«А́лые паруса́»
—
повесть
-
феерия
Александра Грина
о непоколебимой вере и всепобеждающей, возвышенной мечте, о том, что каждый может сделать для близкого чудо. Написана в 1916—1922 годах.
В 1955 году в книге «Золотая роза»
Константин Паустовский
следующим образом оценил значение повести: «
Если бы Грин умер, оставив нам только одну свою поэму в прозе „Алые паруса“, то и этого было бы довольно, чтобы поставить его в ряды замечательных писателей, тревожащих человеческое сердце призывом к совершенству
»
.
Повесть переведена на китайский
, английский, немецкий, испанский, французский, итальянский, греческий, литовский, латышский, украинский, белорусский, польский, болгарский, венгерский и вьетнамский языки
.
Содержание
История создания
Первые заметки, относящиеся к «Алым парусам», Александр Грин начал делать в 1916 году. В черновиках к роману «
Бегущая по волнам
» (1925) автор так описал первое появление замысла повести
:
У меня есть «Алые паруса» — повесть о капитане и девочке. Я разузнал, как это происходило, совершенно случайно: я остановился у витрины с игрушками и увидел лодочку с острым парусом из белого шёлка. Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал —
что
, тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того — алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. Ликование означает знание, почему радуешься. И вот, развёртывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия
.
Грин писал эту повесть почти пять лет. В одном из первых черновиков действие феерии происходило в послереволюционном Петрограде (как в рассказе «
Крысолов
»), затем автор решил перенести героев в свою «
Гринландию
». Летом 1919 года Грина призвали в Красную Армию связистом, черновики повести Грин всюду носил с собой в походной сумке. Вскоре он заболел сыпным тифом и почти на месяц попал в
Боткинские бараки
.
После выздоровления Грину при содействии
Горького
удалось получить академический паёк и жильё — комнату в «
Доме искусств
» на Невском проспекте, 15. Соседи вспоминали, что Грин жил отшельником, почти ни с кем не общался, но именно здесь он написал своё самое знаменитое, трогательно-поэтическое произведение — феерию «Алые паруса». «
Трудно было представить, что такой светлый, согретый любовью к людям цветок мог родиться здесь, в сумрачном, холодном и полуголодном Петрограде, в зимних сумерках сурового 1920 года; и что выращен он человеком внешне угрюмым, неприветливым и как бы замкнутым в особом мире, куда ему не хотелось никого впускать
», — вспоминал
Всеволод Рождественский
. В числе первых этот шедевр восторженно оценил Максим Горький, часто читавший своим гостям эпизод появления перед Ассоль сказочного корабля
.
Предварительная работа над «Алыми парусами» была закончена в начале декабря 1920 года. В дальнейшем автор неоднократно вносил в рукопись правки. Белового автографа повести не сохранилось.
Глава «
Грэй
» была напечатана в газете «
Вечерний телеграф
», № 1 от 8 мая 1922 года. Целиком, в виде отдельной книги, феерия была опубликована в 1923 году. Писатель посвятил её своей второй жене
Нине
(«
Нине Николаевне Грин подносит и посвящает Автор. ПБГ, 23 ноября 1922 г.
»). Повесть включалась во все собрания сочинений писателя.
Сюжет
Повесть начинается историей о девочке
Ассоль
, которая потеряла свою мать, когда ей было всего восемь месяцев. Ассоль жила в деревушке
Каперна
со своим отцом —
моряком
Лонгреном
. Отец, человек замкнутый и нелюдимый, после отставки стал делать и продавать игрушки — искусно изготовленные модели
парусников
и
пароходов
, чтобы заработать себе и маленькой дочери на жизнь.
Земляки не очень жаловали бывшего моряка, особенно после одного случая. Как-то во время жестокого шторма местный лавочник и трактирщик Меннерс был унесён в своей лодке далеко в море. Единственным свидетелем этого оказался Лонгрен. Он спокойно курил трубку на пирсе, наблюдая, как тщетно взывает к нему Меннерс. Лишь когда стало очевидным, что тому уже не спастись, Лонгрен прокричал ему, что вот так же и его жена Мери просила некогда того о помощи, но не получила её и умерла.
Лавочника на шестой день подобрал среди волн пароход, и тот перед смертью рассказал о виновнике своей гибели.
Не рассказал он лишь о том, как пять лет назад жена Лонгрена обратилась к нему с просьбой дать немного денег взаймы. Она только что родила Ассоль. Роды были нелёгкими, и почти все оставленные деньги ушли на лечение, а муж ещё не вернулся из плавания. Меннерс посоветовал не быть недотрогой, тогда он готов помочь. Женщина в непогоду отправилась в город заложить кольцо, простудилась и умерла от воспаления лёгких. Так Лонгрен остался вдовцом с маленькой дочерью на руках и не мог уже больше ходить в море.
Весть о таком демонстративном бездействии Лонгрена поразила жителей деревни сильнее, чем если бы он собственными руками утопил человека.
[
источник не указан 605 дней
]
Недоброжелательство перешло чуть ли не в ненависть и обратилось также на ни в чём не повинную Ассоль, которая росла наедине со своими фантазиями и мечтами и как будто не нуждалась ни в сверстниках, ни в друзьях.
Однажды, когда Ассоль было восемь лет, отец отправил её в город с новыми игрушками, среди которых была миниатюрная яхта с
алыми шёлковыми парусами
. Дорога шла через лес. Девочка спустила кораблик в ручей. Поток понёс его и увлёк к устью. Ассоль побежала за уплывшей игрушечной яхтой и увидела незнакомца, державшего в руках её кораблик. Это был старый
Эгль
— «
собиратель песен, легенд, преданий и сказок
». Он отдал игрушку Ассоль и поведал о том, что пройдут годы, и, когда она вырастет и станет взрослой, за ней однажды на таком же корабле под
алыми
парусами
приплывёт
принц
и увезёт в далёкую страну.
Девочка рассказала об этом отцу. Нищий, случайно слышавший её рассказ, разнёс слух о корабле и «заморском принце» по всей Каперне. Теперь дети издевались над ней, кричали вслед: «Эй, висельница! Красные паруса плывут!» Так она прослыла полоумной.
Артур Грэй
, единственный отпрыск знатной и богатой фамилии, рос в родовом замке, в атмосфере предопределённости каждого нынешнего и будущего шага. Это, однако, был мальчик с очень живой душой, готовый осуществить своё собственное жизненное предназначение. Был он решителен и бесстрашен.
Хранитель их винного погреба Польдишок рассказал ему, что в одном месте зарыты две бочки аликанте времён Кромвеля: цвет его темнее вишни, а густое оно, как хорошие сливки. Бочки сделаны из чёрного дерева, на них двойные медные обручи, на которых написано: «Меня выпьет Грэй, когда будет в раю». Это вино никто не пробовал и не попробует. «Я выпью его, — сказал Грэй, топнув ногой, и сжал ладонь в кулак: — Рай? Он здесь!..»
При всем этом он был в высшей степени отзывчив на чужую беду, и его сочувствие всегда выливалось в реальную помощь.
В библиотеке замка его поразила картина какого-то знаменитого мариниста. Она помогла ему понять себя. Грэй тайно покинул дом и поступил на шхуну «Ансельм». Капитан Гоп был добрым человеком, но суровым моряком. Оценив ум, упорство и любовь к морю молодого матроса, Гоп решил «сделать из щенка капитана»: познакомить с
навигацией
,
морским правом
,
лоцией
и бухгалтерией. В двадцать лет Грэй купил трёхмачтовый
галиот
«Секрет»
и плавал капитаном на нём четыре года. Судьба привела его в
Лисс
, в полутора часах ходьбы от которого находилась Каперна.
С наступлением темноты Грэй и матрос
Летика
, взяв удочки, отплыли на лодке в поисках подходящего для рыбной ловли места. Под обрывом за Каперной они оставили лодку и развели костёр. Летика отправился ловить рыбу, а Грэй улёгся у костра. Утром он пошёл побродить, как вдруг в зарослях увидел спящую Ассоль. Он долго разглядывал поразившую его девушку, а уходя, снял с пальца старинное кольцо и надел на её мизинец.
Затем они с Летикой дошли до трактира Меннерса, где теперь хозяйничал молодой Хин Меннерс. Тот рассказал, что Ассоль — местная полоумная, мечтающая о принце и корабле с алыми парусами, и что её отец — виновник гибели старшего Меннерса и ужасный человек. Сомнения в правдивости этих сведений у Грэя усилились, когда пьяный угольщик заверил, что трактирщик врёт. Грэй и без посторонней помощи успел кое-что понять в этой необыкновенной девушке, разгадать её душу. Она знала жизнь в пределах своего опыта, но сверх того видела в явлениях смысл иного порядка, делая множество тонких открытий, непонятных и ненужных жителям Каперны.
Капитан во многом и сам был таким же, немного «не от мира сего». Он отправился в Лисс и отыскал в одной из лавок
алый шёлк
, из которого приказал сделать
паруса
. В городе он встретил старого знакомого — бродячего музыканта
Циммера
— и попросил к вечеру прибыть на «Секрет» со своим оркестром.
Алые паруса привели в недоумение команду, как и приказ идти к Каперне. Тем не менее, утром «Секрет» вышел под
алыми парусами
и к полудню уже был в виду Каперны.
Ассоль была потрясена зрелищем
белого корабля под алыми парусами
, с палубы которого лилась музыка. Она бросилась к морю, где уже собрались жители Каперны. Когда появилась Ассоль, все смолкли и расступились. От корабля отделилась лодка, в которой стоял Грэй, и направилась к берегу. Через некоторое время Ассоль уже была в каюте. Всё совершилось так, как и предсказывал старик Эгль.
В тот же день открыли бочку столетнего вина, которое никто и никогда ещё не пил. Наутро корабль был уже далеко от Каперны, унося поверженный необыкновенным вином Грэя экипаж. Не спал только Циммер. Он тихо играл на своей
виолончели
и думал о счастье.
Стилевые особенности
Из воспоминаний жены писателя: «
Грин говорил, что, бывает, часы проводит над фразой, добиваясь наивысшей полноты её выражения, блеска
». Он был близок к
символистам
, которые пытались расширить возможности прозы, дать ей больше измерений — отсюда частое употребление
метафор
, парадоксальные сочетания слов и т. д.
Образец гриновского стиля на примере из «Алых парусов»
:
Она умела и любила читать, но и в книге читала преимущественно между строк, как жила. Бессознательно, путём своеобразного вдохновения она делала на каждом шагу множество эфирно-тонких открытий, невыразимых, но важных, как чистота и тепло. Иногда — и это продолжалось ряд дней — она даже перерождалась; физическое противостояние жизни проваливалось, как тишина в ударе смычка, и всё, что она видела, чем жила, что было вокруг, становилось кружевом тайн в образе повседневности.
Критика
Как отмечает литературовед
Ольга Ерёмина
: "Как всякое выдающееся художественное произведение, феерия Грина «Алые паруса» многослойна по содержанию: перечитывая её заново, можно каждый раз открывать новые яркие образы и исследовать глубину мысли автора, стремиться к тому, чтобы эта книга стала, по словам Грина, «тем нужным словом в беседе души с жизнью, без которого трудно понять себя»"
.
Художественный фильм совместного производства России, Германии, Франции и Италии «Скарлет» (в производстве) режиссёра Пьетро Марчелло по мотивам повести «Алые паруса»
.
Мюзикл
«Алые паруса» (2007)
от 17 мая 2009 на
Wayback Machine
, композитора Валерия Лесовская и поэта-песенника Ларисой Дреминой.
«Алые паруса» — музыкальный спектакль театра-фестиваля «Балтийский дом». Инсценировка Эдуарда Гайдая, режиссёр-постановщик — Раймундас Банионис, композитор — Фаустас Латенас. Премьера в Санкт-Петербурге, в 2008 г.
«Ассоль» — музыкальная феерия по пьесе
Павла Морозова
в
Луганском
областном академическом русском драматическом театре (2010). Постановщик — Олег Александров, композитор Михаил Мордкович.
от 13 июля 2015 на
Wayback Machine
Мюзикл
Максима Дунаевского
«Алые паруса» в театре «Свободное пространство» (2011). Либретто Михаила Бартенева и Андрея Усачёва. Постановщик — А. Михайлов.
Музыкальный спектакль «Алые паруса» по пьесе
Павла Морозова
в
Иркутском
областном театре юного зрителя. Постановщик — Ксения Торская. 2011 год.
от 15 июня 2015 на
Wayback Machine
«Алые паруса» в
Братском
драматическом театре. Постановщик — Валерий Шевченко. 2008 год.
Мюзикл-драма «Алые паруса». Московский мюзикл-театр «Монотон». Музыка А. Богословского. Либретто И. Чистозвоновой. 2010 год.
Спектакль «Алые паруса» по пьесе
Павла Морозова
на сцене Чувашского государственного театра оперы и балета. Режиссёр-постановщик Анатолий Ильин. Композитор Ольга Нестерова. 2011 год.
Спектакль «Пристань алых грёз» в
Иркутском областном театре кукол «Аистёнок»
по мотивам произведений «Алые паруса» и «Бегущая по волнам». Автор — Александр Хромов. Режиссёр — Юрий Уткин. Премьера — 21 марта 2012 года.
от 12 ноября 2013 на
Wayback Machine
Спектакль «Алые паруса»
Павла Морозова
в Театре «Серебряный Остров». Постановщик — заслуженная артистка Украины Людмила Лымарь. (Киев, Украина). 2011 год.
Театральная феерия «Алые паруса» на сцене Дзержинского театра драмы. Авторы инсценировки — Александр Расев и Валентин Морозов. Режиссёр-постановщик В. Морозов. 2012 год.
от 24 августа 2013 на
Wayback Machine
Мюзикл «Алые паруса» в новосибирском театре «Глобус» на музыку
Максима Дунаевского
в постановке Нины Чусовой. 2012 г.
Премьера спектакля «Алые паруса» по пьесе «Ассоль»
Павла Морозова
в Брянском Театре юного зрителя. Постановщик — Лариса Леменкова. 2012 г.
от 15 июня 2015 на
Wayback Machine
Музыкальная феерия «Алые паруса» в Самарском академическом театре драмы им. М. Горького. Режиссёр — Раймундас Банионис (Литва). 2009 г.
Музыкальный спектакль «Ассоль» по пьесе
Павла Морозова
, в Новошахтинском театре драмы. Постановщик — Ксения Торская. 2012 г.
от 19 июля 2013 на
Wayback Machine
Мюзикл «Алые паруса» на музыку Валерии Лесовской в Музыкальном театре Кузбасса им. А. Боброва. Постановщик — Дмитрий Вихрецкий. 2012 г.
от 3 февраля 2014 на
Wayback Machine
Мюзикл-шоу «Алые паруса» по А. Грину в Молодёжном театре Узбекистана. 2012 г.
Музыкальный спектакль «Алые паруса» по пьесе «Ассоль»
Павла Морозова
в Донецком академическом областном русском
ТЮЗе
. Постановщик — Олег Александров. Сценография — заслуженный деятель искусств Украины Владимир Медведь. Композитор — М. Мордкович. 2013 год.
Балет «Ассоль» в Белорусском государственном академическом музыкальном театре. Композитор — Владимир Савчик. Автор либретто и балетмейстер-постановщик — народный артист Беларуси Владимир Иванов. 2013 г.
Премьера музыкального спектакля «Ассоль» по пьесе
Павла Морозова
в Волгоградском казачьем музыкально-драматическом театре. Постановщик и композитор — Сергей Чвокин. 2013 год.
Спектакль Пензенского театра юного зрителя «
Там, где сбываются мечты
» по мотивам «Алых парусов». Постановщик — Дарья Самоукова. 2013 г.
Мюзикл «Алые паруса» на музыку и слова Оксо, театр «Невидимки». Режиссёры-постановщики — Оксо и Илья Небослов. Премьера 13 июля 2013 года.
Спектакль «Алые паруса» по пьесе «Ассоль»
Павла Морозова
в Акмолинском областном русском драматическом театре. Режиссёр-постановщик — О. Луцива (Кокшетау, Казахстан).
от 23 мая 2018 на
Wayback Machine
2014 г.
Мюзикл «Алые паруса»
на музыку
Максима Дунаевского
на сцене театра «Русская песня». Режиссёр-постановщик — Светлана Горшкова. По мотивам либретто Михаила Бартенева и Андрея Усачёва. Премьера 13 февраля 2015 г.
Мюзикл «Алые паруса» на музыку
Максима Дунаевского
в Театре для детей и молодёжи «свободное пространство» (г. Орел). Режиссёр-постановщик — Александр Михайлов. По мотивам либретто Михаила Бартенева и Андрея Усачёва.
Мюзикл «Алые паруса» на музыку
Максима Дунаевского
на сцене Ивановского музыкального театра (г. Иваново) по мотивам либретто Михаила Бартенева и Андрея Усачёва. Режиссёр — А.Лободаев, дирижёр — Д.Щудров, художник — засл.работник культуры России В.Новожилова, балетмейстер — В.Лисовская, хормейстер — Я.Бабурина.
. Премьера мюзикла состоялась 22 апреля 2016 года.
Музыкальная феерия в Краснодарском академическом театре драмы имени Горького. Постановщик — Алла Решетникова.
Романтическая феерия «Алые паруса. Ассоль» по пьесе
Павла Морозова
в Государственном академическом русском театре драмы им. М. Горького
. Астана, Казахстан. 2017 г.
Музыкальный спектакль Алтайского театра музыкальной комедии. Композитор —
Максим Дунаевский
. Постановщик — Константин Яковлев.
от 18 ноября 2016 на
Wayback Machine
. 2017 г.
Спектакль «Таптал долгунугар уйдаран» (Ассоль. Алые паруса) по пьесе
Павла Морозова
в Саха академическом театре им. П. А. Ойунского. Постановщик — Сергей Потапов.
(недоступная ссылка)
. 2017 г.
Пластическая феерия в Херсонском музыкально-драматическом театре им. Н.Кулиша. Либретто и постановка — Александр Бельский.
от 22 октября 2018 на
Wayback Machine
Романтическая феерия «Ассоль» по пьесе
Павла Морозова
в Винницком музыкально-драматическом театре имени Н. К. Садовского (на украинском языке) Постановщик — Оксана Бандура. (Винница, Украина, 2018)
от 9 января 2019 на
Wayback Machine
Музыкальная феерия в двух действиях для всей семьи «Алые паруса» в Приморском краевом драматическом театре молодёжи. Постановщик : Лидия Василенко. (Владивосток, 2018)
от 9 января 2019 на
Wayback Machine
Романтическая феерия «БІРТҮРЛІ ЖАН» (Алые паруса) по пьесе
Павла Морозова
«Ассоль» в Молодёжном театре «ДАРИҒА-АЙ» государственного казахского музыкально-драматического театра им. Абая . Перевод — С.АБЕДИНОВА. Постановщик — Гаухар Адай. (Семей, Казахстан, 2018)
от 9 января 2019 на
Wayback Machine
Мюзикл «Алые паруса» (либретто — Александр Вратарев, музыка Виктории Васалатий и Юрия Кондратюка) в Одесском академическом театре музыкальной комедии (Одесса, Украина, 2018)
от 9 января 2019 на
Wayback Machine
Музыкальный спектакль «Ассоль» по пьесе
Павла Морозова
в Национальном музыкально-драматическом театре Республики Тыва им. В.Кок-оола. Режиссёр-постановщик — главный режиссёр Национального театра Республики Тыва, заслуженный артист Российской Федерации, народный артист, почётный работник культуры Монголии Алексей Ооржак. Перевод — Эрик Донгак (Кызыл, Тыва, РФ)
от 10 января 2019 на
Wayback Machine
Мюзикл «Алые паруса» М.Дунаевского (либретто Усачев, Бартенев) в Государственном национальном театре удмуртской республики Постановщик — Заслуженный артист УР А.Ложкин, (Ижевск, 2018)
от 9 января 2019 на
Wayback Machine
Музыкальная феерия «Алые паруса» по пьесе
Павла Морозова
«Ассоль» в Zerkalo Musical Theater (Музыкальный Театр «Зеркало»), Reston, Virginia, USA. Постановщик — Ольга Предит. Музыка — Максима Дунаевского
от 1 февраля 2019 на
Wayback Machine
Музыкальный спектакль «Алые паруса» в Национальном молодёжном театре им. Мустая Карима (Уфа). Постановщик — Мусалим Кульбаев. Композитор Ришат Сагитов.
от 1 февраля 2019 на
Wayback Machine
По мотивам феерии Грина в Санкт-Петербурге в акватории
Невы
с начала XXI века ежегодно ставится театрализованное представление «
Алые паруса
», приуроченное к окончанию обучения в средней школе.
Музыка
Песня
барда
Владимира Ланцберга
«
Алые паруса
» и тематически примыкающая к ней песня «
А зря никто не верил в чудеса
».
В 1968 году в городе
Слободском
в честь повести А. Грина, а также чтобы ознаменовать пятидесятилетие
ВЛКСМ
, был установлен обелиск «
Алый парус
».
Примечания
Паустовский К. Г.
Александр Грин
// Золотая роза. — Собрание сочинений в 6 томах. —
М.
: Государственное издательство художественной литературы, 1957. — Т. 2. — С. 487—699. —
150 000 экз.
Петровский М. С.
Романс и феерия. О происхождении сюжета «Алых парусов» А. С. Грина // А. С. Грин: взгляд из XXI века. К 125-летию Александра Грина: Сб. статей по материалам Международной науч. конф. Киров, 2005. С. 155—164.
«Алые паруса» в контексте эпохи
// «Жить густо и смело». Александр Грин в контексте эпохи. — Saarbrücken Academic Publishing, 2014. — С. 38—43. —
ISBN 978-3-659-58526-5
.