Interested Article - Мейерхольд, Всеволод Эмильевич

Мейерхольд за чтением «Чайки» Антона Чехова в Царском селе, 1898 год

Все́волод Эми́льевич Мейерхо́льд (при рождении Карл Казимир Теодор Майерхольд ; нем. Karl Kasimir Theodor Meyerhold , впоследствии Мейерхольд-Райх ; 28 января [ 9 февраля ] 1874 , Пенза 2 февраля 1940 , Москва ) — русский и советский театральный режиссёр , актёр и педагог. Теоретик и практик театрального гротеска , автор программы « Театральный Октябрь » и создатель актёрской системы, получившей название « биомеханика ». Народный артист Республики (1923).

Биография

Здание 2-й мужской гимназии в Пензе, которую окончил Мейерхольд

Карл Казимир Теодор Мейерхольд был восьмым ребёнком в лютеранской семье винозаводчика Эмилия Фёдоровича Мейерхольда (ум. 1892), выходца из старинного рода немецкого происхождения Мейерхольд фон Риттерхольм , и его жены, балтийской немки Альвины Даниловны (урождённой Неезе).

В 1895 году окончил Пензенскую 2-ю мужскую гимназию, в которой позже учился актёр немого кино Иван Мозжухин (здание гимназии по ул. Володарского , 5 сохранилось, сейчас в памятнике истории и культуры федерального значения располагается управление образования Пензы).

После окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета . В том же году, по достижении совершеннолетия (21), принял православие и изменил имя на Всеволод — в честь любимого писателя Всеволода Гаршина .

В 1896 году перешёл на 2-й курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества в класс Владимира Немировича-Данченко .

В Художественном театре

В 1898 году окончил училище и вместе с другими выпускниками, в том числе Ольгой Книппер и Иваном Москвиным , вступил в труппу создаваемого Художественно-общедоступного театра . В спектакле « Царь Фёдор Иоаннович », которым 14 (26) октября 1898 года открылся театр, играл Василия Шуйского .

В постановке чеховской « Чайки » Мейерхольд играл Треплева, а в 1901 году стал первым на русской сцене исполнителем роли Тузенбаха в « Трёх сёстрах ». Среди ролей, сыгранных на сцене Художественного театра — принц Арагонский в « Венецианском купце » Шекспира (1898), Иоанн Грозный в трагедии А. К. Толстого « Смерть Иоанна Грозного », Иоганнес в «Одиноких» Гауптмана .

После МХТ

В 1902 году с группой актёров покинул Художественный театр и начал самостоятельную режиссёрскую деятельность, возглавив вместе с Александром Кошеверовым труппу в Херсоне . Со второго сезона, после ухода Кошеверова, труппа получила название «Новая драма (Товарищество новой драмы)» .

В 1902—1905 годах было поставлено около 200 спектаклей, гастрольные выступления проходили на подмостках Тбилиси, Севастополя, Николаева.

В мае 1905 года Константин Станиславский предложил Мейерхольду подготовить спектакли «Смерть Тентажиля» Мориса Метерлинка , «Комедия любви» Генрика Ибсена и «Шлюк и Яу» Герхарта Гауптмана для Театра-студии , который он задумал открыть на Поварской улице в Москве .

Однако Студия существовала недолго: как оказалось, Станиславский и Мейерхольд по-разному понимали её назначение . Посмотрев поставленные Мейерхольдом спектакли, Станиславский не счёл возможным выпускать их на публику .

Годы спустя в книге «Моя жизнь в искусстве» по поводу опытов Мейерхольда он написал: «Талантливый режиссёр пытался закрыть собою артистов, которые в его руках являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых он осуществлял свои интересные идеи. Но при отсутствии артистической техники у актёров он смог только демонстрировать свои идеи, принципы, искания, осуществлять же их было нечем, не с кем, и потому интересные замыслы студии превратились в отвлечённую теорию, в научную формулу» . В октябре 1905 года Студию закрыли, Мейерхольд вернулся в провинцию .

В 1906 году Вера Комиссаржевская пригласила его в Петербург — стать главным режиссёром её Драматического театра на Офицерской улице. За сезон Мейерхольд выпустил 13 спектаклей, в том числе: « Гедду Габлер » Генрика Ибсена , «Сестру Беатрису» Мориса Метерлинка , «Жизнь человека» Леонида Андреева .

В 1907 году ставит «Балаганчик» Александра Блока , идёт от текста. Спектакль стал началом «театра условности» в России. Сотрудничество с Комиссаржевской оказалось кратким. При Мейерхольде в театр перестали ходить, труппа оказалась на грани разорения. Вера Фёдоровна уволила Всеволода Эмильевича. Оскорбившись, он дважды подавал в суд, однако его претензии сочли необоснованными .

Режиссёр Императорских театров

В 1912 году в Териоках Мейерхольд поставил спектакль по пьесе испанского драматурга XVII века Кальдерона «Поклонение кресту» (двумя годами ранее он ставил эту пьесу на «Башне» у Вяч. Иванова с В. Шварсалон в роли Эусебио). Режиссёр и актёры долго искали подходящее место на природе. В имении писательницы Марии Крестовской в Молодёжном ( фин. Metsäkylä ) нашли прекрасный сад: от дачи к Финскому заливу спускалась большая лестница — сценическая площадка.

Спектакль, по замыслу, должен был идти ночью, «при свете горящих факелов, с огромной толпой всего окрестного населения». Затею не воплотили по техническим причинам, спектакль поставили в помещении. Но с тех пор идея театра на открытом воздухе («походного театра») занимала Мейерхольда [ нет в источнике ] .

Императорские театры

В Александринском театре Мейерхольд поставил пьесы «У царских врат» Кнута Гамсуна (1908), «Шут Тантрис» Эрнста Харта, «Дон Жуан» Мольера (1910), «На полпути» Артура Пинеро (1914), «Зелёное кольцо» Зинаиды Гиппиус , «Стойкий принц» Кальдерона (1915), « Гроза » Островского (1916), « Маскарад » Лермонтова (1917). В 1911 году поставил в Мариинском театре оперу Глюка « Орфей и Эвридика » (художник — А. Я. Головин , балетмейстер — М. М. Фокин ).

После революции

Б. Григорьев . Портрет В. Мейерхольда, 1916

Мейерхольд с радостью принял революцию и в 1918 году вступил в РКП(б) .

Поставил в Петрограде « Мистерию-буфф » Маяковского ( 1918 год ). В марте 1918 года в кафе «Красный петух», открытом в бывшем Пассаже Сан-Галли , поставил пьесу Блока «Незнакомка» .

С мая 1919 по август 1920 года жил в Крыму и на Кавказе. Пережил несколько смен власти, его арестовывала белая контрразведка.

Заведовал Театральным отделом (ТЕО) Наркомпроса по приглашению наркома просвещения Луначарского (сентябрь 1920 — февраль 1921).

В 1920 году начал активно вводить в театр программу « Театральный Октябрь ». Вводит на Курсах мастерства сценических постановок преподавание биомеханики как теории движений, и в 1921 году использует этот термин для занятий сцендвижением . В 1921 году поставил вторую редакцию Мистерии-Буфф в Москве.

ГосТиМ

Портрет Мейерхольда кисти Александра Головина

Государственный театр имени Вс. Мейерхольда (ГосТиМ) создали в Москве в 1920 . Первоначальное название — Театр РСФСР-I, с 1922 — Театр Актёра и Театр ГИТИСа , с 1923 — Театр им. Мейерхольда (ТиМ); в 1926 театру присвоили статус государственного .

Параллельно Мейерхольд руководит Театром Революции (1922—1924).

В 1928 году ГосТиМ едва не закрыт: режиссёра заподозрили в измене. Отправившись с женой за рубеж для лечения и переговоров о гастролях, Мейерхольд задержался во Франции. В тот же период из зарубежных поездок не вернулись Михаил Чехов , возглавлявший МХАТ 2-й , и руководитель ГОСЕТа Алексей Грановский . Мейерхольда заподозрили в желании остаться . Но он не собирался эмигрировать и вернулся в Москву раньше, чем ликвидационная комиссия успела расформировать театр .

В 1930 году ГосТиМ с успехом гастролировал за рубежом. Михаил Чехов встречался с Мейерхольдом в Берлине , вспоминал: «Я старался передать ему мои чувства, скорее предчувствия, об его страшном конце, если он вернётся в Советский Союз. Он слушал молча, спокойно и грустно ответил мне так (точных слов я не помню): с гимназических лет в душе моей я носил Революцию и всегда в крайних, максималистских её формах. Я знаю, вы правы — мой конец будет таким, как вы говорите. Но в Советский Союз я вернусь. На вопрос мой — зачем? — он ответил: из честности» .

В 1934 году спектакль «Дама с камелиями», главную роль в котором играла Зинаида Райх , посмотрел Сталин , и спектакль ему не понравился. Критика обрушилась на Мейерхольда, его обвиняли в эстетстве. Зинаида Райх написала Сталину письмо, где упрекнула его, что он не разбирается в искусстве.

8 января 1938 года театр закрыли. Приказ Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР «О ликвидации Театра имени Вс. Мейерхольда» опубликован в газете « Правда » 8 января 1938 года .

В мае 1938 года Константин Станиславский предложил безработному Мейерхольду должность режиссёра в руководимом им оперном театре. После смерти Станиславского Мейерхольд стал главным режиссёром театра. Продолжил работу над оперой « Риголетто ».

Мейерхольд высоко ценил дарование композитора Сергея Прокофьева , неоднократно пытался поставить оперу « Игрок », балет « Стальной скок », однако желание режиссёра не было осуществлено, как и в случае с оперой « Семён Котко ».

Арест и расстрел

Фотография НКВД после ареста

20 июня 1939 года Мейерхольд был арестован в Ленинграде ; одновременно в его квартире в Москве был произведён обыск [ нет в источнике ] . В протоколе обыска зафиксирована жалоба его жены 3инаиды Райх , протестовавшей против методов одного из агентов НКВД [ неавторитетный источник ] . Вскоре (15 июля) она была убита неустановленными лицами.

После трёх недель допросов, сопровождавшихся пытками , Мейерхольд подписал нужные следствию показания: его обвиняли по статье 58 Уголовного кодекса РСФСР . В январе 1940 года Мейерхольд писал Молотову :

…Меня здесь били — больного шестидесятишестилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине, когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам […] боль была такая, что казалось, на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток…

Предписание В. В. Ульриха о расстреле осуждённых. В списке Я. О. Боярский , М. Е. Кольцов , В. Э. Мейерхольд и другие

Заседание Военной коллегии Верховного суда СССР состоялось 1 февраля 1940 года. Коллегия приговорила режиссёра к расстрелу . 2 февраля 1940 года приговор был приведён в исполнение.

О месте захоронения Мейерхольда пишет журнал «Театрал»: «Внучка Мейерхольда Мария Валентей ещё в 1956 году добилась его политической реабилитации. Но не зная тогда, как и когда погиб её дед, установила на могиле Зинаиды Райх на Ваганьковском кладбище общий памятник. Ей, актрисе и возлюбленной жене, и ему. На памятнике выгравирован портрет Мейерхольда и надпись: „Всеволоду Эмильевичу Мейерхольду и Зинаиде Николаевне Райх“».

В 1987 году ей стало известно и подлинное место захоронения Мейерхольда: «Общая могила № 1. Захоронение невостребованных прахов с 1930—1942» на Новом Донском кладбище . По решению Политбюро от 17 января 1940 года № II 11/208, подписанному лично Сталиным , тогда расстреляли 346 человек. Их тела кремировали, и прах, ссыпанный в общую могилу, смешан с прахом других убитых .

В 1955 году Верховный суд СССР посмертно реабилитировал Мейерхольда.

Личная жизнь

Мейерхольд и Зинаида Райх

В 1896 году Всеволод Мейерхольд женился на Ольге Михайловне Мунт (1874—1940).

Три дочери:

  • Мария Белецкая (1897—1929)
    • Игорь Евгеньевич Белецкий (1918 — конец 1970-х годов), геофизик . Во время Великой Отечественной войны был на фронте, попал в плен. В 1946 возобновил учёбу в ЛГИ , после окончания института (1949 год) работал по специальности в НИИГА . Летом 1952 года арестован. Срок отбывал в Воркуте. В конце 1950-х годов освобожден, но в ленинградской прописке ему было отказано. Работал и жил в Воркуте до своей кончины.
    • Нина Евгеньевна Белецкая (1923—1942). Окончив в 1940 году одну из ленинградских школ, поступила на архитектурный факультет. Летом 1941 года добровольно вступила в ряды Красной Армии. Санинструктор 314 стрелкового полка 46 стрелковой дивизии. Погибла 6 декабря 1942 года. Похоронена в районе деревни Северная Самарка Всеволожского района Ленинградской области.
  • Татьяна (1902—1986), по образованию техник-коневод. В 1937 году стала директором совхоза «Раменское». В 1942 году по обвинению в «антисоветской агитации, клевете на Красную армию, высказывании недовольства выдачей сталинских премий, восхвалении своего отца» приговорена к 8 годам исправительно-трудовых лагерей. Отбывать срок направлена в Сибирский лагерь . Освобождена в 1945 году с запретом на проживание в ряде городов . Муж — Алексей Петрович Воробьёв
    • Татьяна, медицинская сестра
    • (1924—2003) , учитель русского языка и литературы. Муж — Дмитрий Игнатьевич Валентей .
      Благодаря настойчивости Марии Алексеевны была создана комиссия по творческому наследию В. Э. Мейерхольда, изданы его сочинения и воспоминания. С её помощью открылся первый музей Мейерхольда на его родине— в Пензе. В 1991 году она добилась того, чтобы музеем стала и его московская квартира В. Э. Мейерхольда в доме № 12 по Брюсову переулку. С этого времени Мария Алексеевна работала там заведующей. Удостоена Государственной премии России (2001).
  • Ирина (1905—1981).

В 1922 году Мейерхольд женился на актрисе Зинаиде Райх (1894—1939) .

Творчество

Театральные работы

Актёрские

Режиссёрские

Театр РСФСР-1 (Театр Актёра, Театр ГИТИСа)
ТиМ (ГосТиМ)
В других театрах
  • 1917 — «Маскарад» М. Ю. Лермонтова — Александринский театр
  • 1923 — «Озеро Люль» А. Файко — Театр Революции
  • 1933 — «Дон Жуан» Мольера — Ленинградский театр госдрамы
  • 1935 — «Каменный гость» А. С. Пушкина — радиоспектакль.

Фильмография

Наследие

Памятник Мейерхольду в Пензе (1999)

Точная дата гибели Мейерхольда стала известна лишь в феврале 1988 года, когда КГБ СССР позволил внучке режиссёра Марии Алексеевне Валентей (1924—2003) ознакомиться с его «делом». 2 февраля 1990 года впервые был отмечен день смерти Мейерхольда .

Сразу после официальной реабилитации, в 1955 году была сформирована Комиссия по творческому наследию режиссёра. С момента основания по 2003 год бессменным учёным секретарём Комиссии была М. А. Валентей-Мейерхольд; возглавляли Комиссию по наследию в разные годы Павел Марков (1955—1980), Сергей Юткевич (1983—1985), Михаил Царёв (1985—1987), В. Н. Плучек (1987—1988). С 1988 года председателем Комиссии является режиссёр Валерий Фокин .

В конце 1988 года было принято решение о создании мемориального Музея-квартиры в Москве — филиала Театрального музея им. А. А. Бахрушина

С 25 февраля 1989 года в Театре им. М. Н. Ермоловой , который в то время возглавлял Валерий Фокин, проводились вечера памяти Мейерхольда .

В 1991 году по инициативе Комиссии по наследию и при поддержке Союза театральных деятелей России , на базе учреждённого ещё в 1987 году Всероссийского объединения «Творческие мастерские», был основан Центр имени Вс. Мейерхольда (ЦИМ) . Центр занимается научной и образовательной деятельностью; за два с лишним десятилетия своего существования он превратился в традиционное место проведения международных фестивалей и национального фестиваля « Золотая маска », площадку для гастролей лучших европейских и российских спектаклей .

Личный В. Э. Мейерхольда хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства . Фонд насчитывает 3891 единицу хранения за 1870—1992 гг. Основу фонда составляют материалы артистической и режиссёрской деятельности Мейерхольда: режиссёрские экземпляры пьес, разработки, планировки и монтировки спектаклей, эскизы декораций и костюмов, а также дневники, записные книжки, фотографии и др.

Память

Марка Почты России, 2000 год
Марка Почты России, 2024 год
  • В Пензе 24 февраля 1984 года был открыт Центр театрального искусства «Дом Мейерхольда» (директор Наталия Аркадьевна Кугель ), в котором с 2003 года работает Театр Доктора Дапертутто .
  • В 1999 году в Пензе был открыт памятник В. Э. Мейерхольду.
  • В 2000 году Почта России выпустила лист «Россия. ХХ век. Культура», на одной из марок которого изображена картина Б. Д. Григорьева «Портрет В. Мейерхольда» .
  • В 2024 году Почта России выпустила марку, посвященную 150-летию со дня рождения драматурга .
  • Самолёт авиакомпании «Аэрофлот» Airbus 320, введенный в эксплуатацию в 2013 году, носит имя В. Э. Мейерхольда.
  • В честь 140-летней годовщины со дня рождения В. Э. Мейерхольда в Санкт-Петербурге на ул. Бородинская д.6 (в Санкт-Петербургском техникуме железнодорожного транспорта), 10 февраля 2014 года была открыта памятная доска в зале, где работал Мейерхольд .
  • Улица в Новороссийске названа в честь В. Э. Мейерхольда

Сочинения

  • Мейерхольд В. // Любовь к трём апельсинам . 1916 . № 2-3.
  • Мейерхольд В. Статьи. Письма. Речи. Беседы. — М.: Искусство , 1968 .
  • Мейерхольд В. Лекции: 1918—1919 / Сост. О.М. Фельдмана. — М. : , 2001. — 280 с.
  • . az.lib.ru. Дата обращения: 6 июля 2012.

Адреса

Дом, где в 1926—1939 годах жил В. Э. Мейерхольд
    • С 1926 по 1939 год жил и работал на даче № 3 Горенского парка Балашихи (с 1970 года — улица С. Есенина). В этот период им были подготовлены наиболее значительные спектакли: «Клоп», «Баня» Маяковского, «Последний решительный» Вишневского, «Ревизор» Гоголя и многие другие. Дом, в котором жил и работал Мейерхольд, объявлен памятником истории и подлежит охране. Здесь установлен памятный знак. Его автор — скульптор Ю. Хмелевской.

Музеи и театры

Образ в кино

Звания

  • Заслуженный артист РСФСР (1923)
  • Почётный красноармеец (1926)

Примечания

  1. МЕЙЕРХО́ЛЬД // М. : Большая российская энциклопедия , 2004.
  2. МЕЙЕРХО́ЛЬД Всеволод Эмильевич // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1974. — Т. 16. — С. 12—13.
  3. Vsevolod Yemilyevich Meyerhold // (англ.)
  4. Мейерхольд Всеволод Эмильевич // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  5. Владимир Калязин. . Экран и сцена (14 августа 2015).
  6. Мейерхольд В. Э. Наследие. — М. : ОГИ, 1998. — С. 32. — 663 с. — ISBN 5-900241-34-3 .
  7. Edward Braun. Meyerhold: A Revolution in Theatre от 10 февраля 2022 на Wayback Machine
  8. . Дата обращения: 30 декабря 2011. 24 ноября 2011 года.
  9. , с. 171—172.
  10. , с. 173.
  11. , с. 178—179.
  12. Станиславский К. C. / Комментарии И. Н. Соловьёвой. — М. : Искусство, 1988. — Т. 1. Моя жизнь в искусстве. — С. 362. — 622 с. 26 января 2013 года.
  13. , с. 121.
  14. , с. 177—179.
  15. . Официальный сайт Московского дома художников. Дата обращения: 9 февраля 2011. Архивировано из 10 апреля 2012 года.
  16. Федосюк Ю. А. Москва в кольце Садовых. — 2-е, перераб. изд. — М. : Московский рабочий, 1991. — С. 52—62. — 496 с. — 50 000 экз. ISBN 5-239-01139-7 .
  17. Сироткина И. Е. Биомеханика между наукой и искусством // Вопросы истории естествознания и техники . — 2011. — № 1 . — С. 46—70 .
  18. Театр РСФСР 1-й // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). — М. : Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 5 .
  19. Ростоцкий Б. Мейерхольда имени театр // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). — М. : Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 3 .
  20. Головникова О. В. // Вестник архивиста : журнал. — М. , 2008. — № 6 . 6 марта 2012 года.
  21. Цит. по: .
  22. // Правда: газета. — 1938. — 8 январь ( № 8 (7333) ). — С. 2 . 19 февраля 2020 года.
  23. Добровольский А., [Шерель А.] // Московский комсомолец : газета. — 2005. — 16 марта ( № 55 ). 14 февраля 2013 года.
  24. .
  25. Записка П. В. Баранова в ЦК КПСС о реабилитации В. Э. Мейерхольда / Артизов А.Н., Сигачев Ю.В., Хлопов В.Г., Шевчук И.Н. — Реабилитация: как это было. Март 1953 – февраль 1956 гг. — М. : МФД, 2000. — С. 270—272. — 503 с. — ISBN ISBN 5-85646-070-7 .
  26. Цитата по:
  27. «Театрал»: журнал. — 2012. — № 7—8.)
  28. . Дата обращения: 31 июля 2023. 31 июля 2023 года.
  29. .
  30. (рус.) . Perspectum | Все самое интересное о жизни стран-соседей России (17 ноября 2022). Дата обращения: 12 мая 2023. 12 мая 2023 года.
  31. . Дата обращения: 27 сентября 2023. 7 сентября 2023 года.
  32. Кан Г. И. . Центр документации новейшей истории Томской области. Дата обращения: 13 сентября 2015. (недоступная ссылка)
  33. Юрий Елагин. Всеволод Мейерхольд. Темный гений. — Москва: Вагриус, 1998. — С. 34.
  34. . История . Центр им. Вс. Мейерхольда (официальный сайт). Дата обращения: 4 апреля 2013. Архивировано из 27 марта 2013 года.
  35. от 29 мая 2013 на Wayback Machine на сайте ГЦТМ имени А. А. Бахрушина
  36. . История . Центр им. Вс. Мейерхольда (официальный сайт). Дата обращения: 4 апреля 2013. Архивировано из 27 марта 2013 года.
  37. . rusmarka.ru. Дата обращения: 2024-2-4.
  38. . rusmarka.ru. Дата обращения: 2024-2-4.
  39. Дата обращения: 16 апреля 2023. 16 апреля 2023 года.
  40. . www.kinopoisk.ru. Дата обращения: 8 июня 2019. 6 ноября 2019 года.

Литература

. — 287 с., ил.
. — 473 с., ил.
  • Гладков А. К. Не так давно. Мейерхольд, Пастернак и другие… [сб. воспоминаний: «Пять лет с Мейерхольдом»; «Встречи с Пастернаком»; Другие воспоминания ]. М.: Вагриус , 2006 . — 640 c. — ISBN 5-9697-0287-0 ]
  • Гликман, И. Д. Мейерхольд и музыкальный театр . Ленинград: Советский композитор, 1982. ISBN 5-85285-093-4
  • Гудкова В. В. Юрий Олеша и Вс. Мейерхольд в работе над спектаклем «Список благодеяний» (Опыт театральной археологии). М.: Новое литературное обозрение, 2002. — 604 с., илл.
  • «Даешь Европу, Мейерхольд!» Гастроли ГосТИМа в Германии. Публ., вст. ст., пер. и коммент. В. Ф. Колязина // Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 4 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2009. С. 617—740.
  • Елагин Ю. Всеволод Мейерхольд. Темный гений. М.: Вагриус, 1998, — 368 с., 5 000 экз., ISBN 5-7027-0764-8
  • Звенигородская Н. Э. . М.: «УРСС», 2004. — 256 с.
  • Мейерхольд и пресса Русского Зарубежья (1927—1930) / Вступ. статья, републ. и коммент. О. Н. Купцовой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2014. Вып. 5. С. 682—791.
  • Мейерхольд и Франция. Публ., вст. ст. и коммент. О. Н. Купцовой // Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 4 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2009. С. 741—818.
  • Мейерхольд. Наследие 1: Автобиографические материалы. Документы 1896—1903 гг. М.: , 1998. — 744 с. — ISBN 5-900241-34-3
  • Мейерхольд. Наследие 2: Товарищество новой драмы; Создание Студии на Поварской. Лето 1903 — весна 1905. М.: , 2006. — 664 с. — ISBN 5-98379-055-2
  • Мейерхольдовский сборник. Вып.2: Мейерхольд и другие / Ред.-сост. . М.: , 2000. — 768 с. — ISBN 5-900241-20-3
  • Нилин А. Станция Переделкино: поверх заборов: роман частной жизни. Москва: АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2015. ISBN 978-5-17-087072-1
  • Н. М. Тарабукин / Подг. и В. А. Щербаков . М.: , 1998. — 112 с. — ISBN 5-900241-17-3
  • Пикон-Валлен, Беатрис, при участии Александроса Эффклидиса. Мейерхольд ставит «Пизанеллу» Габриеле Д’Аннунцио // Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 3 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: АРТ, 2004. С. 471—494; 612—615.
  • Рудницкий К. . М.: Наука , 1969. — 528 с.
  • Рудницкий К. Мейерхольд. М.: Искусство , 1983. — 423 с., 27 л. илл., портр. — « »
  • Строева М. Н. . — М. : Наука, 1973. — 375 с.
  • // ПТЖ . 2007. № 47.
  • . СПб.: СПбГАТИ, 2006. 175 с.
  • . СПб., 1995. 255 с.
  • . М.: Новое издательство, 2005.

Ссылки

Источник —

Same as Мейерхольд, Всеволод Эмильевич