Interested Article - Метеор (пьеса)

«Метеор» ( нем. Der Meteor ) — пьеса швейцарского драматурга Фридриха Дюрренматта , написанная в жанре комедии.

История создания

Пьесу «Метеор» Фридрих Дюрренматт написал в 1966 году в Невшателе , где постоянно жил с 1952 года. Он выбрал тему, к которой непосредственно перед ним не раз обращались драматурги «театра абсурда», в том числе Эжена Ионеско в пьесе « » (1963); в «Метеоре», одной из самых серьёзных своих пьес по сути, но буффонадной по форме Дюрренматт и сам близко подошёл к «театру абсурда». Но если и для Э. Ионеско, и для С. Беккета в его многочисленных параболах главным был ужас человека перед неотвратимой смертью, то у Дюрренматта абсурдность ситуации заключается в том, что его герой, богатый и знаменитый, жаждет смерти, но умереть не может .

Как и многие другие пьесы Дюрренматта, «Метеор» впервые был поставлен в цюрихском «Шаушпильхаузе»; премьера состоялась 20 января 1966 года .

Действующие лица

  • Вольфганг Швиттер — писатель, лауреат Нобелевской премии
  • Ольга — его жена
  • Йохен — его сын
  • Гуто Ниффеншвандер — художник
  • Августа — его жена
  • Эмануэль Лютц — священник
  • Великий Мюгейм — земельный маклер и домовладелец, строительный магнат
  • Профессор Шлаттер — хирург
  • Вильгемина Номзен - деловая женщина
  • Карл Коппе — издатель
  • Фридрих Георген — знаменитый критик
  • Глаузер — привратник
  • Шафрот — инспектор уголовной полиции
  • Майор Фридли из Армии спасения
  • Критики, издатели, журналисты, полицейские, солдаты Комитета спасения

Сюжет

Знаменитый писатель, лауреат Нобелевской премии Швиттер, приезжает в город своей юности, дабы здесь умереть. Он возвращается в свою мансарду, где в нищете и безвестности провёл всю свою молодость, выгоняет на улицу хозяина мансарды — художника, а затем всеми средствами пытается приблизить час своей смерти. Он ничем не болен, полон энергии, он просто разочаровался и в себе самом, и в своём творчестве, и в окружающих. Проститься с умирающим приходят его близкие и знакомые, и каждому из них Швиттер помогает сбросить с себя личину и обнаружить своё истинное отношение к умирающему. Встречи с писателем для многих заканчиваются плачевно: так, уповая на бренность бытия, вскоре умирает священнослужитель; спущенный с лестницы художник ломает себе шею; заснув в кресле, спокойно умирает тёща Швиттера. Перед смертью Швиттер, к немалому огорчению потенциальных наследников, сжигает в печи накопленные полтора миллиона. Но умереть ему не удаётся; в финале пьесы он поднимается с постели и с досадой восклицает: «Когда же я, наконец, сдохну!»

Критика и толкования

Писать комедию о смерти было заведомо рискованно, и после цюрихской премьеры «Метеора» некоторые критики обвиняли Дюрренматта в «богохульстве» . Сам Дюрренматт в ходе общественного обсуждения пьесы зачитал «20 тезисов» к своей комедии; драматург утверждал, что его герой — этого не поняли ни критики, ни зрители — на самом деле на протжении пьесы неоднократно умирает и воскресает вновь; для него важно, что смерть позволяет человеку наконец остаться одному и вырваться из паутины ненужных и лживых связей . «Смерть, — пишет Н. Павлова , — трактуется в пьесе как бунт, как полное истинного жизнелюбия стремление к естественности. В то же время эта пьеса, конечно, далека от оптимизма. Смерть есть смерть. Воскрешение понимается Дюрренматтом не как возвращение к жизни, а как затянувшееся состояние той горькой свободы, которую обретает человек перед лицом конца» . При этом не ясно, ради чего Швиттер вырывается из круговорота опостылевшей ему жизни: в пьесе нет тех благородных идей, которые отстаивали герои предыдущих комедий Дюрренматта. Но стремление его жизнелюбивого героя к смерти, считает критик, в действительности не более противоестественно, чем само устройство жизни, способной порождать к себе такое активное отвращение .

Постановки

Примечания

  1. Павлова Н. С. Концепция современной пьесы в творчестве Дюрренматта // Павлова, Н.С. Седельник В. Д. Швейцарские варианты. — М. : Советский писатель, 1990. — С. 229—230 .
  2. Ж. Санита. Коротко об авторах. Ф. Дюрренматт // Подвиг. — Москва: Молодая гвардия, 1968. — Т. 4 . — С. 187—188 .
  3. Павлова Н. С. Концепция современной пьесы в творчестве Дюрренматта // Павлова, Н.С. Седельник В. Д. Швейцарские варианты. — М. : Советский писатель, 1990. — С. 230 .
  4. . Дата обращения: 18 сентября 2012. 13 марта 2013 года.
  5. . Театральный смотритель. Дата обращения: 3 июля 2013. 27 июня 2017 года.
Источник —

Same as Метеор (пьеса)