Конрад IV
- 1 year ago
- 0
- 0
Джо́зеф Ко́нрад (настоящее имя Юзеф Теодор Конрад Коженёвский , в традиционной передаче Феодор Иосиф Конрад Корженевский ; польск. Józef Teodor Konrad Korzeniowski ; англ. Joseph Conrad , 3 декабря 1857 , Бердичев , Киевская губерния , Российская империя — 3 августа 1924 , Бишопсборн близ Кентербери ) — английский писатель польского происхождения, мастер .
Юзеф Теодор Конрад Коженёвский родился в селе Терехово Бердичевского уезда Киевской губернии Российской империи (ныне Бердичевского района Житомирской области Украины), где находилось имение матери будущего писателя, в семье польского дворянина , поэта Аполлона Корженевского . В 1861 году Аполлон Корженевский был сослан в Вологду за сотрудничество с польскими повстанцами . Его жена, Эвелина Корженевская (в девичестве Бобровская ), сестра Стефана Бобровского — одного из руководителей восстания, с четырёхлетним сыном поехала вслед за мужем.
В 1865 году в связи с болезнью жены Аполлон Корженевский добился перевода в Чернигов . После переезда в том же году мать Юзефа умерла от чахотки. Отец с сыном переехали сперва в Лемберг ( Австро-Венгрия ), затем в Краков , где в 1869 году Аполлон Корженевский умер, оставив 11-летнего Юзефа круглым сиротой. Мальчик был принят в одесскую семью Тадеуша Бобровского (1829 — 1894), дяди с материнской стороны .
Дядя вывез его к себе в Одессу, где мальчик впервые увидел море, определившее его судьбу. Также под влиянием английских и французских приключенческих романов Иосиф захотел стать моряком . В 1874 году 17-летний Юзеф с согласия Бобровского уехал в Марсель . В 1875—1877 ходил на различных судах, в том числе занимался контрабандой оружия для « карлистов », сторонников возведения на испанский престол дона Карлоса .
В начале 1880-х годов Конрад перебрался в Англию . На разных судах он был матросом, вторым помощником, в 1884 году сдал экзамен на звание первого помощника, а в 1886 году получил сертификат капитана . В том же году получил британское подданство, официально изменив имя на Джозеф Конрад, и написал первый рассказ «Чёрный штурман».
В 1890 году как капитан парохода «Руа-де-Бельж» совершил путешествие по реке Конго . Во время этого путешествия заболел малярией и ревматизмом , которые навсегда подорвали его здоровье. Африканские впечатления позднее лягут в основу повести « Сердце тьмы » .
В 1893 году в порту Аделаида на его корабль «Торренс» сел писатель Джон Голсуорси , которому Конрад дал почитать рукопись своего первого романа « Каприз Олмейера ».
В январе 1894 года Конрад вернулся в Лондон , решив покончить с морской службой. Литературный дебют Конрада состоялся в 1895 году, когда был опубликован роман «Каприз Олмейера». Помимо , под влиянием Достоевского Конрад написал несколько политических романов, наиболее известен из которых « Тайный агент ».
Популярность Конрада росла. В 1914 году по приглашению польского литератора Юзефа Ретингера он приехал в Краков, откуда пришлось с трудом выбираться после начала Первой мировой войны . Готовясь писать роман о Наполеоне « », в 1921 году Конрад побывал на Корсике , а в 1923 году посетил США . В 1924 Конрад отказался от предложенного ему рыцарского звания .
Конрад был женат на Джесси Джордж, у них родились сыновья Борис и Джон. Всю жизнь Конрад продолжал дружбу с Голсуорси, начавшуюся на борту «Торренса». Кроме того, он завязал дружеские отношения с критиком , писателями Фордом Мэдоксом Фордом , Генри Джеймсом , Гербертом Уэллсом , философом Бертраном Расселом .
Умер Джозеф Конрад 3 августа 1924 от сердечного приступа в своём доме в . Кроме родного языка, Конрад свободно владел французским , а также русским , хотя отрицал этот факт . Однако все его произведения написаны на английском. Роман «Ожидание» остался незаконченным.
После того, как Конрад опубликовал свои ранние рассказы и романы, его записали в авторы приключенческой литературы . Действительно, в его книгах присутствуют элементы, традиционные для приключенческого жанра, например, морские путешествия. Сам Конрад писал :
…морю суждено было, по слепой воле обстоятельств, стать на многие годы всем моим миром, а торговому флоту — моим единственным пристанищем. Нет ничего удивительного поэтому, что в своих морских книгах, в «Негре с „Нарцисса“» и в «Зеркале моря» (а также в нескольких новеллах из морской жизни, например, в «Юности» и в «Тайфуне»), я попытался почти что с сыновним чувством передать пульс жизни, бьющийся в безбрежном океане, в сердцах простых людей, которые от века бороздят морские просторы, а также живую природу кораблей — создание их рук и предмет их неустанной заботы.
Исследователи причисляют Конрада к неоромантизму — особому течению в английской литературе рубежа XIX — XX веков , у основания которого стоял Роберт Льюис Стивенсон . Неоромантизм противопоставлял себя как натурализму , так и символизму ; для него характерны сильные личности, экзотическая обстановка, бурные события, идеал подвига. Всё это присутствует в произведениях Конрада.
Некоторым неоромантикам (таким, как Райдер Хаггард и Редьярд Киплинг ), была свойственна идеализация английского колониализма . Конрад относился к колониализму двойственно. С одной стороны, он, как английский гражданин, скорее уважал порядки, которые устанавливала Англия в своих колониях. С другой стороны, ему было отвратительно то, как обращались с коренным населением колонизаторы. Эти противоречия отражены в повести «Сердце тьмы», которая была написана под впечатлением от путешествия в Свободное государство Конго . Он не может не сочувствовать туземцам, хотя они для него слишком чужие. Центральной фигурой повести является агент торговой компании Куртц — образованный европеец, который держит туземцев в страхе. Как пишет исследователь :
Страдания туземцев под игом чиновничьей бюрократии достаточно тяжелы, но Марлоу удаётся убедить себя, что он (как и его читатель) не такой, как эти чиновники. Но убедить себя в том, что он не такой, как образованный, обезумевший и беспощадный Куртц, он не может.
Конрад использовал повествовательный приём «точки зрения», когда действие передаётся через восприятие нескольких людей . Например, в романе ( англ. ), рассказ ведётся от лица не только заглавного героя, но ещё и капитана Марлоу (он выступает как рассказчик и в « Сердце тьмы »), а также других персонажей. В романе «Тайный агент» автор создаёт умышленный зазор между обусловленными ситуацией поступками героев (истинное действие) и реакцией персонажей друг на друга, проистекающей из тотального взаимного непонимания, нарастающей подозрительности. Постоянный самообман ведёт к неадекватным реакциям и трагическим последствиям для всех героев.
В произведениях Конрада видят влияние Достоевского . Конрад писал, что, якобы, не любит этого писателя, говоря, например, о « Братьях Карамазовых »: «Страшно неудачно, слишком эмоционально и раздражающе» . Однако влияние Достоевского несомненно в романе Конрада «Глазами Запада» — о русских революционерах-эмигрантах, которые напоминают Раскольникова и Ставрогина. Здесь Конрада интересует психология революционного протеста и предательства.
Влияние Конрада прослеживается у многих англоязычных авторов ( Грэм Грин , Эрнест Хемингуэй и др.) Салман Рушди назвал книгу мемуаров «Джозеф Антон» в честь самых любимых своих авторов — Джозефа Конрада и Антона Чехова. Ведущим конрадоведом современности считается польский литературовед Здзислав Найдер .