Сюняев, Шамиль Рашидович
- 1 year ago
- 0
- 0
Фарит Рашидович Валиуллин ( тат. Фәрит Рәшит улы Вәлиуллин ; род. 24 февраля 1959 , Казань , Татарская АССР , РСФСР , СССР ) — советский и российский художник , живописец , монументалист , мозаичист . Народный художник Республики Татарстан (2021), заслуженный деятель искусств Республики Татарстан (2014). Лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая (2016).
Фарит Рашидович Валиуллин родился 24 февраля 1959 года в Казани . Вырос в Старо-татарской слободе , недалеко от Азимовской мечети , где с детства приобщился к национальному искусству и учился в художественной школе, располагавшейся в бывшей мечети Иске-Таш .
В 1978 году с отличием окончил Казанское художественное училище , где учился у , В. И. Куделькина и З. Ф. Гимаева . В 1986 году окончил монументальное отделение Московского государственного художественного института имени В. И. Сурикова по курсу Ю. К. Королёва . После получения образования по направлению работал художником-монументалистом в художественном фонде Нижнекамска , где в 1987 году стал председателем городской творческой группы художников, а в 1989 году выступил одним из инициаторов и создателей первой частной в Татарстане художественной галереи «Адель» . Также преподавал в художественной школе и подготовил ряд учеников, в дальнейшем ставших талантливыми художниками . В 1998 году переехал в Зеленодольск , где в 2002 году принял участие в организации .
Начал выставляться в 1986 году в Нижнекамске, принимал участие в городских, зональных, всесоюзных и всероссийских выставках . Является членом Союза художников России , был членом правления (2001—2005) . В 2006 году возобновил педагогическую деятельность , был предподавателем рисунка на факультете изобразительного искусства и дизайна Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета , кафедры дизайна и национальных искусств Института филологии и межкультурной коммуникации имени Льва Толстого , ныне является доцентом кафедры татаристики и культуроведения Высшей школы национальной культуры и образования имени Габдуллы Тукая Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета . В 2019 году отметил 60-летний юбилей .
Живёт в Зеленодольске . В 2014 году удостоен звания заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан , в 2016 году получил Государственную премию Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая , а в 2021 году стал народным художником Республики Татарстан . Значительное внимание уделяет сохранению исторической памяти татарского народа, в частности, путём популяризации живописи на тему Золотой Орды . Активно высказывается на темы сохранения историко-архитектурного наследия Казани , в частности, выступал в защиту мозаики на фасаде торгового центра «Тюбетейка» .
В начале своего творческого пути исполнил росписи детского сада в Набережных Челнах (1985), столовой и фойе школы № 1 в Камских Полянах (1985—1988) . В тот же период оформил росписями на тему Сабантуя интерьеры читального зала библиотеки Дворца культуры Менделеевска , выполнил мозаику для архитектурного комплекса «Памяти Тукая» со скульптурой Б. Урманче и фигурами персонажей из сказок поэта в больничном городке Нижнекамска, там же участвовал в оформлении вестибюля среднего профессионально-технического училища, создал сграффито «Памяти погибших в Афганистане», а также «Детство» на фасаде школы совхоза «Майские Зори» . Одной из важнейших работ Валиуллина является оформление мозаикой из смальты купола и сводов потолка молельного зала мечети « Кул-Шариф » (2005, арх. А. Г. Саттаров , совместно с Р. А. Кильдибековым ) , также руководил работами по восстановлению сграффито «Казань — столица Советской Татарии» на торцовой стене здания Казанского пригородного вокзала (2005, при участии и ) .
В дальнейшем принял участие в создании художественно-пространственной экспозиционной инсталляции «Болгарская цивилизация. Дорога длиною в тысячелетия» для экспозиции в Болгаре (2010) , где стал автором художественного воспроизведения карт державы Хунну , Тюркского каганата , Великой Болгарии , Хазарии , Болгарского царства , второго Болгарского царства , Казанского ханства , династической таблицы правителей Волжской Булгарии , потомков Чингисхана . Также выступил автором мозаичного панно «Утверждение булгарами ислама» (2012, 2 x 6 м ) в интерьере Памятного знака в честь принятия ислама волжскими булгарами , где изобразил встречу Алмуш-хана и вождей булгарских племен с посланником халифа Аль-Муктадира — Ибн Фадланом .
В живописных произведениях Валиуллин фокусируется на историческом материале, отображая истоки духовной жизни татарского народа . Его творчество всецело посвящено родной земле, тут и многоликая Казань, так и древние столицы Волжской Булгарии . Мир полотен художника наполнен лёгкими нотками грусти и непостижимой глубиной, выражающейся в приглушённом колорите красок . Вместе с тем, картины Валиуллина критикой оцениваются как многоцветные фрески, в чём видно влияние его прежней творческой работы как монументалиста , привыкшего к работе с крупными формами . Также он любит писать пейзажи, запечатлевая в них измененчивость природы .
Меня с детства воспитывали в религии. Когда человек растет в такой атмосфере, он приобщается к некой системе, внутренней дисциплине. Нельзя делать что-то спустя рукава, чтобы побыстрее отвязаться. В дело необходимо вкладывать душу. С возрастом я приучил себя, что нужно систематизировать свой день. Я знаю, что нужно встать рано утром, чтобы пойти работать в мастерскую. Каждый должен себя мотивировать. Муза… она к ленивому не придет. Фарит Валиуллин, 2019 год .