Interested Article - Садик Бек

Садик Бек (Мухаммад Садики Бек Афшар, Садики Китабдар; 1533 , Тебриз 1610 , Исфахан ) — персидский художник , каллиграф , поэт, и историк-хронист.

Биография

Садик Бек. Портрет юноши. 1590-1600, частное собрание. В миниатюре видно сильное влияние младшего современника Садик Бека — Резы Аббаси
Садик Бек. Симург уносит Заля в своё гнездо. «Шахнаме» Аббаса I, 1590—1600, Казвин. Библиотека Честер Битти, Дублин

Садик Бек происходил из знати племени афшаров . Родным языком был чагатайский . Сведения о художнике оставил историк начала XVII века Искандер Мунши . Одно время Садик-бек, как многие его современники, вел жизнь странствующего дервиша, и путешествовал по различным городам. Искандер Мунши отмечает красноречие и поэтический дар художника, избравшего своим литературным псевдонимом «Садики» (искренность).

Искандер Мунши сообщает, что «В ранней юности он, обнаружив влечение к занятиям живописью, избрал день и ночную службу при унике времени Музаффаре Али», однако согласно другим данным к искусству Садик Бек обратился довольно поздно — в 32 года. Первоначально его наставником был тебризский каллиграф и поэт . В 1568 году Садик Бек перебрался в столицу — Казвин , где его обучал искусству живописи известный художник Музаффар Али . Он оказался способным учеником, развитие его талантов было быстрым. Уже в 1573 году он принимает участие в создании манускрипта « » (История Гершаспа) Асади , который был заказан шахом Тахмаспом I (правда, там его руке принадлежит всего одна миниатюра; рукопись хранится в Британской библиотеке, Лондон). Однако в следующем манускрипте, «Шахнаме» Фирдоуси, который создавался по заказу следующего шаха, Исмаила II (1576—1577), его роль была лидирующей. Впрочем, из-за скорой смерти Исмаила этот проект остался незавершенным; в дальнейшем рукопись была расшита, и теперь отдельные её листы хранятся в разных коллекциях.

Исмаилу II наследовал полуслепой шах Мухаммад Худабенде (1578—1588), который в силу своего недуга был равнодушен к книгам и живописи, поэтому художники шахской китабхане в поисках заработка стали разъезжаться кто куда. Садик Бек покинул шахский двор, и от иллюстрирования рукописей обратился к живописи и рисункам на отдельных листах, продажей которых зарабатывал на хлеб. Шах был настолько безволен, что всеми делами в государстве заправляла его жена. Однако в результате заговора она в 1579 году была задушена. При шахском дворе воцарилось безвластие и хаос. В этих обстоятельствах Садик Бек покинул столицу, уехав в Гилан , затем в Мазендеран . Два года спустя он уже сражался с туркменами в битве при Астрабаде .

Хаос в стране прекратился с восшествием на трон молодого шаха Аббаса I (1588—1629). Вскоре Садик Бек был назначен главой шахской китабхане в Казвине . Под его руководством из стен мастерской вышел, по меньшей мере, один крупный манускрипт — « Шахнаме » Фирдоуси , выполненный по заказу Аббаса I (ныне в библиотеке Честер Битти, Дублин). Создание этой рукописи относят к 1590 м годам, а Садик Беку приписываются в нём три миниатюры. Все они демонстрируют близость к искусству Ризы-йи-Аббаси . Кроме этого, Садик Бек на свои средства в 1593 году создал манускрипт « » (Созвездие Канопуса) поэта Кашифи , все 107 миниатюр которого нарисованы его рукой (ныне в Музее Ага Хана, Торонто). В 1596/7 г. художник был смещен с должности китабдара, как сообщает Искандер Мунши, по причине своего грубого характера ("...выйдя за рамки справедливости и умеренности, излишествовал в грубом обращении со всеми".) Руководство китабхане было доверено другому придворному служителю, талантливому, но корыстолюбивому каллиграфу Али Резе Тебризи, более счастливому в милостях шаха. Впрочем, Садик Беку были оставлены как титул, так и довольствие — жалование главы китабхане.

Последние годы своей жизни он посвятил литературному творчеству, оставив несколько различных произведений, среди которых в первую очередь следует упомянуть трактат в стихах «Ганун-ос-совар» (Канон изображений). В 206-и двустишиях опытный художник описывает всевозможные способы приготовления красок, кистей, и прочие тонкости, связанные с производством миниатюр, а также высказывает свои мысли об искусстве.

У Садик Бека известны диваны на персидском языке и 17 газелей на азербайджанском .

См. также

Примечания

  1. Sadiqi Beg // — 1998.
  2. Ṣādiqī Afšār // (англ.) — .
  3. Jonathan Bloom, Sheila Blair, от 10 декабря 2015 на Wayback Machine , Oxford University Press USA, 2009, p. 160
  4. Willem Floor and Hasan Javadi, The Role of Azerbaijani Turkish in Safavid Iran,
  5. , с. 577.

Литература

  • Мастера искусства об искусстве, т. I, М., 1965
  • Gray B. Persian Painting. Geneva, 1961
  • «Искандер Мунши о художниках времени шаха Тахмаспа I Сефеви» в сб. О. Ф. Акимушкин. Средневековый Иран. Культура, история, филология. СПб 2004.
  • Willem Floor & Hasan Javadi. The Role of Azerbaijani Turkish in Safavid Iran (англ.) // Iranian Studies. — 2013. — Vol. 46 , iss. 4 . — P. 569—581 .
Источник —

Same as Садик Бек