Падение Карфагена
- 1 year ago
- 0
- 0
Не следует путать с романом Л. М. Буджолд « В свободном падении ».
« Свободное падение » ( англ. Free Fall ) — четвёртый роман британского писателя , лауреата Нобелевской премии по литературе Уильяма Голдинга , впервые опубликованный издательством Faber & Faber в 1959 году . На русском языке роман опубликован в переводе М. Шерешевской и С. Сухарева. .
После выхода третьего романа «Воришка Мартин» У. Голдинг заметил в одном из интервью, что в своём следующем произведении хотел бы «показать изначальную нелогичность жизни, до того, как мы сами навяжем ей свою логику» . Его четвёртый роман явился своего рода откликом на повесть Альбера Камю « Падение ». Герой Голдинга, однако, отличается от героя Камю тем, что он проходит через «болезненный, беспощадный самоанализ, покаяние, обещающее принести исцеление» .
«Свободное падение» считается самым сложным и содержательно насыщенным произведением Голдинга: это «…снова суд над человеком, но предмет морального спора ближе к конкретной действительности, к коренным проблемам нашего времени» . Роман, выполненный в форме размышлений главного героя о границах свободного выбора человека, — отличается от первых произведений Голдинга отсутствием иносказательности. При этом он продолжает некоторые линии, начатые в первых трёх романах.
В центре романа — исследование перехода от детской невинности к взрослости, для которой характерна полная утрата внутренней свободы. Главный герой романа — художник Сэм Маунтджой, прошедший долгий жизненный путь от бедного детства к славе. «Вброшенный в горнило Второй мировой войны, он оказывается военнопленным, здесь ему угрожают пытками и бросают в совершенно тёмную камеру, откуда он выходит словно Лазарь из гроба, узрев вечность в песчинке. Преображённый этим испытанием, он вдруг осознаёт масштаб возможностей человека, понимает, в кого превратился сам, исключительно путём свободного выбора, и решает точно выявить ту отправную точку, на которой груз принятых решений лишил его впоследствии свободы воли» .
История художника рассказана в романе им самим, в сложной, прерывистой форме: время действия непрерывно и произвольно смещается. Сэм вспоминает прошедшие годы своей жизни по кускам, не придерживаясь временной последовательности. Сложный клубок этих воспоминаний, переданный через внутренний монолог, «монтируется» не сразу, и все встает на свои места лишь к концу книги .
Пытаясь выявить критический эпизод, после которого он перестал чувствовать себя внутренне свободным, герой перебирает одно за другим события своей жизни, включая самое страшное, опыт пребывания в немецком концлагере. Анализируя отличие «Свободного падения» от предыдущего романа, Олдси замечает: «Сэмми спасается от махинаций лагерного психиатра доктора Хальде, прибегая к последней надежде человека, молитве. Воришка Мартин отказывается её произнести». Медкалф усмотрел в «Свободном падении» параллели с Данте (первую возлюбленную героя, которая впоследствии оказывается в клинике для умалишённых, зовут Беатрис), отмечая, что Голдинг в своём романе прослеживает падение человека непосредственно — там, где Данте ограничивается намёками .
Первое воспоминание главного героя относится к далёкому детству. Он пытается понять, почему мир Поганого проулка (так называлось место его рождения) кажется ему Эдемом, тогда как резиденция на Парадиз-хилл (Райский холм), где он пишет свою исповедь, «превращается для него в узилище душевных мук и терзаний». Сэм сознает, что связь между ребёнком и взрослым человеком безнадёжно порвалась и пытается выявить этот миг, после которого «началась ответственность, началась тьма» .
Одно из самых тяжких воспоминаний Сэма — история его взаимоотношений с Беатрис Айфор, соблазненной и покинутой им в студенческие годы. Лишь по прошествии многих лет герой начинает понимать, что его предательство могло стать причиной психического заболевания Беатрис; осознавать свою вину. Начало войны он встречает едва ли не с чувством облегчения: в его уме «царит неразбериха, соответствующая хаосу, разлитому в большом мире» . Фашизм воспринимается героем не только как сгущённая форма социального зла, но и как «многократно разросшееся отражение того самого „темного“ начала, того хаоса, который Маунтджой ощущает в себе». На фоне ужасов войны его собственное преступление кажется ничтожным: «С какой стати терзать себя из-за одной растоптанной девицы, когда их взрывают тысячами?»
Центральное место в структуре повествования занимает воспоминание Маунтджоя о страшном испытании, перенесённом в фашистском концлагере, где, подвергнутый изощрённой психологической пытке, но осознает, что способен предать товарищей. Потрясение (согласно А. Чамееву), им здесь испытанное, «становится отправной точкой его мучительного возвращения к себе, постижения своей экзистенции»:
В этом эпизоде духовной биографии героя как раз и кроется, по-видимому, главное, принципиальное возражение Голдинга французскому писателю: если для героя Камю, не пришедшего при постыдных для него обстоятельствах на помощь тонущей девушке, открытие «тьмы» в глубинах своего внешне безупречного «я» становится началом нравственного падения, то для Сэма Маунтджоя такое открытие — вполне в духе голдинговской этики — первый шаг к преодолению болезни.
— А. Чамеев
Но, оказывается, не заточение в тёмной и узкой камере, символе абсолютной несвободы, стало для героя отправной точкой, ознаменовавшей начало падения в бездну порабощённости. В ходе длительного и мучительного самоанализа, перебирая все болезненные эпизоды прошлого, Сэм приходит к выводу: роковым для него оказался тот самый вечер после окончания школы, когда он «торжественно поклялся себе под звездным небом принести любые жертвы ради обладания девственно-белым телом Беатрис Айфор». Готовность пожертвовать всем ради физической страсти и превратила Сэмми Маунтджоя из свободного человека в раба; отправила в «свободное падение», продолжавшееся затем всю жизнь .
Как одну из «высших, труднодостижимых ценностей в голдинговской этике» критики отмечали «способность личности, не устрашившись, заглянуть в темные уголки своей души, осознать зло как глубинный недуг своей натуры и научиться мужественно ему противостоять». По мнению А. Чамеева, нигде «тема самопознания, нравственного выбора не занимает такого большого места, не разрабатывается так тщательно и последовательно, как в романе 'Свободное падение'» .