Мостепанова, Ольга Васильевна
- 1 year ago
- 0
- 0
О́льга Васи́льевна Лепеши́нская ( 28 сентября 1916 , Киев — 20 декабря 2008 , Москва ) — советская артистка балета , балетный педагог, общественный деятель. Прима-балерина Большого театра . Народная артистка СССР (1951) . Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1946, 1947, 1950).
Родилась 28 сентября 1916 года в Киеве в дворянской семье с польскими корнями.
Начинала заниматься хореографией сама. Всё свободное время училась танцевать, несколько раз в неделю брала уроки у О. В. Некрасовой . В 1933 году окончила Государственный московский балетный техникум при ГАБТ (ныне Московская академия хореографии ) (педагоги А. И. Чекрыгин , , , ).
В 1933 году дебютировала в Большом театре , в партии Лизы в балете « Тщетная предосторожность » Ж. Доберваля . Обладая искромётной техникой, филигранной точностью движений, живым темпераментом, с успехом танцевала как классические, так и современные партии.
В годы войны выступала на фронте со специально подготовленными программами. 30 декабря 1942 года в находящемся в эвакуации в Куйбышеве Большом театре состоялась премьера балета « Алые паруса » В. М. Юровского , поставленного по одноимённой повести А. С. Грина , где она была исполнительницей главной партии Ассоль [ источник не указан 1033 дня ] . С этим балетом труппа гастролировала по освобождённым городам.
После войны много гастролировала по городам СССР и за рубежом.
Среди её партнёров были А. Н. Ермолаев , А. М. Мессерер , П. А. Гусев и другие танцовщики.
Завершив карьеру балерины в 1963 году, занималась преподаванием как в СССР, так и за границей: в Риме , Будапеште , Мюнхене , Берлине , Дрездене , Штутгарте , Вене , Белграде , Стокгольме , Нью-Йорке , Токио , Лондона , Осло и других городах. В 1997 году стала профессором ГИТИСа . Более 50 лет возглавляла государственную экзаменационную комиссию на кафедре хореографии ГИТИСа .
С 1973 года возглавляла оргкомитет международных конкурсов артистов балета в Москве. Председатель жюри Первого Московского международного независимого конкурса молодых артистов балета им. С. П. Дягилева (1992). Также была обозревателем Центрального телевидения и членом редколлегии «Энциклопедии балета». С 1992 года — президент Российской хореографической ассоциации, а с 1996 возглавляла правление Центрального дома работников искусств . Входила в правление обществ «СССР — Япония» и «СССР — США».
Член ВКП(б) с 1943 года.
Умерла 20 декабря 2008 года на 93-м году жизни в собственной квартире в Москве. «Она уснула и не проснулась», — рассказал родственник балерины. Похоронена 23 декабря 2008 года на Введенском кладбище (5 уч.).
(Первый муж — Илья Трауберг (1905—1948), кинорежиссёр (развелись незадолго до начала Великой Отечественной войны ).
Второй муж — Леонид Райхман (1908—1990), сотрудник МГБ СССР , генерал-лейтенант (арестован в 1951 году, после освобождения к жене не вернулся).
Третий муж — Алексей Антонов (1896—1962), военачальник, генерал армии , член Ставки ВГК , начальник Генерального штаба ВС СССР в 1945—1946 годах, первый (с 1955 г.) начальник Штаба Объединённых вооружённых сил стран ОВД .
Детей Ольга Лепешинская не имела.
С 1944 по 2008 гг. жила в Москве по адресу 1-я Тверская-Ямская улица , д. 36, стр. 1. На стене дома установлена памятная табличка
«Житель дома и инициатор установки памятной доски Сергей Хайкин рассказал, какие трудности удалось преодолеть совместными усилиями. „Получилось так, что фонд Лепешинской, который был вместе с домом инициатором установки доски, в 2019 году закрылся, и уже готовое произведение оказалось без хозяина и без оплаты. Я первый раз собирал средства через общественный призыв, но получилось. Прямо-таки народный мемориал. Мы собрали 255 тысяч. И с этой суммой уже обратились в Большой театр, тонко намекая на то, что балерина, которая 30 лет была славой Большого, заслуживает памяти. Нас услышали, и попечительский совет театра выделил недостающую половину“, — пишет он»
После смерти балерины группа сотрудников Центрального дома работников искусств обратилась в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с просьбой проверить обстоятельства, связанные с передачей гражданам в наследство имущества балерины. В связи с этим прокуратуре Москвы было поручено провести проверку в соответствии с законом .
Вещи из гардероба балерины после её смерти были переданы наследниками историку моды А. Васильеву . В 2012 году несколько нарядов и сценических костюмов (к номеру «Девушка и гусар» и к балету «Дон Кихот») были представлены на выставке «Мода за железным занавесом. Из гардероба звёзд советской эпохи», прошедшей в Хлебном доме музея-заповедника Царицыно .
7 октября 2022 года на доме, где жила Лепешинская с 1944 по 2008 год ( 1-я Тверская-Ямская улица , д. 36, строение 1), была открыта мемориальная доска работы скульптора и графика Олега Закоморного .
Горячим поклонником артистки был И. Сталин . Как писал мемуарист Гронский (деликатно не указывая фамилии), в середине 30-х вождь народов нередко возвращался от балерины в Кремль уже в глухую ночь. [ источник не указан 1123 дня ]
На вопрос эстонского издания Postimees , почему балет пользовался столь большим вниманием у властьимущих, Лепешинская заявила: «Потому что в Большой театр приходил Сталин. Когда у него было свободное время, он всегда приезжал, садился в свою ложу, и мы знали, что Сталин в театре. За кулисами появлялось много молодых, хорошо одетых мужчин. Сталин очень любил балет „ Пламя Парижа “, который и для нас был святым. Он часто приходил только на один акт, в котором происходило взятие Тюильри . Сталин сделал очень много для Большого театра, при нём театр превратился в единое целое. Появились первоклассные музыканты, а сам оркестр стал таким же цехом, как балет и опера» .