Interested Article - Прелюдия до-диез минор (Рахманинов)
- 2021-09-17
- 2
Прелюдия ( фр. Prélude ) до-диез минор op. 3, No. 2 — одно из самых известных и популярных произведений русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова . Является второй частью цикла из пяти номеров « Пьесы-фантазии » для фортепиано ор. 3 ( фр. Morceaux de fantaisie ), созданного в 1892 году. Первое публичное исполнение прелюдии автором состоялось 26 сентября 1892 года в Москве . Весь опус был закончен в первой половине декабря 1892 года и в составе пяти пьес исполнен 28 декабря в концерте Рахманинова в Харькове. В 1893 году цикл был опубликован издательством « А. Гутхейль » с посвящением Антону Аренскому , учителю Рахманинова по композиции . Композитор сделал электроакустическую запись пьесы для пианолы Welte-Mignon и на фортепианных катушках Ampico. Он также создал её переложение для фортепиано в четыре руки. Пьеса подвергалась неоднократным переложениям для различных инструментов, в том числе оркестровалась.
Создание
Предыстория
Пятичастный цикл « Пьесы-фантазии » для фортепиано ор. 3 ( фр. Morceaux de fantaisie ) является одним из первых произведений, который 19-летний Сергей Рахманинов написал как «свободный художник» после окончания в мае 1892 года Московской консерватории . Выпускной экзамен по классу свободного сочинения состоялся 7 мая, по его результатам экзаменационная комиссия поставила Рахманинову высший балл — 5+. После этого, по решению совета консерватории, ему была присуждена большая золотая медаль, а его имя удостоилось чести быть занесённым на мраморную доску . На протяжении лета 1892 года, нуждаясь в деньгах, молодой композитор с целью заработка жил в Костромской губернии в имении И. Коновалова, сыну которого он преподавал игру на фортепиано и скрипке . О своём материальном положении в этот период и о том, что через год после окончания консерватории он оказался без необходимых средств, Рахманинов позже говорил: «Музыка не доходная профессия, даже для тех, кто достиг известности, а для начинающего даже безнадёжная» .
Создание
Уехав в Москву, Рахманинов вернулся в столичную музыкальную жизнь и вновь стал выступать с концертами. Однако они носили эпизодический характер, и ему приходилось играть в «сборных» концертах — очень неровных по составу исполнителей и с «пёстрой» программой. Во второй половине 1892 года он работал над несколькими произведениями, в том числе над циклом «Пьесы-фантазии» . По поводу создания Прелюдии из этого сочинения композитор позже говорил: «В один прекрасный день прелюдия просто пришла сама собой, и я её записал. Она явилась с такой силой, что я не мог от неё отделаться, несмотря на все мои усилия» . Также, по его словам, кроме намерения заработать его «вдохновляло только желание создать что-то прекрасное и художественное» .
Первое публичное исполнение прелюдии прошло 26 сентября 1892 года на 18-м симфоническом концерте под управлением дирижёра Войтеха Главача , прошедшего в ходе Первой московской электрической выставки. Это было первое выступление Рахманинова в качестве пианиста со времени окончания консерватории, что было отдельно отмечено в прессе ещё до концерта . Он исполнил несколько сочинений: первую часть Четвёртого концерта Артура Рубинштейна , « Колыбельную » Фредерика Шопена , транскрипцию Ференца Листа вальса из оперы « Фауст » Шарля Гуно , а на бис сыграл прелюдию cis-moll, которая сразу же понравилась публике . На выступление Рахманинова откликнулось несколько столичных изданий, в частности: « Московский листок », « Русские ведомости », « Артист ». Критик из последнего журнала писал в статье «Концерты на электрической выставке»:
Исключительный интерес придавал этому концерту г. Рахманинов. Последний нынешней весной только окончил курс в Московской консерватории как теоретик и пианист по классу профессора Зилоти. 1-я часть концерта Рубинштейна в d-moll прекрасно была исполнена им технически и музыкально. Ряд фортепианных пьес соло: „Berceuse“ Шопена, вальс из оперы „Фауст“ в переложении Листа и прелюдия собственного сочинения — возбудили не меньший восторг .
Пианистка Елена Гнесина позже вспоминала о том впечатлении, которое произвело исполнение этого произведения на слушателей: «Прелюдия нас поразила, в отличие от обычных юношеских опытов, она была совершенно самобытна, обещая в будущем раскрытие огромного композиторского таланта её автора» .
Осенью Рахманинов работал над четырьмя другими пьесами цикла, получившими при издании номера: № 1 («Элегия»), № 3 («Мелодия»), № 4 («Полишинель») и № 5 («Серенада»). Они были закончены в декабре 1892 года и в составе цикла стали его первым опусом для фортепиано соло . Об окончании работы над циклом известно из московского письма композитора от 14 декабря 1892 года. Оно было адресовано его другу и певцу Михаилу Слонову , который организовал в декабре 1892 года для Рахманинова концертные поездки по городам России. В нём последний передаёт интервью Петра Чайковского от 6 декабря газете « Петербургские ведомости » , отметившего перспективных молодых композиторов России, среди которых, наряду с Рахманиновым, классик русской музыки назвал Антона Аренского и Александра Глазунова . По этому поводу воодушевлённый таким отзывом композитор писал: «Это было мне действительно приятно. Спасибо старику, что не позабыл меня. После того как прочитал, сел за фортепиано и сочинил пятую вещь. Так и буду издавать пять вещей» .
Мне нужны были деньги, я написал эту Прелюдию и продал её издателю за предложенную им сумму. Одним словом, я получил за неё сорок рублей — это около двадцати долларов на ваши деньги. Согласитесь — вознаграждение весьма скудное, если принять во внимание сумму, вырученную за неё издателями. Но в этом случае закон компенсации сработал хорошо, и у меня нет причин быть недовольным.
«Пьесы-фантазии» в составе пяти номеров были исполнены 28 декабря композитором в ходе концерта в зале Городского дома Харькова . По мнению Юрия Келдыша , скорее всего это было первое публичное исполнение этого опуса . 27 января 1893 года цикл был снова исполнен автором в ходе концерта в Харькове в зале дворянского собрания . По поводу исполнения ставшего популярным цикла композитор писал 11 января Слонову, что в программу выступления необходимо внести дополнение о том, что он исполняется именно в связи с пожеланиями публики, так как некоторые могут заявить, что он написал только пять пьес, которые неизменно повторяет в каждом своём концерте .
Прелюдия была опубликована в 1893 году издательством « А. Гутхейль » и значилась второй из пяти «Пьес-фантазий» ор. 3 ( фр. Morceaux de fantaisie ). Опус был посвящён Аренскому, преподавателю гармонии композитора в консерватории. Ещё до публикации этого сочинения автор направил его для ознакомления Чайковскому. Сведений о том, что последний высказал своё мнение непосредственно Рахманинову, не сохранилось, но его положительная реакция известна из письма к Александру Зилоти . В нём, в частности, Чайковский писал: «Мне очень также нравятся его фортепианные пьесы, особенно Прелюдия и Мелодия» . Так как в то время Россия не была участником Бернской конвенции 1886 года , издатели не платили авторские отчисления и кроме гонорара за публикацию композитор за Прелюдию больше ничего не получил .
Характеристика
По словам биографа композитора Ольги Соколовой, невзирая на то, что Прелюдия представляет собой небольшую по размеру пьесу, она «полна сдержанного пафоса, покоряет широтой замысла, пианистическим размахом» . Келдыш характеризовал пьесу следующим образом: «С пианистической точки зрения, прелюдия замечательна монументальностью звучания, мастерством регистровки, одновременного сопоставления разных планов; фортепиано звучит подобно целому оркестру или мощному большому органу…»
Прелюдия состоит из трёх главных частей ( сложная трёхчастная форма ) и коды :
- Пьеса начинается мрачным мотивом из трёх нот, исполняемых фортиссимо в тональности до-диез минор , которая преобладает в произведении. По словам композитора, «три ноты в виде октавного унисона» необходимо исполнять «торжественно и угрожающе» . Каденционный мотив всё время повторяется, он звучит на протяжении 12-ти тактов первого раздела: «в противовес ему в обоих ключах звучит контрастная мелодия в аккордовых последованиях» . В третьей строке громкость меняется на пиано-пианиссимо для экспозиции темы.
- Вторая часть подвижная и обозначена как Agitato (взволнованно), начинается с хроматических триолей , зажигательно строится в соединённые аккордовые триоли, которые переходят в интенсивную репризу главной темы: «Стремительные пассажи средней части врываются подобно нарастающей буре: напряжение усиливается, и в момент наивысшего подъёма снова выступает на первый план основная тема как грозная, несокрушимая сила» . Некоторые аккорды в эпизоде отмечены четырёхкратным сфорцандо .
- Пьеса завершается короткой кодой, заканчивающейся тихо. По словам автора: «Буря стихает, музыка постепенно успокаивается и семитактная кода завершает сочинение» .
Признание и интерпретации
Прелюдия по своей природе абсолютная музыка, и её нельзя ограничить рамками программной или импрессионистической музыки. Комментаторы приписывали прелюдиям Шопена всевозможные фантастические значения. Одну из них даже назвали «Дождевые капли». Можно напомнить рассказ Жорж Занд , как рассердился Шопен, когда она обратила его внимание на приписываемую его гармонии звукоподражательность.
Прелюдия стала одним из самых известных произведений Рахманинова . Считается, что его двоюродный брат — Александр Зилоти — сыграл определяющую роль в обеспечении успеха пьесы на Западе. Осенью 1893 года он гастролировал в Англии и Германии с программой, которая содержала прелюдию. Критик из «Вестминстерской газеты», сравнивая произведение Рахманинова с исполненными в том же концерте сочинениями Милия Балакирева и Александра Глазунова, отмечал: «Прелюдия Рахманинова — по музыке лучшая из всех трёх и решительно произвела впечатление» . Другой рецензент указывал на то, что: «Русская музыка мало известна в нашей стране, но, судя по тому, какой взрыв аплодисментов последовал за исполнением первого из её образцов, прелюдии Рахманинова (ор. 3), надо её слышать, чтобы оценить» . Лондонская пресса также положительно отзывалась о пьесе, называя её: «Очаровательная новинка», «смелое и оригинальное произведение». Вскоре лондонские издатели выпустили несколько изданий с такими программными названиями , как «Горение Москвы», «Судный день» и «Московский вальс». В Америке последовали этому примеру и опубликовали пьесу с другими названиями, например она стала известна как «Московские колокола». Весной 1899 года композитор гастролировал со своими произведениями в Англии, где к удивлению узнал о большой популярности своего произведения, а в газетах его даже называли: «Человек, написавший прелюдию до-диез минор» . Произведение было настолько популярным, что его называли просто «Прелюдия»; аудитория могла требовать исполнить её на бис, во время выступлений автора выкрикивая: «До-диез». Кроме того, американская публика часто просила исполнить пьесу, бисируя просто слово: «Это» («It») . По просьбам слушателей Рахманинов часто включал прелюдию в программу своих концертов и исполнял её вплоть до последних лет. По свидетельству окружения композитора и биографов, «исключительная» популярность пьесы и попытки истолкования, придания ей некой программности были ему неприятны. Американский секретарь Рахманинова Дагмара Барклай ( Dagmar Barclay ) приводила следующие подробности: «Так как к нему постоянно обращались за объяснениями, что он изображает в своей прелюдии cis-moll, то кончилось тем, что мы приготовили стереотипный ответ. На вопрос: „Не написал ли Рахманинов о человеке, заживо погребённом в землю, не связана ли прелюдия с историей каторжан в Сибири “ и т. д., ответ был: „Никакая история с прелюдией не связана, он просто писал музыку“» .
Рахманинов сделал электроакустическую запись пьесы для пианолы Welte-Mignon и на фортепианных катушках Ampico. Он также сделал её переложение для фортепиано в четыре руки, которое было опубликовано в 1938 году в Париже и Нью-Йорке . Также пьеса неоднократно была обработана для различных инструментов, в том числе оркестрована Рейнгольдом Глиэром .
Примечания
- , с. 22.
- ↑ , с. 77.
- ↑ , с. 63.
- , с. 77—78.
- ↑ , с. 30.
- ↑ , с. 80.
- ↑ , с. 31.
- ↑ Dominik Rahmer. (нем.) (2014). Дата обращения: 10 ноября 2020. 10 ноября 2020 года.
- ↑ , с. 517.
- , с. 205.
- ↑ , с. 518.
- , с. 207.
- ↑ , с. 30—31.
- ↑ , с. 109.
- ↑ , с. 64.
- Фраёнова О. В. . bigenc.ru . Дата обращения: 10 ноября 2020. 29 октября 2020 года.
- Райскин, Иосиф. . www.mariinsky.ru . Дата обращения: 10 ноября 2020. 16 ноября 2020 года.
- . musicseasons (24 апреля 2017). Дата обращения: 10 ноября 2020. 16 ноября 2020 года.
Литература
- Келдыш Ю. В. Рахманинов и его время. — М. : Музыка, 1973. — 432 с.
- Ковалёва-Огороднова Л. Л. Рахманинов в Санкт-Петербурге. — СПб. : Предприятие С.-Петербургского Союза Художников, 1997. — 401 с. — ISBN 5-86685-022-2 .
- Рахманинов, Сергей. Литературное наследие / Сост. З. А. Апетян. — М. : Советский композитор, 1978. — Т. 1. Воспоминания. Статьи. Интервью. Письма. — 668 с.
- Соколова О. И. Сергей Васильевич Рахманинов. — М. : Музыка, 1983. — 160 с.
Ссылки
- на International Music Score Library Project
- от 18 марта 2022 на Wayback Machine
- 2021-09-17
- 2