smith. . — Oxford University Press, 2008. — P. 517. — 2752 p. — ISBN 0195148908 , 9780195148909.
- Roxolana in European Literature… — P. 1.
- Roxolana in European Literature… — P. 272.
- Яковенко Н. от 22 декабря 2017 на Wayback Machine // Міжкультурний діалог. Т. 1: Ідентичність. — К.: Дух і літера, 2009. — С. 57—95.
- Соколов С. В. // Научный диалог. — 2019. — № 12 . 16 мая 2022 года.
- Дата обращения: 25 февраля 2019. 26 февраля 2019 года.
- ↑ Yermolenko G. Roxolana: «The Greatest Empresse of the East». — P. 234.
- Михалон Литвин . от 20 января 2013 на Wayback Machine / Пер. А. Л. Хорошевич . — М., 1994. — С. 72.
- Abbott E. A history of mistresses. — HarperFlamingoCanada, 2003. — 510 p. — P. 53.
- . Дата обращения: 7 декабря 2016. 17 апреля 2010 года.
- Roxolana in European Literature… — P. 49.
- Український радянський енциклопедичний словник: В 3-х т. Т. III. / За ред. М. Бажана. — 1-е вид. — К. : Головна редакція Української радянської енциклопедії. — 1968. — С. 162.
- Примітки. До стор. 425 // Кримський А. Ю. / Ред. тому О. І. Ганусець. — К. : Наукова думка , 1974. — 640 с. — С. 636.
- Mykhailo Orlich, Roksoliana, tsarivna soniachna Opillia (Lviv: Triada plius, 2002), 58-59.
-
цит. по Ермоленко
V Rohatyni, na zarinku,
Tam tatary vkraly divku,
Vkraly divku Nastusen’ku,
Chornobryvu, moloden’ku,
Taj zabraly v Turetchynu,
Taj prodaly do haremu'' - ↑ . Дата обращения: 9 декабря 2016. 20 декабря 2016 года.
-
«До найновіших часій зберігав український нарід пісню:
А тая ж то Роксоляна,
Що то трясла Сходом,
Була наша попадянка,
З Рогатина родом .
Цю народну пісню поляки переробили на своє:
A oważ to Roksolanka,
Co to trzesła calim Wschodem,
Była nasza Podolanka
Z Czemerowiec rodem» - . Дата обращения: 9 декабря 2016. 26 августа 2016 года.
- Орловский М. Я. Роксолана или Анастасия Лисовская: Ист. повесть. — Каменец-Подольский: Тип. Подол. губерн. правления, 1883.
- . Дата обращения: 8 декабря 2016. Архивировано из 17 декабря 2016 года.
- ↑ Peirce L. P. The Imperial Harem… — P. 58.
- Quinn R. S. от 12 апреля 2014 на Wayback Machine . — Trafford Publishing, 2005. — P. 276. — ISBN 1-4120-7054-6 .
- ↑ Yermolenko G. Roxolana: «The Greatest Empresse of the East». — P. 233.
- Peirce L. P. The Imperial Harem… — P. 55.
- Peirce L. P. The Imperial Harem… — P. 59—60.
- Peirce L. P. The Imperial Harem… — P. 60.
- ↑ Peirce L. P. The Imperial Harem… — P. 61.
- Peirce L. P. The Imperial Harem… — P. 62.
- Будучи поэтом, султан посвящал Роксолане любовные стихи на персидском и арабском языках. Некоторые из них сохранились. См. Roxolana in European Literature… — P. 5.
- Peirce L. P. The Imperial Harem… — P. 63—64.
- Peirce L. P. The Imperial Harem… — P. 59.
- Öztuna Y. Şehzade Mustafa. — İstanbul: Ötüken Yayınevi, 1978. — ISBN 9-7543-7141-5 .
- (тур.) . www.devletialiyyei.com. Дата обращения: 29 апреля 2013. 29 апреля 2013 года.
- Öztuna, Yılmaz. Kanuni Sultan Süleyman. Babıali Kültür Yayınları, 2006. s. 174—189
- Uzunçarşılı, İsmail Hakkı (1951, yeni ed. 1998), Osmanlı Tarihi: İstanbul’un Fethinden Kanunî Sultan Süleyman'ın Ölümüne Kadar , Ankara:Türk Tarih Kurumu Yayınları
- Терещенко А. В. Быть русскаго народа. — Ч. II. — СПб. : Тип. Министерства внутренних дѣл, 1848. — с.5.
- Peirce L. P. The Imperial Harem… — P. 88—89.
- Peirce L. P. The Imperial Harem… — P. 63.
- Yermolenko G. Roxolana: «The Greatest Empresse of the East». — P. 237.
- «Смоляк П. О.» / П. О. Смоляк // Наукові записки Тернопільського національного педагогічного університету імені Володимира Гнатюка. Серія : Мистецтвознавство. — 2019. — № 1 (Вип. 40). — С. 181. — ISSN 2411-3271
Литература
- Peirce L. P. The Imperial Harem: Women and Sovereignty in the Ottoman Empire. — New York: Oxford University Press , 1993. — 374 p.
- Roxolana in European Literature, History and Culture / ed. by Galina I. Yermolenko. — New York: Ashgate Publishing , 2010. — 318 p.
- Yermolenko G. // The Muslim World. — 95. — 2. — 2005. — P. 231—248.
- 2021-02-20
- 1