Interested Article - Серебряный век русской поэзии

Сере́бряный век — название периода в истории русской поэзии, относящегося к концу XIX—началу XX веков , данное по аналогии с Золотым веком (начало XIX века). На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев , поэты и критики Николай Оцуп , Владимир Маяковский .

Хронологические рамки

Вопрос о хронологических рамках этого явления остаётся спорным. Условно Серебряный век датируется 1890-ми годами — первым 20-летием XX века . Если в определении начала Серебряного века исследователи достаточно единодушны — это явление рубежа 1880-х —1890-х годов, то конец этого периода вызывает споры. Одни исследователи полагают, что Серебряный век окончился с началом Гражданской войны . Другие полагают, что Серебряный век прервался в год смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилёва . Также существует точка зрения, что концом Серебряного века можно считать рубеж 1920—1930-х годов, связанный с самоубийством Владимира Маяковского .

Литературные течения и объединения

Символизм

Новое литературное направление , — символизм , явилось порождением глубокого кризиса, охватившего европейскую культуру в конце XIX века. Кризис проявился в негативной оценке прогрессивных [ источник не указан 2412 дней ] общественных идей, в пересмотре моральных ценностей, в утрате веры в силу научного сознания , в увлечении идеалистической философией . Русский символизм зарождался в годы крушения народничества и широкого распространения пессимистических настроений. Все это обусловило тот факт, что литература Серебряного века ставит не злободневные социальные вопросы, а глобальные философские. Хронологические рамки русского символизма — 1890-е годы—1910 год. На становление символизма в России повлияли 2 литературные традиции:

Символизм не был однородным. В нём выделялись школы и течения (например, «старшие» и «младшие» символисты)

«Старшие» символисты

К «старшим» символистам относятся:

«Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане. По мысли Брюсова и Бальмонта, поэт, прежде всего, — творец сугубо личных и чисто художественных ценностей.

«Младшие» символисты

К «младшим» символистам относятся А. А. Блок , А. Белый , В. И. Иванов . «Младшие» символисты воспринимали символизм в философско-религиозном ключе. Для них символизм был философией, преломлённой в поэтическом сознании.

Акмеизм

Акмеизм (адамизм) был основан символистами и противостоял одноимённому направлению. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова (с позиций «трудное служение поэта в миру»). Его становление связано с деятельностью поэтической группы « Цех поэтов ». Основателями акмеизма были Николай Гумилёв и Сергей Городецкий . К течению присоединились жена Гумилёва Анна Ахматова , а также Осип Мандельштам , Михаил Зенкевич , Георгий Иванов .

Футуризм

Футуризм был первым авангардным течением в русской литературе. Отводя себе роль прообраза искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего и грядущего. Родоначальниками русского футуризма считаются члены петербургской группы « Гилея ». «Гилея» была самым влиятельным, но не единственным объединением футуристов, существовали также эгофутуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), группы « Центрифуга » и « Мезонин поэзии » в Москве , а также группы в Киеве , Харькове , Одессе , Баку .

Кубофутуризм

В России «кубофутуристами» называли себя « будетляне », члены поэтической группы « Гилея ». Для них был характерен демонстративный отказ от эстетических идеалов прошлого, эпатаж , активное использование окказионализмов . В рамках кубофутуризма развилась « заумная поэзия ». К поэтам-кубофутуристам относились Велимир Хлебников , Елена Гуро , Давид и Николай Бурлюки , Василий Каменский , Владимир Маяковский , Алексей Кручёных , Бенедикт Лившиц .

Эгофутуризм

Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие. Эгофутуризм был явлением кратковременным. Бо́льшая часть внимания критики и публики была перенесена на Игоря Северянина , который достаточно рано отстранился от коллективной политики эгофутуристов, а после революции полностью изменил стиль своей поэзии. Большинство эгофутуристов либо быстро изживали стиль и переходили в другие жанры, либо вскорости совершенно оставляли литературу. Помимо Северянина, к этому течению в разное время примыкали Вадим Шершеневич , Рюрик Ивнев и другие .

Новокрестьянская поэзия

Понятие «крестьянская поэзия», вошедшее в историко-литературный обиход, объединяет поэтов условно и отражает только некоторые общие черты, присущие их миропониманию и поэтической манере. Поэты, причисляемые к данному направлению, себя так не называли и не образовывали литературного объединения или направления с единой теоретической платформой. Однако всем «новокрестьянским» поэтам в той или иной мере были присущи обращения к теме деревенской России (вопреки России «железной»), связь с миром природы и устного народного творчества . Вместе с тем им были внятны и стилевые устремления «русского модерна ».

Известнейшими новокрестьянскими поэтами периода Серебряного века были Николай Клюев , Пётр Орешин , Сергей Клычков и Сергей Есенин .

Имажинизм

Имажинисты заявляли, что цель творчества состоит в создании образа . Основное выразительное средство имажинистов — метафора , часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов: прямого и переносного [ источник не указан 2401 день ] . Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж , анархические мотивы. На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм. Основатели имажинизма — Анатолий Мариенгоф , Вадим Шершеневич , Сергей Есенин . К имажинизму также примыкали Рюрик Ивнев и Николай Эрдман .

Авторы

Русские писатели Серебряного века: Осип Мандельштам , Корней Чуковский , Бенедикт Лившиц и Юрий Анненков , проводы Лившица на фронт. Случайная фотография Карла Буллы , 1914

Антологии и сборники

  • Серебряный век: Поэзия. Сост Т. Бек . ― М., АСТ, 1998. С. 671
  • Поэты Серебряного века: Серебряный век русской поэзии XIX—XX вв. Сост. И. Мазнин ― М., Эксмо-Пресс, 2001. С. 381
  • Серебряный век в 3-х тт. Сост. И. Гарин. ― М., Терра, 1999 ISBN 5-300-02612-3
  • Поэты Серебряного века. Сост. Н. Сухова. Серия «Школьная библиотека». ― М., Детская литература. С. 300
  • Сто одна поэтесса Серебряного века. Сост. М. Гаспаров . ― СПб., ДЕАН, 2000. С. 238 ISBN 5-93630-004-8
  • Поэзия Серебряного века. 1880—1925. Сост. Е. Осетров , Е. Капустин. ― М., Художественная литература, 1991. С. 574 ISBN 5-280-01557-1
  • Русская поэзия Серебряного века. 1890—1917. Антология. ― М., Наука, 1993. С. 782 ISBN 5-02-011490-1
  • Поэзия Серебряного века в 2-х тт. ― М., Дрофа, Вече, 2002. С. 366 ISBN 5-7107-6682-8
  • Лирика Серебряного века. Сост. С. Дмитренко . ― М., Олма-пресс, 2004. С. 653 ISBN 5-224-04795-1
  • Поэзия Серебряного века. Стихотворения. Сост. П. Басинский . ― М., Эксмо, 2004. С. 478 5-699-07582-8

См. также

Примечания

  1. Серебряный век // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Глав. ред. и состав. А. Н. Николюкин . — М.: Интелвак, 2001. — Стб. 966—971
  2. Под редакцией проф. Горкина А.П. "Серебряный век" // Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . — 2006. // Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / Под ред. А. П. Горкина. — М.: Росмэн, 2006
  3. Воскресенская М. А. Символизм как мировидение Серебряного века: Социо-культурные факторы формирования общественного сознания российской культурной элиты рубежа XIX—XX веков. — М.: Логос, 2005. — С. 75—85

Литература

  • Багно В. Е. Русская поэзия Серебряного века и романский мир. — СПб.: Гиперион, 2005. — 228 с.
  • Барковская Н. В. Поэзия «серебряного века». — Екатеринбург: Уральский государственный педагогический институт, 1999. — 170 с.
  • Воскресенская М. А. Символизм как мировидение Серебряного века: Социо-культурные факторы формирования общественного сознания российской культурной элиты рубежа XIX—XX веков. — М.: Логос, 2005. — 236 с.
  • Воспоминания о серебряном веке / Сост., авт. предисл. и коммент. В. Крейд. — М.: Республика, 1993. — 559 с.
  • Маковский С. К . . — Нью-Йорк: Орфей, 1986. — 363 с.
  • // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  • Серебряный век в России / Под ред. В. В. Иванова, В. Н. Топорова, Т. В. Цивьян. — М.: Радикс, 1993. — 340 с.
Источник —

Same as Серебряный век русской поэзии