Зелёное либертарианство
- 1 year ago
- 0
- 0
«Зелёное кольцо́» — пьеса в четырёх действиях поэтессы и писательницы З. Н. Гиппиус , написанная и впервые напечатанная в 1916 году.
Квартира Ипполита Васильевича, инженера. Соседка Ясвейна («дядя Мика») Вожжина (они снимают квартиру вдвоём) Анна Дмитриевна и Вожжин обсуждают «дядю Мику», пока тот спит. Приходит Софья Ипполитовна, 16-летняя дочь Вожжина (он не видел её 4 года), из Саратова. «Мика» проснулся и вышел к гостям, Анна Дмитриевна уходит. Софья (Финочка) рассказывает новости: они только на 3 дня, приехали с матерью на консультацию к докторам — мать Софьи (Елена Ивановна) тяжело больна. Софья бросила гимназию; при расспросах отца она начинает плакать, сквозь слёзы говоря, что живёт «худо, нехорошо». Она ушла из гимназии, но её всё равно бы исключили: она на перемене ударила одноклассницу, сказавшую, что её мать «свиридовская содержанка! Твой папа её Свиридову продал». А мама полюбила женатого фабриканта Свиридова, который не может развестись, так как его отец с фабрики выгонит. Софья ненавидит Свиридова, разрушившего их семью; это взаимно, Свиридов побаивается девушку, а без неё кричит на Елену Ивановну. Вожжин обещает поговорить с бывшей женой. Гимназист Сережа, сын Анны Дмитриевны, приходит к «Мике», знакомится с Софьей, провожает её.
Вожжин советуется с Микой, говорит, что должен забрать дочь. Мика говорит, что надо узнать, как она отнесётся к Анне Дмитриевне, с которой у Вожжина романтические отношения. Вожжин решает порвать с Анной Дмитриевной, Мика говорит, что это глупо, но Вожжин непреклонен.
Кабинет дяди Мики, громадная комната, стены все сплошь в книжных шкафах. На стульях сидят подростки, юноши и девочки , они слушают философский доклад одного из подростков — это общество «зелёное кольцо». За собрании присутствует Софья, её решено принять в клуб. Подростки спорят о «старых» (родителях и старшем поколении вообще), говорят, что к ним нужно относиться с милосердием, о «вопросах пола» (их лучше рассмотреть потом) и воздержании, о влюблённости и склонности к самоубийству — Софья говорит о том, как ей тяжело одной. Её утешают, постепенно все развеселились, начали танцевать. Входит Вожжин. Софья просит его завтра поговорить с мамой — курс лечения закончился, скоро уезжать. Входит Анна Дмитриевна, она взволнована — сына Серёжи дома нет (он на собрании «зелёного кольца»), у соседа в прихожей какие-то солдаты (денщик отца одной из девочек). Сын успокаивает её, все постепенно расходятся.
Квартира, где живут Елена Ивановна Вожжина и Финочка. Их нет дома, горничная Марфа моет посуду. Входит горничная Вожжина — Матильда, приносит записку. Они обсуждают барыню, её любовника, который «почнет это на неё халдакать, здесь ему не ладно, там ему не по нем, да симпатия у него переменилась, да пьяный придёт, с приятелями, и требует неизвестно чего, чего даже невозможно». За мать вступается Софья, её Спиридонов побаивается. Матильда сообщает, что Вожжин хочет забрать Софью — она подслушала его разговор с Микой. Марфа взволнована — некому будет защитить Елену Ивановну, она больна от последствий попытки суицида — хотела отравиться после очередного скандала со Спиридоновым. Матильда говорит, что семья Вожжина не воссоединится — у него есть любовница, Анна Дмитриевна. Разговор прерывают прибывшие Елена Ивановна Вожжина и Финочка. В записке сказано, что Вожжин опоздает. Говорят про Мику, Софья говорит, что «мы дядю Мику все зовем „дядя, потерявший вкус к жизни“». Елена Ивановна, знающая его давно, говорит, что слышала, что «у него были какие-то серьезные переживания. Любил какую-то женщину… Она или изменила, или что-то слукавила, не знаю уж. Ну, он тогда ей все в лицо высказал и оставил её. Потом вдруг получает письмо, что она умерла». Но на самом деле она не умерла, а написала так, чтобы испугать его. Приходит Вожжин, они беседуют с Еленой Ивановной, говорят, что не враги, говорят о Спиридонове. Она плачет, говорит о тяжёлом характере Спиридонова. Речь заходит о Софье, Вожжин говорит, что Елене Ивановне лучше уехать подлечиться, а дочь он готов взять себе: «Отдам в хорошую частную гимназию, будут подруги, среда, занятия… Потом на курсы». Елена Ивановна ошеломлена: «А я? Меня одну? Мать, как собаку?.. как больную собаку?», у неё истерика. Софья говорит отцу, чтобы он пришел позже, надо успокоить мать. Вожжин растерян, он думал, что Софья сказала матери, что ей лучше отдохнуть, а Софья поживёт у него. Софья поражена: «папа, что? Так ты вправду? Ты это придумал? Чтобы я её бросила?». Вожжин уходит, Софья успокаивает мать, говорит ей: «Никогда тебя бросать не хотела. А это правда… Я папочку люблю. <…> папочка как-нибудь придумает… и всем будет хорошо, и никто не будет расставаться». Горничная Марфа, тоже успокаивающая Елену Ивановну, сообщает, что Вожжин «завёл барыню». Софья кричит, что это ложь, и выталкивает Марфу за дверь, после чего одевается и уходит к отцу, чтобы выяснить правду.
Гостиная в квартире Вожжина и Мики. Серёжа и Руся (племянница Мики) спорят об учебниках и образовании. Сережа целует её в голову, говорит, что давно влюблён. Входит взволнованная Анна Дмитриевна (Руся уходит), вскоре — Вожжин. Серёжа уходит в комнату Мики, Анна Дмитриевна требует у Вожжина объяснений. Он говорит, что им надо расстаться. Входит Софья, подслушивает разговор. Вожжин продолжает: «…разве я не ценил? <…> Я был одинок, ты дала мне женскую ласку, участие, ты согрела меня своей кроткой любовью… <…> Но ради дочери я должен с тобою расстаться. Если долг заговорил… могу ли я не пожертвовать личной жизнью, тем уютом, теплом, за которые я тебе вечно благодарен…». Анна Дмитриевна плачет, говорит, что просто стала не нужна и убегает. Вожжин уходит за ней. Выглядывают Руся и Мика, Руся наливает воды оцепеневшей Софье, у которой из муфты выпадает револьвер.
Мнения критиков и рецензентов о пьесе разделились. Д. Мережковский написал, что «раскол впечатлений» — это не столько «раскол поколений, изображенных в пьесе», сколько «раскол публики и так называемой критики» .
А. Гвоздев раскритиковал «холодный, чисто умственный подход к жизни, мысль, замирающую в абстрактной схеме, выдуманный восторг оптимистических упований на светлое „возрождение“», что, по его мнению, «уничтожило возможность создания живых характеров» . Эта точка зрения была подержана Л. Гуревич, которая подчеркнувшая схематизм пьесы
А. Любимов назвал пьесу неудачной, скучной, бесталанной . Негативно о пьесе также отозвались А. Чеботаревская , Н. Ашешов , А В. Буренин . Нейтрально пьесу оценили Е. Колтоновская и Дм. Философов. В позитивном ключе написал рецензию H. Слонимский, указавший, что «в пьесе поставлены всех волнующие вопросы» и ответы на них — «новые, захватывающие, дающие материал для бесконечных споров», и «Милосердие» по отношению к старикам и «историзм молодежи — это то новое слово, которое нужно» .
Писатель Георгий Иванович Чулков считает, что «„Зелёное кольцо“ решительно выходит за пределы эстетических категорий», и что очарование пьесы в «исключительном единстве устремления». Идея пьесы — «отказ от вчерашней семьи», «отвращение к этим формам брака и „любви“» в подрастающем поколении .
Ирина Арзамасцева указывает на то, что «пьеса „Зелёное кольцо“ <…> есть самое полное и решительное воплощение утопии „века ребёнка“ в творчестве писательницы и вместе с тем беспощадная критика этой утопии» .