Абылаева, Асия Бозаевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Асия́ Минвали́евна Мину́лина ( тат. Асия Минвәли кызы Миңнуллина ; род. 26 ноября 1952 , Ленинград , РСФСР , СССР ) — советский и российский скульптор . Народный художник Республики Татарстан (2012), заслуженный деятель искусств Республики Татарстан (2006). Лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая (2010).
Асия Минвалиевна Минулина родилась 26 ноября 1952 года в Ленинграде . Мать занималась рисованием и во время войны была чертёжницей, отец — военный, также увлекался музыкой и пением . Семья много раз переезжала, а в 1955 году Минулины вернулись в Казань , на историческую родину . В детстве Асия увлекалась балетом, ходила в художественную школу, но профессионально заняться хореографией не вышло по состоянию здоровья .
В 1974 году окончила художественно-педагогическое отделение Казанского художественного училища . Также посещала мастерскую , брала у него частные уроки скульптуры . После получения образования переехала в Нижнекамск , где работала в местном художественном фонде, одновременно начала заниматься резьбой по дереву . В 1976 году поступила на отделение стекла и керамики факультета декоративно-прикладного искусства Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной , а на четвёртом курсе учёбы перевелась на скульптурное отделение по специальности архитектурно-декоративной пластики . В 1984 году после восьми лет учёбы окончила институт, а затем вернулась в Казань .
В 1984—1989 годах работала в Художественном фонде ТАССР . В 1990 году была принята в Союз художников СССР , также является членом Союза художников России . В 1992—2005 годах была членом правления , где руководила секцией скульптуры . В 2000 году по инициативе Минулиной в Казанском художественном училище было вновь открыто отделение скульптуры, ввиду чего она фактически возродила казанскую скульптурную школу со времён последнего набора скульпторов в 1950-х годах .
С 2001 года являлась ведущим преподавателем данного отделения, показала себя талантливым и вдумчивым педагогом, разработав собственную программу обучения, опирающуюся на приобщение студентов к классике пластического искусства, копирование античных образцов в сочетании с композиционной работой при использовании инновационных технологий . Также была доцентом кафедры скульптуры казанского филиала Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова , до его закрытия в 2017 году . В 2022 году отметила 70-летний юбилей .
Неоднократно принимала участие в республиканских и всероссийских выставках, персональные экспозиции работ Минулиной проходили в Казани, первая из них состоялась в 1996 году в Национальном культурном центре «Казань» . В 2006 году получила звание заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан . В 2010 году была выдвинута на получение Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая , лауреатом которой стала за ряд скульптур . В 2012 году удостоена звания народного художника Республики Татарстан . Произведения Минулиной находятся в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан , в ряде других музеев и частных собраний, в том числе за рубежом .
Работает с камнем, деревом, бронзой, алюминием, керамикой, а также с гипсом на этапе подготовки эскизных проектов . Является одним из ведущих скульпторов Татарстана, успешно трудится как в мелкой и декоративной пластике, так и в монументальной скульптуре . Следует жанру реалистической скульптуры, тогда как критики рассматривают разностороннее и многогранное творчество Минулиной в контексте общетюркской и мировой культуры . Получив хорошее профессиональное образование и вобрав в себя опыт петербургской скульптуры, как инициатор возрождения казанской художественной школы умело соединяет прошлое с современностью, строя своё творчество на лаконизме формы, обобщённости и поэтичности идеи, не впадая при этом в излишний натурализм и украшательство, которые не были свойственны высоким образцам народного искусства . Соединяя противоположные подходы к раскрытию образов от реалистическо-классической завершённости до авангардности ломаных линий и силуэтов, Минулина стремится к переосмыслению натуры, остроте её изобразительного воплощения, выявлению драматического конфликта, в связи с чем характерной чертой её как скульптора является внимание к острохарактерному, нестандартному, парадоксальному . Большое внимание Минулина уделяет цвету , также часто вводит острые декоративные элементы, например, мотив треугольника, который подчёркивает движение .
Творчеству Минулиной присуща выраженность эмоционально-психологического замысла, лаконизм и знаковость форм, статика и динамика, покой и движение, в чём она следует методу освоения форм европейской скульптуры XX века, заключающемуся в противопоставлении человеческой геометрии форм и неорганизованности природной стихии. Это ярко проявляется у скульптора в бытовом и портретном жанрах, в таких работах, как «У порога» (глина, 1989), «Старик и собака» (бронза, 1989), «Сон» (красное дерево, 1999), «Сююмбике с сыном» (глина, 2002) . В период творческой зрелости Минулина обратилась к сюжетам татарского фольклора, поэзии, сказкам и пословицам, результатом чего стали произведения «Алтынчеч», «Ай кызы», «Су анасы», «Гульчечек» (бронза, 1995—1996) . Объединённые темой женского образа и мотивом полумесяца, присущим народному искусству, эти работы оказались наполнены целым рядом ассоциаций и мотивов, от ощущения сказки до напоминания о поклонении предков луне . Женской теме также посвящена работа «Скифская ждущая» (песчаник, 2000). Обнаженная фигура сидит с поднятыми коленями на песке, смотрит вдаль, подперев голову опущенной на колени рукой. Высокие скулы и восточные глаза вписаны в яйцеобразную голову, плавность абриса сопровождается традиционными треугольниками, просчитываемыми в стопах, груди, причёске. Её формы отличаются наполненностью и округлостью, словно демонстрируя мощь и силу степного человека. Этому же вторит сама единая монолитная фактура композиции, словно вырубленной ветром степей из куска скалы . В области же монументальной скульптуры Минулина следует академическим традициям, стремится к реалистичности воплощения, обобщённости и архитектонической ясности, что нашло своё воплощение в ряде этапных работ, установленных в городском пространстве Казани .
Одним из первых монументальных произведений Минулиной стал памятник воинам-интернационалистам , погибшим в Афганистане , установленный в 1990 году на улице Декабристов . Работа над ним заняла восемь лет, будучи начатой ещё в 1990 году после победы на открытом конкурсе проекта, созданного скульптором в содружестве с архитектором . Изначально модель имела вид символической фигуры павшего юноши, однако в дальнейшем концепция проекта кардинально поменялась, в частности, Минулина отказалась от изображения человека и впоследствии отмечала, что в те годы Казань была наполнена «агрессивными силуэтами» памятников «убиенным героям, превращавшими город в какой-то мемориал» . В результате появился новаторский и нетрадиционный для военной темы монумент, представляющий собой ряд гранитных глыб различного размера, на плоскости которых расположен бронзовый рельеф. Будто в потоке ветра проносится вещественный ряд из гиперреалистично выполненных снарядов, патронов, бинокля, полевой сумки, карты, шляпы-ветровки, фотографий, конвертов писем из дома, едва удерживающихся на поверхности земли в результате взрыва. Это своего рода натюрморт из атрибутов войны, напоминающий о том, что осталось от молодой жизни солдата . Тем не менее, по отзывам критиков, композиция монумента не была доведена «до логического конца», а сама Минулина долгое время боролась за то, чтобы «памятник перенесли в другое место и правильно поставили» .
Работы Минулиной дают представление о процессе развития скульптуры в городской архитектурно-пространственной среде Казани, они не несут идеологической или политической нагрузки, но объединены смысловой направленностью, следованием реалистической манере, соответствием реальным размерам персонажей, в результате чего более походят на паблик-арт , искусство в общественном пространстве . Одним из первых произведений такого рода, засвидетельствовавших факт возрождения казанской монументально-декоративной скульптуры , стал фонтан «Голуби», установленный в 1996 году на улице Баумана . По мнению критиков, он удачно вписан в атмосферу старинной улицы, органично соответствует исторической среде, располагаясь на центральной оси арки колокольни Богоявленского собора . Фонтан имеет пирамидальную форму, его основой является гранитный бассейн, далее следуют две строгие геометрические чаши, а затем более живописное навершие с бронзовыми голубями. Птицы захвачены в момент взлёта или приземления, едва касаются опоры, в связи с чем кажутся живыми, а сам фонтан производит впечатление воздушности и лёгкости .
В 2005 году Минулина вместе со скульптором А. В. Балашовым и архитектором выступила автором памятника поэту Кул Гали , который был установлен на одной из диагональных аллей парка Тысячелетия , образованного на месте снесённой исторической застройки. Бронзовая четырехметровая фигура поэта стоит на своеобразном валуне в спокойной позе — правая рука прижата к груди, левая держит книгу, лицо его сосредоточено. Поэт монументализирован, его фигура отличается торжественностью и величавостью. Авторам удалось найти точный баланс в трактовке предполагаемого образа Кул Гали, отразить характер его времени, во многом благодаря этнографичности памятника, ощущению подлинности фактур деталей одежды, что было достигнуто живой лепкой .
Очередным творческим достижением Минулиной стал В. И. Качалову , открытый в фойе-атриуме Казанского большого драматического театра его же имени в 2005 году в честь 130-летия артиста . Качалов, вышедший именно в Казани на профессиональную сцену, был изображён скульптором в образе Чацкого , причём Минулина лепила его с артиста . Образ актёра изыскан и элегантен, фигура его в полторы натуры прекрасно поставлена, будучи установленной на высоком постаменте в отдельном зале под световым плафоном. Благодаря сочетанию искусственного и естественного освещения гладкая поверхность бронзы бликует, а отражённый свет придаёт памятнику еще большую парадность и театральность .
В 2006 году на улице Горького у здания «Водоканала» появился памятник водовозу, отсылающий к тем временам, когда в Казани ещё не было водопровода, а доставкой воды занимались вручную на конных повозках, что продолжалось до 1874 года. Скульптурная группа являет собой зарисовку из реальной жизни казанцев прошлого — мужчина-водовоз наполняет девушке вёдра с водой из бочки на телеге, в которую впряжена лошадь. По отзывам критиков, из-за диктата заказчика и недостатка места на обочине транспортной магистрали композиция несколько проигрывает, но всё же получилась доброй и уютной. Скульптуре присущ национальный колорит, в соответствующем стиле выполнены одежда и головные уборы главных героев, а также вёдра для воды. Стараясь заложить в памятник структуру татарской мелодии, Минулина закрепила также колокольчики на дуге упряжки, которые звенят при порыве ветра .
В 2008 году Минулина выступила автором , установленного в сквере на площади Тысячелетия под Казанским кремлём на личные средства и по инициативе президента Республики Татарстан М. Ш. Шаймиева . Прообразом условного Благотворителя послужил реальный казанский меценат А. Г. Галимзянов — он работал возчиком на колхозном рынке и параллельно втайне разводил свиней, продавал их на мясо и с вырученных денег помог нескольким десяткам детских домов. Скульптурная композиция состоит собственно из самого благотворителя, доброго дедушки, который ведёт лошадь с впряжённой в неё телегой и катает детей-детдомовцев. Прижизненный памятник был открыт самим Галимзяновым, хотя он сам смущался этого факта, тогда как Минулина отмечала, что именно эта «скульптура должна заставить задуматься многих из нас», «пробудить в людях чувство милосердия, подвигнуть на благотворительную деятельность» . В 2016 году, после смерти Галимзянова, сквер был назван его именем и благоустроен по проекту архитектора , благодаря чему памятник получил достойное оформление .
В 2017 году вместе с группой своих учеников-скульпторов Минулина воссоздала фонтан в Лядском саду , исчезнувший после революции 1917 года . По проекту реставратора в чаше фонтана расположилась скульптурная группа из пяти фигур, максимально реалистичных и выполненных из бронзы. В центре находится девушка, держащая в руках лавровый венок, вокруг неё расположены четыре одинаковые фигуры девочек с цветами, из которых вода чашу льётся вода. В том же году проект воссоздания фонтана был удостоен Российской национальной премии по ландшафтной архитектуре в номинации «Лучший реализованный объект культурного и исторического наследия» .
В то же время памятник воинам-интернационалистам был демонтирован по обращению ряда ветеранских организаций, отметивших, что тот «уже не учитывает чаяния ветеранов» и «требует дополнения» . Минулина участвовала в новом конкурсе, по победу одержал скульптор со своей группой солдат-автоматчиков , которые затем были установлены на новом месте в парке Победы . В 2018 году на месте памятника афганцам появилась другая работа Минулиной, приуроченная к чемпионату мира по футболу . Композиция «Мальчики, играющие в футбол» состоит из двух бронзовых ребят, один из которых готовится забить мяч, а другой стоит в позе вратаря перед воротами, обозначенными находящимися рядом школьными портфелями .
В числе других работ Минулиной — памятник «Посвящение связистам» в виде телефона у здания компании « Таттелеком » на улице Ершова (2008) ; памятник «Загадки Шурале» на площади перед Татарским государственным академическим театром имени Г. Камала (2011) ; бюст Г. Тукая на одноимённой улице в Анкаре (2011) ; призовая статуэтка VII Казанского международного фестиваля мусульманского кино в виде башни Сююмбике (2011) ; памятник Г. Тукаю в одноимённом парке в Стамбуле (2012) ; памятный знак в честь Т. Ялчыгола в Заинске (2015) ; скульптурная композиция «Ожидание» в память об В. П. Аксёнове в одноимённом саду на улице Чехова (2016) ; памятник С. Максуди в казанском сквере «Стамбул» (2016) ; памятник Р. Яхину в сквере на улице Большая Красная у Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова (2017) ; памятник Х. Такташу на одноимённой улице (2017) ; статуэтка I Качаловского фестиваля в виде миниатюрной копии памятника Качалову (2018) ; памятник А. П. Чехову в Альметьевске (2018) ; бюст на могиле М. Х. Хасанова на Арском кладбище (2019) . Также является автором портретов деятелей татарской культуры, в частности, бюстов М. Джалиля и Н. Жиганова (бронза, 2006) .
Загадки Шурале | Садри Максуди | Габдулла Тукай | Рустем Яхин | Хади Такташ |