В возрасте 8 лет начал писать первые стихи, представлявшие собой подобие заклинаний-обращений к солнцу, ветру, природным стихиям. Посылал свои работы в Казань — в пионерские издания «
» и «
», но стихи не печатали на основании того, что они не соответствовали требованиям, предъявляемым редакцией, а это лишь стимулировало Ркаила ещё больше работать над собой
. Много читал, в частности татарскую, русскую и зарубежную классику, среди поэтов особенно любил произведения
Х. Туфана
и
С. Хакима
. В 14 лет впервые приехал в Казань, где лично встретился с ними, получив одобрение на дальнейшую поэтическую работу
. В последующем испытал влияние многих поэтов, в частности
С. А. Есенина
,
Ш. Бодлера
,
Г. Аполлинера
.
В 1969—1972 годах учился в начальной школе родной деревни, а в 1972—1979 годах — в средней школе соседней деревни
Чурачики
. В 1979 году поступил на отделение татарского языка и литературы историко-филологического факультета (филологического — с 1980 года)
Казанского государственного университета имени В. И. Ульянова-Ленина
, который окончил в 1984 году
. Особенно любил занятия у
М. Магдеева
, преподававшего русскую-советскую литературу XX века на татарском языке
. В годы учёбы ездил в фольклорные экспедиции
, много писал и активно печатался
, как староста участвовал в работе литературного объединения «Аллюки», где Магдеев был куратором
.
Стоял у истоков молодёжного литературно-художественного журнала «
», в 1989—2009 годах был его главным редактором
. В 2009 году стал литературным консультантом
Союза писателей Татарстана
. В 2016 году участвовал в выборах председателя СП РТ, но победил
. В марте-июле 2017 года занимал пост главного редактора журнала «
»
. В том же году стал заведующим литературной частью
.
Очерк творчества
Псевдоним — Ркаил Зайдулла
. Первые стихи появились в республиканской печати ещё в школьные годы, в частности, в 1977 году в журнале «
»
. В дальнейшем стал известен как автор стихотворений, рассказов, публицистических статей, юмористических произведений, публиковавшихся в журналах «
Казан утлары
», «
», «
Чаян
»
. Студенческие годы стали для Зайдуллы временем активного плодотворного творечества
. В 1984 году вышла его первая книга стихов «Кояшлы күзләр» («Солнечные глаза»), привлёкшая к себе значительное внимание литературной общественности
. В дальнейшем выпустил поэтические сборники «Күрәзә» («Предвидение», 1988) и «Урыс кышык озату» («Проводы русской зимы», 1993), а также сборники рассказов и исторических повестей «Ил» («Страна», 2000) и «Татар таҗы» («Татарская корона», 2004)
. По отзывам литературоведов, его стихи отличаются гражданственностью, философской публицистичностью, яркой эмоциональностью и задумчивостью, тесной связью с историческим прошлым народа
.
Творчество Зайдуллы представляет из себя гражданскую лирику, его лирический герой — это поэт-гражданин, в чём он наследует традициям
Г. Тукая
,
М. Джалиля
,
Х. Такташа
. Многие его стихотворения наполнены символами и метафорами, в частности, для отражения социально-политического подтекста
. С первых стихотворений характерным художественным приёмом Зайдуллы становится экспрессивность интонации, с начала 1990-х годов его лирический герой высказывается открыто о своих надеждах и сожалениях, доводя оценку прошлого и настоящего до уровня демифологизации
. Поэт часто обращается к вопросу о судьбе татарского народа, констатируя свою скорбь и горечь от состояния общества, но вместе с тем выражая и некоторую надежду относительно будущего нации
. Владение разными стихотворными формами, «отсутствие границ» между поэтическими жанрами у Зайдуллы сочетается с разнообразием образов
. В частности, при описании советских порядков он использует образ ржавой щеколды, символизирующий несвободу народа
. Применяя нетрадиционные художественные приёмы, уделяя большое внимание подбору слов, музыкальности стиха, обилию изобразительно-выразительных средств, Зайдулла в своём творчестве трансформировал татарскую гражданскую лирику, находившуюся до того в русле
реализма
и
романтизма
, в
, или даже в
постмодернистскую
, сочетая в своих стихотворениях многозначность смыслов,
интертекстуальность
с национальной тематикой
. В ряде своих произведений, как стихотворных, так и прозаических, Зайдулла даёт образ Тукая, толкованный как раз в модернистском ключе
.
В общей сложности Зайдулла является автором 13 книг стихов, поэм, рассказов, исторических повестей, пьес, детской прозы и публицистики
. В 2001 году в журнале «
Казан утлары
» была напечатана историческая трагедия «Хан һәм шагыйрь» («Хан и поэт»)
, которая вошла в «репертуарный портфель»
Татарского государственного академического театра имени Г. Камала
. В 2002 году выступил в качестве драматурга с пьесой «Саташкан сандугач» («Заблудший соловей»), поставленной на сцене театра Камала
. Там же в 2010 году
И. Зайниевым
был поставлен поэтический спектакль «Ркаил Зайдулла», а в 2011 году — пьеса «Любовь бессмертная» о судьбе
М. Буби
. В 2016 году пьеса для детей «Бүре җиләге» («Волчья ягода») была поставлена в
театре кукол «Экият»
; в 2017 году
(исполнительница роли Елгыр) стала лауреатом премии «
» в категории «Лучший актёр театра кукол»
. Пьеса «Женитьба по-татарски» входит в репертуар
в
Оренбурге
, в
поставлен спектакль «Папоротник» по пяти рассказам Зайдуллы («Цветок папоротника», «Домовой», «Армянская Сююмбике», «Ружьё» и «Алла»)
. Работы Зайдуллы были переведены и публиковались в различных изданиях на
английском
,
русском
,
турецком
,
узбекском
,
чувашском
,
башкирском
,
чеченском языках
. Такими же многочисленными являются переводы, выполненные самим Зайдуллой с других языков на татарский, в числе которых — пьеса «
Жизнь есть сон
» испанского драматурга
П. Кальдерона
, некоторые поэтические произведения
А. Навои
, других поэтов
.
Общественная и политическая деятельность
Является членом
Татарского ПЕН-центра
, национального совета «Милли шура»
Всемирного конгресса татар
. Активно выступает нередко с резкими и прямолинейными публикациями по вопросам общественной жизни, политики, литературы и искусства, творческими портретами деятелей культуры, литературно-критическими статьями, посвящёнными историческим судьбам и современному состоянию татарского народа, религии, языка, культуры
. В 1991 году на
площади Свободы
в центре
Казани
хотел принять участие в политической
голодовке
в целях борьбы за
, но неформальный лидер голодающих активистов писатель
, намекнув на то, что он «поперёк себя шире», отказал со словами: «Глядя на твое лицо, кто поверит, что ты голодаешь? Иди, не компрометируй нас»
.
Поддерживал
В. Имамова
в связи с обвинениями его книг в экстремизме
, высказывался против отмены обязательного изучения татарского языка в школах
, заявлял о нехватке детских песен на татарском языке
, выступал против ущемления национальных языков и республик
, поддерживал
Всетатарский общественный центр
, неоднократно принимал участие в митингах по случаю
дня памяти защитников Казани
.
После участия в праймериз и выдвижения от партии «
Единая Россия
»
, 8 сентября 2019 года был
избран
депутатом
Государственного совета Республики Татарстан
VI созыва по республиканскому избирательному округу
. Является членом фракции «Единая Россия»
, комитета ГС РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам
, комиссии ГС РТ по установлению идентичности текстов законов Республики Татарстан на татарском и русском языках
. Впоследствии стал членом Совета по культуре и искусству при
президенте Республики Татарстан
.
В 2020 году стал единственным депутатом Госсовета РТ, проголовавшим против внесения
поправок в конституцию России
, в частности по причине несогласия с нововведением о статусе русского языка как языка «государствообразующего народа» и
обнуления сроков
президента России
В. Путина
. В дальнейшем сравнивал Путина с пожизненным монархом, который будет править до смерти — как
цари
или
Сталин
, так как у России нет опыта
демократии
. С тех пор в прессе Зайдулла стал описываться как «герой самых громких речей в парламенте на тему защиты родного языка и культуры», которому «позволяется больше, чем остальным коллегам по депутатскому корпусу»
. Также активно участвует в обсуждении национального вопроса в интернете, грамотно выражая своё мнение и подкрепляя его историческими фактами
. Будущее России в целом и Татарстана конкретно видит только в федерализме и сильном регионализме
, отмечая при этом, что большую часть татар политические вопросы не интересуют, а вопрос сохранения языка размывается танцами и песнями
.
В 2021 году Зайдулла был избран председателем
Союза писателей Республики Татарстан
, вместо
. На курултае татарских писателей, прошедшем в
, за него было отдано 122 голосов, тогда как за второго кандидата
Р. Аймета
проголосовали 74 человека. Таким образом, Зайдулла на следующие четыре года возглавил писательскую организацию Татарстана
. Названный в прессе последователем
Х. Туфана
по части общественной деятельности
, Зайдулла пообещал обновить союз
.
Почётный знак Республики Саха (Якутия) «За укрепление мира и дружбы народов» (
Якутия
, 2021 год) —
за значительный вклад в укрепление мира и дружбы, развитие сотрудничества и взаимопонимания между народами, активную деятельность по сближению и взаимообогащению межнациональных культур
.
Личная жизнь
Женат, есть сын и дочь
.
Библиография
. — Казан: Татарстан китап нәшрияты, 1984. — 63 с.
(татар.)
. — Казан: Татарстан китап нәшрияты, 1988. — 80 с.
(татар.)
. — Казан: Татарстан китап нәшрияты, 1993. — 151 с. —
ISBN 5298009700
.
(татар.)
. — Казан: Татарстан китап нәшрияты, 1999. — 335 с. —
ISBN 5298009360
.
(татар.)
(неопр.)
.
Бизнес Online
(20 июля 2018). Дата обращения: 16 марта 2020.
28 октября 2020 года.
, с. 82.
Кирилл Антонов.
(неопр.)
.
Коммерсантъ
(3 сентября 2019). Дата обращения: 16 марта 2020.
6 сентября 2019 года.
Надежда Гордеева.
(неопр.)
.
(13 ноября 2019). Дата обращения: 16 марта 2020.
17 марта 2020 года.
Гульназ Бадретдин, Линар Фархутдинов.
(неопр.)
.
Бизнес Online
(20 февраля 2020). Дата обращения: 19 октября 2020.
19 октября 2020 года.
Линар Фархутдинов, Александр Гавриленко, Эльвира Вильданова.
(неопр.)
.
Бизнес Online
(15 января 2021). Дата обращения: 18 января 2021.
3 марта 2021 года.
Вадим Мещеряков.
(неопр.)
.
Idel.Реалии
(15 апреля 2018). Дата обращения: 19 октября 2020.
21 октября 2020 года.
Эльвира Самигуллина, Валерия Завьялова.
(неопр.)
.
Бизнес Online
(12 октября 2019). Дата обращения: 19 октября 2020.
19 октября 2020 года.
Альфред Мухаметрахимов.
(неопр.)
.
Бизнес Online
(12 октября 2020). Дата обращения: 19 октября 2020.
20 октября 2020 года.
Альфред Мухаметрахимов.
(неопр.)
.
Бизнес Online
(19 октября 2020). Дата обращения: 19 октября 2020.
21 октября 2020 года.
Кирилл Антонов.
(неопр.)
.
Коммерсантъ
(12 марта 2020). Дата обращения: 14 марта 2020.
13 марта 2020 года.
Андрей Перцев.
(неопр.)
.
Meduza
(13 марта 2020). Дата обращения: 14 марта 2020.
14 марта 2020 года.
(неопр.)
.
ТНВ
(12 марта 2020). Дата обращения: 15 марта 2020.
20 октября 2020 года.
(неопр.)
Бизнес Online
(27 июня 2020). Дата обращения: 3 марта 2021.
30 июня 2020 года.
(неопр.)
.
Бизнес Online
(24 апреля 2020). Дата обращения: 1 мая 2020.
26 апреля 2020 года.
Рузиля Мухаметова.
(неопр.)
.
(2 марта 2021). Дата обращения: 3 марта 2021.
3 марта 2021 года.
Альфред Мухаметрахимов.
(неопр.)
.
Бизнес Online
(7 августа 2022). Дата обращения: 8 августа 2022.
Нурия Фатхуллина, Альфред Мухаметрахимов, Галия Ягудина.
(неопр.)
.
Бизнес Online
(2 августа 2022). Дата обращения: 8 августа 2022.
8 августа 2022 года.
(неопр.)
.
Бизнес Online
(3 марта 2021). Дата обращения: 3 марта 2021.
11 мая 2022 года.
(неопр.)
.
(3 марта 2021). Дата обращения: 3 марта 2021.
3 марта 2021 года.
(неопр.)
.
Азатлык Радиосы
(3 марта 2021). Дата обращения: 3 марта 2021.
17 апреля 2021 года.
Альфред Мухаметрахимов.
(неопр.)
.
Бизнес Online
(4 марта 2021). Дата обращения: 16 апреля 2021.
16 апреля 2021 года.
Айрат Нигматуллин, Альфред Мухаметрахимов.
(неопр.)
.
Бизнес Online
(14 марта 2021). Дата обращения: 16 апреля 2021.
16 апреля 2021 года.
//
/ гл. ред.
Г. Н. Вульфсон
. — Казань: Издательство Казанского университета, 2004. — Т. 2: 1905—2004 (А — М). — С. 448. — 877 с. —
ISBN 5-7464-0537-X
.
(рус.)