Interested Article - Птушко, Александр Лукич
- 2020-09-29
- 1
Алекса́ндр Луки́ч Птушко́ (настоящая фамилия Пту́шкин ; 19 апреля 1900 , Луганск , Российская империя — 6 марта 1973 , Москва , СССР ) — советский кинорежиссёр, сценарист, режиссёр-мультипликатор, художник-мультипликатор и педагог; народный артист СССР (1969), лауреат Сталинской премии первой степени (1947). Мастер сказочного жанра в кино. Изобретатель в области комбинированных и трюковых съёмок, создатель первого в мире полнометражного кукольного мультфильма , первого советского цветного игрового фильма на многослойной цветной плёнке, первого советского звукового мультфильма и первого широкоэкранного фильма со стереозвуком .
Биография
Родился в Луганске Екатеринославской губернии (ныне Украина / ЛНР ) , в семье крестьян Луки Артемьевича и Натальи Семёновны Птушкиных. С детства хорошо рисовал . С 1919 года работал заведующим семилетней школой в селе Камышеваха близ Донецка , затем инструктором культотдела Донецкого райкома металлистов в Бахмуте .
В 1923—1926 годах учился в Московском институте народного хозяйства , работал секретарём орготдела Союза строителей Москвы . Сменил несколько профессий (корреспондент в газете, актёр, художник-декоратор), пока в 1927 году не нашёл своё призвание в кино .
Начинал на « Москинокомбинате » как художник-мультипликатор и конструктор кукол. В 1928 году дебютировал в качестве режиссёра-мультипликатора, продолжив начатую Юрием Меркуловым серию фильмов с участием кукольного персонажа Братишкина . В 1932 году снял первый советский звуковой мультфильм « Властелин быта » .
Значительной работой Птушко стала полнометражная картина «
Новый Гулливер
» (1935) по мотивам
романа
Джонатана Свифта
, в которой наряду с разными по масштабу и возможностям куклами (свыше 1,5 тысяч классических, анимационных, шарнирных, механических и заводных) играл живой актёр. Новаторские методы
комбинированных съёмок
, конструкции и приспособления на протяжении многих лет применялись советскими кинематографистами, а открытые приёмы и способы работы с куклами получили всеобщее распространение
. В частности, фильм оказал влияние на становление
чешской
школы мультипликации
.
Песня «Моя лилипуточка», стилизованная под творчество
Александра Вертинского
, мгновенно стала хитом
. Наталия Птушко, дочь режиссёра, впоследствии вспоминала:
Тогда, в 35-м, когда «Новый Гулливер» вышел на экраны, все вдруг заговорили об актуальности и злободневности. Марширующих лилипутов сравнивали с фашистами, а когда фашист пошёл по Европе, фильм обрёл второе дыхание; люди отказывались видеть в этом просто сказку. Но были и другие аналогии, они пугали. В нашей стране был один Гулливер, ему фильм понравился. Отец недоумевал: «Неужели никто не видит главного в моём фильме: человек и кукла — равные партнёры? Я создал новый мир, а они тянут его в свой… Я создал сказку, а вы ищете в ней обычную жизнь. Поймите, что заставить маршировать тысячу кукол сложнее, чем пройтись парадом по Красной площади целой армией». Отцу не верили. Тогда многие искали фигу в кармане .
Успех этого фильма, высоко оценённого как в СССР, так и за рубежом, позволил Птушко в 1935 году организовать на студии художественно-производственное объединение объёмной мультипликации (с 1936 года — мастерская объёмной мультипликации и комбинированных фильмов « Мосфильма »). Он организовал при мастерской курсы мультипликаторов-кукловодов и скульпторов-фазировщиков, сам на них преподавал . Под его руководством творческая команда мастерской успела поставить около дюжины кукольных фильмов. Часть из них были цветными и снимались по способу Павла Мершина (метод трёхцветной гидротипии) . К работе также привлекались Павел Баженов и другие мастера палехской миниатюры . Но из-за возникших на рубеже 1940-х годов споров о целесообразности существования объёмной мультипликации, просто «копирующей актёра», мастерская на «Мосфильме» была упразднена .
В 1939 году Птушко поставил ещё один полнометражный мультипликационно-игровой фильм — « Золотой ключик » по сказке Алексея Толстого , который не только выступил автором сценария, но и принимал активное участие в съёмках . В этой работе режиссёр отдал предпочтение комбинированным съёмкам, когда большую часть кукольных персонажей исполняли актёры и для изменения масштабов в кадре последних располагали на разном расстоянии от камеры (метод перспективного совмещения) .
С 1932 по 1949 год исполнял обязанности профессора ВГИКа и заведующего кафедрой художественного факультета .
Во время Великой Отечественной войны был признан негодным к строевой службе по близорукости и вместе с семьёй эвакуирован в Алма-Ату , где работал на Центральной объединённой киностудии художественных фильмов . Руководил трюковыми и комбинированными съёмками. Чтобы прокормить семью, научился шить обувь, вышивал знамёна. Все его ученики погибли на войне, и восстановить свою мастерскую он не смог .
В 1944—1946 годах был директором киностудии « Союзмультфильм » . В эти же годы написал ряд научно-популярных книг на тему мультипликации, трюковых и комбинированных съёмок .
Птушко был автором и соавтором сценариев, режиссёром комбинированных съёмок к ряду фильмов (не только своих), например, таких как « Дети капитана Гранта », « Парень из нашего города ». Он не только конструировал, но и собственноручно собирал куклы и всевозможные механизмы . По его инициативе заработали цеха по производству бутафории , термостат для вулканизации латексной пены в крупных размерах в Химках . С 1960 по 1963 год Птушко был художественным руководителем Творческого объединения «Юность» детских и юношеских фильмов при киностудии «Мосфильм» .
|
После войны Птушко отошёл от мультипликации и начал снимать игровые фильмы, экранизируя былины , народные сказки, произведения русской литературы. Его фильмы пользовались большим успехом не только в СССР, но и на Западе: в Великобритании « Илья Муромец » (первый советский широкоэкранный фильм со стереозвуком , 1956) вышел под названием «Былинный герой и чудище» (The Epic Hero and the Beast) , в США — «Меч и дракон» (The Sword and the Dragon) ; американский вариант был перемонтирован на студии Роджера Кормана , как и ряд других сказок Александра Птушко и Александра Роу . Совместный советско- финский фильм « Сампо » (1958) шёл в американском прокате под названием «День, когда замерзла Земля» (The Day the Earth Froze), « Сказка о царе Салтане » прошла по экранам Европы, Центральной и Южной Америки, а « Садко », выпущенный в 1953 году, вновь прошёл на экранах Америки в 1962-м как «Волшебное путешествие Синдбада» (The Magic Voyage of Sinbad) .
На Западе Птушко называют «советским Уолтом Диснеем » . После появления «Сказки о царе Салтане» в 1967 году Уолт Дисней попросил передать Александру Птушко следующее: «Приезжайте, я вам предоставлю любую студию!» На что Птушко ответил: «Благодарствую, но вынужден отказаться. Моя съёмочная площадка — Россия» . Ряд критиков сравнивали его с итальянским режиссёром Марио Бавой , также известным своими работами в кинофантастике, в том числе вольной экранизацией « Вия » .
Александр Птушко мечтал экранизировать « Тараса Бульбу » и « Слово о полку Игореве », по которому даже написал сценарий, но из-за тяжёлой болезни почек не успел довести замысел до конца .
Скончался 6 марта 1973 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 7) .
Семья
Александр Птушко был несколько раз женат [ источник не указан 681 день ] .
Дочь от первого брака — (1926—2008), работала ассистентом и вторым режиссёром на киностудии « Мосфильм », в том числе и на картинах отца; похоронена на Новодевичьем кладбище рядом с отцом .
Фильмография
Год | Фильм | ||||
---|---|---|---|---|---|
Режиссёр | Сценарист | Худ. рук. | Другое | ||
1927 | Пропавшая грамота (м/ф) | конструктор кукол и декораций | |||
1928 |
Шифрованный документ (м/ф)
Случай на стадионе (м/ф) |
|
|
художник, мультипликатор | |
1929 | Сто приключений (м/ф) |
|
|
художник, мультипликатор | |
1930 |
Кино в деревню (м/ф)
(совм. с И. Никитченко ) |
|
|
художник, мультипликатор | |
Крепи оборону! (м/ф) |
|
|
|||
1932 | Властелин быта (м/ф) |
|
|
художник | |
1935 | Новый Гулливер |
|
|
||
1936 | Дети капитана Гранта | режиссёр комбинированных съёмок | |||
Репка (м/ф) |
|
||||
Лиса и волк (м/ф) |
|
||||
(м/ф) | |||||
Волк и журавль (м/ф) | |||||
1937 | Сказка о рыбаке и рыбке (м/ф) |
|
|
||
Завещание (м/ф) |
|
||||
1938 | Весёлые музыканты (м/ф) |
|
|
||
Пёс и кот (м/ф) |
|
||||
Маленький-удаленький (м/ф) |
|
||||
1939 | Золотой ключик |
|
|||
1942 | Славный малый | режиссёр комбинированных съёмок | |||
Парень из нашего города | режиссёр комбинированных съёмок | ||||
Секретарь райкома | режиссёр комбинированных съёмок | ||||
Батыры степей / Песнь о великане (к/м) | режиссёр комбинированных съёмок, оператор | ||||
1943 | Во имя Родины | режиссёр комбинированных съёмок | |||
1944 | Небо Москвы | режиссёр комбинированных съёмок | |||
Зоя | режиссёр батальных сцен | ||||
Телефон (м/ф) | |||||
1945 | Пропавшая грамота (м/ф) | ||||
Теремок (м/ф) | |||||
1946 | Каменный цветок |
|
|||
1948 | Три встречи |
|
совместно с В. Пудовкиным и С. Юткевичем | ||
1952 | Садко |
|
|||
1956 | Илья Муромец |
|
|||
1958 | Сампо |
|
|||
1961 | Алые паруса |
|
|||
Друг мой, Колька! | |||||
1962 | Фитиль (сюжет № 3 «Накрыли») |
|
|||
Бей, барабан! | |||||
1964 | Сказка о потерянном времени |
|
|||
1966 | Сказка о царе Салтане |
|
|
||
1967 | Вий |
|
постановщик трюков | ||
1972 | Руслан и Людмила |
|
|
В 1988 году вышел научно-популярный фильм «Сказочный мир Александра Птушко» , снятый Александром Захаровым , который работал с Птушко вторым режиссёром.
В 2009 году кадры кинорежиссёра вошли в документальный телефильм «Великие комбинаторы».
Библиография
- Мультипликация фильмы. — М. Л.: Художественная литература, 1931. — 64 с. — 15 000 экз.
- в соавт. с Ренков Н. Комбинированные и трюковые киносъёмки / Н. Марковин. — М. : Госкиноиздат, 1941. — 135 с. — 2000 экз.
- в соавт. с Ренков Н. Комбинированные и трюковые киносъёмки / Н. Гарвей, З. Матиссен. — М. : Госкиноиздат, 1948. — 256 с. — 4500 экз.
- «Чудеса» кино // Наши достижения в области трюковых и комбинированных киносъёмок / Стенограмма публичной лекции, прочитанной в Центральном лектории Общества в Москве / В. И. Володин. — Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний. — М. : Правда, 1949. — 24 с. — 110 000 экз.
- Творчество и техника // Мудрость вымысла // Мастера мультипликации о себе и своем искусстве / Сост. и авт. вступ. ст. С. В. Асенин. — М. : Искусство, 1983. — 207 с. — 25 000 экз.
Награды и звания
- лауреат II МКФ в Венеции (1934) в номинации «СССР» (представленная Советским Союзом программа новых фильмов включала в том числе « Новый Гулливер ») ;
- заслуженный артист РСФСР (1935) ;
- орден «Знак Почёта» (1940) ;
- два ордена Трудового Красного Знамени (в том числе 1944) ;
- премия жюри МКФ в Канне (1946) за лучшее цветовое решение, фильм «Каменный цветок» ;
- Сталинская премия первой степени (1947) — за фильм « Каменный цветок » (1946) ;
- приз « Серебряный лев » МКФ в Венеции (1953) за фильм « Садко » ;
- почётный диплом МКФ в СФРЮ (1956) за фильм «Золотой ключик» ;
- народный артист РСФСР (1957);
- почётный диплом МКФ в Эдинбурге (1958) за фильм « Илья Муромец »
- приз МКФ фильмов для детей и юношества в Готвальдове (1965) за фильм «Сказка о потерянном времени» ;
- приз ВКФ в Ленинграде (1968) за фильм «Сказка о царе Салтане»
- народный артист СССР (1969) ;
- специальная премия жюри МКФ детских и юношеских фильмов в Салерно (1976) за фильм «Руслан и Людмила» .
Примечания
- ↑ Шпагин А. В. . Большая российская энциклопедия . Федеральный портал «История.рф». Дата обращения: 5 октября 2016. 6 октября 2016 года.
- ↑ . Культура (2010). Дата обращения: 13 апреля 2019. Архивировано из 2 мая 2020 года.
- ↑ , с. 108.
- ↑ , с. 537.
- ↑ Масуренков Дмитрий. // MediaVision : журнал. — 2016. — Апрель ( № 3 (63) ). — С. 49—51 . — ISSN . 16 октября 2020 года.
- Иванов-Вано И. П. Кадр за кадром. — М. : Искусство, 1980. — С. 93—94. — 240 с.
- , с. 91.
- ↑ Спутницкая Нина. // Искусство кино : журнал. — 2015. — Май ( № 5 ). — ISSN . 20 апреля 2019 года.
- Майоров Николай. // Киноведческие записки : журнал. — 2011. — № 98 . — ISSN . 4 марта 2016 года.
- Птушко А., Ренков Н. Комбинированные и трюковые киносъёмки / Н. Марковин. — М. : Госкиноиздат, 1941. — 135 с. — 2000 экз.
- Птушко А., Ренков Н. Комбинированные и трюковые киносъёмки / Н. Гарвей. — М. : Госкиноиздат, 1948. — 256 с. — 4500 экз.
- Птушко А. «Чудеса» кино. — Наши достижения в области трюковых и комбинированных киносъёмок. — М. : Правда, 1949. — 24 с.
- . Дата обращения: 26 декабря 2017. 27 декабря 2017 года.
- Ramsey Nancy. (англ.) // The New York Times : newspaper. — 2001. — 30 December. — ISSN . 30 августа 2017 года.
- ↑ Сомов Л. А. // Слава Севастополя : газета. — 2015. — 15 августа. 9 июня 2020 года.
- Alan Upchurch. Russkaya Fantastika: The Fairytale Landscapes of Aleksandr Ptushko — Part One (англ.) // Video Watchdog : журнал. — 1991. — Декабрь. — С. 24—37 . — ISSN .
- Alan Upchurch. Russkaya Fantastika: The Fairytale Landscapes of Aleksandr Ptushko — Part Two (англ.) // Video Watchdog : журнал. — 1992. — Февраль. — С. 32—46 . — ISSN .
- . Эхо Москвы (23 апреля 2001). Дата обращения: 5 октября 2016. 6 октября 2016 года.
- ↑ , с. 338.
- . Новодевичье кладбище . Дата обращения: 13 мая 2020. 9 мая 2020 года.
- Двамал. . Новодевичье кладбище. Виртуальный некрополь (14 мая 2015). Дата обращения: 9 августа 2022. 6 октября 2016 года.
- . Дата обращения: 13 апреля 2019. 25 ноября 2020 года.
- ↑ Шмелёва Ольга. . Мосфильм (17 апреля 2020). Дата обращения: 9 июня 2020. 9 июня 2020 года.
- Майоров Николай. . Первые в кино (5 апреля 2017). Дата обращения: 18 октября 2023. 27 октября 2023 года.
- // Правда : газета. — 1935. — 12 января ( № 12 (6258) ). — С. 1 . 5 ноября 2019 года.
- // Комсомольская правда : газета. — 1940. — 24 мая ( № 118 (4600) ). — С. 1 . 20 сентября 2021 года.
- // Литература и искусство : газета. — 1944. — 15 апреля ( № 16 (120) ). — С. 1 . 6 июня 2021 года.
- , с. 338—339.
- ↑ , с. 339.
- Майоров Николай. . Первые в кино (6 ноября 2016). Дата обращения: 18 октября 2023. 4 февраля 2023 года.
Литература
- Режиссёры советского художественного кино // Биофильмографический справочник в 4-х томах / Авт.-сост: В. П. Боровков, Т. В. Сергеева, С. В. Сковородникова, Г. А. Сухин, Н. М. Чемоданова. — М. : ВНИИ киноискусства, Госфильмофонд СССР, 1985. — Т. 3. — 184 с.
- Кино. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М. : Советская энциклопедия, 1987. — 640 с. — 100 000 экз.
- Энциклопедия отечественной мультипликации / Сост. С. В. Капков. — М. : Алгоритм, 2006. — 816 с. — 3000 экз. — ISBN 5-9265-0319-4 .
- Спутницкая Н. Ю. // Птушко. Роу: Мастер-класс российского кинофэнтези . — М., Берлин: Директ-Медиа, 2018. — 371 с. — ISBN 978-5-4475-9618-7 .
Ссылки
- (недоступная ссылка)
- Селиверстов Егор. // Первое сентября : газета. — 2003. — 18 ноября ( № 81 (1248) ).
- . Артефакт — гид по музеям России . Дата обращения: 9 августа 2022.
- 2020-09-29
- 1