Сафин, Ленар Ринатович
- 1 year ago
- 0
- 0
Факиль Миннемухамметович Сафин ( тат. Факил Минңемөхәммәт улы Сафин , псевдоним — Факиль Амак ( тат. Факил Әмәк ); род. 2 января 1954 , Амикеево , Муслюмовский район , Татарская АССР , РСФСР , СССР ) — советский и российский татарский писатель , поэт , журналист . Кандидат филологических наук (2007). Лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая (2021).
Факиль Миннемухамметович Сафин родился 2 января 1954 года в деревне Амикеево Муслюмовского района Татарской АССР . Со стороны отца Миннемухаммета и матери Нурсании имел в роду видных татарских интеллектуалов, в том числе мулл .
С ранних лет интересовался литературой. Во время учёбы в пятом классе начал писать стихи, в основном, эпиграммы . В школьные годы летом-осенью вместе со сверстниками работал в колхозе , в частности, грузчиком, пастухом, комбайнёром. После окончания средней школы в деревне Кубяково , выучился на водителя в Мензелинске , а затем устроился механизатором в колхоз. В 1972—1974 годах служил в Советской армии на Дальнем Востоке , у границы с Китаем . Имеет воинское звание майора запаса . После прохождения военной службы устроился секретарём комсомольской организации совхоза села Михайловка , а через некоторое время был назначен на должность директора дома культуры в селе Старые Карамалы . Вскоре, с целью получить высшее образование переехал в Казань .
В 1975 году поступил на историко-филологический факультет Казанского государственного университета имени В. И. Ленина , который окончил в 1981 году . Учился у М. С. Магдеева . Дальнейшую свою профессиональную деятельность связал со сферой образования и трудился в школах Муслюмовского района . Сначала устроился учителем в селе Октябрь , затем преподавал историю, татарскую литературу и военную подготовку в родной деревне Амикеево . В 1981 году был назначен директором Октябрьской школы, а через несколько лет стал директором средней школы в деревне Татарское Булярово .
В 1984 году переехал в Набережные Челны , где устроился слесарем-сборщиком главного конвейера на автосборочный завод производственного объединения « КамАЗ », впоследствии дослужившись до бригадира, а затем и мастера . В 1988 году по приглашению отдела образования Автозаводского района Набережных Челнов устроился учителем, в частности, работал в городских школах № 24 и № 18. Преподавал историю, был одним из первых челнинских педагогов, приступивших к обучению русскоязычных детей новому предмету под названием «История, литература, культура татарского народа» . Стоял у истоков создания газеты « », в которой работал заместителем главного редактора (1990—1991), а также редактором отдела и ответственным редактором (1991—1995). С 1991 года также трудился в редакции татарских программ на радио «КамАЗа». Также принял участие в организации журнал « », где являлся редактором отдела прозы и поэзии (1991—1993), ответственным секретарём (1993—1995) . В 1996 году стал членом Союза писателей Республики Татарстан .
В 1995 году по предложению городского управления образования вернулся к педагогической работе и стал преподавателем литературы в . В связи с необходимостью внедрения новых технологий и подходов в сфере образования Сафин по поручению руководства города организовал издание соответствующего научно-методического издания под названием « », главным редактором которого он являлся в 1996—1999 годах . В 2000 году был приглашён в Казань на должность заведующего отделом журнала « Казан утлары » . В 1999–2002 годах был руководителем литературно-творческого объединения «Ләйсән», внеся большой вклад в дело воспитания молодых литераторов . В 2001 году по поручению руководства города и Набережночелнинского отдела Союза писателей Республики Татарстан Сафину было предложено возглавить работу по созданию нового общественного литературно-художественного журнала, названного « », пост главного редактора которого он занимал в 2001—2005 годах .
В 2005 году на XV курултае писателей Татарстана был избран на посты члена правления и заместителя председателя Союза писателей РТ, которые занимал до 2006 года . Участник национального движения , внёс значительный вклад в развитие татарской культуры и татарского языка в Набережных Челнах , в частности, выступал против закрытия библиотеки «КамАЗа» . В 2006—2010 годах являлся руководителем регионального научно-методического центра духовного наследия при управлении образования городской администрации . В 2010—2019 годах занимал должность главного редактора татарской газеты для детей «Көмеш кыңгырау», созданной по его инициативе ещё в 1993 году . Также являлся заместителем председателя , директором филиала « » . В 2015 году стал председателем Набережночелнинского отделения Союза писателей РТ , самого большого в республике . В том же году был введён в состав топонимической комиссии Набережных Челнов . В 2022году избран главой набережночелнинского отделения Всемирного конгресса татар вместо ушедшего в отставку .
Литературный псевдоним — Факиль Амак ( тат. Факил Әмәк ), по названию родной деревни . Начал публиковаться после окончания средней школы в начале 1970-х годов, первые стихи были размещены на страницах районной газеты . На регулярной основе стал печататься под псевдонимом в 1990-х годах со стихами и рассказами в ежедневной прессе Набережных Челнов, а затем на страницах газет и журналов Казани .
В большую литературу пришёл с повестью «Соңгы көз» («Последняя осень», 1992), написанной ещё в 1988 году. В данном произведении на примере председателя колхоза показан процесс освобождения человека от характерных для тоталитарного общества иллюзий . Уже своей первой работой привлёк внимание читателей, которые буквально подчистую сметали книги с магазинных полок и передавали их из рук в руки . В сборнике рассказов «Гөлҗиһан» («Гульджихан», 1998) говорится о сострадании и милосердии. В одноимённой повести, ставшей одним из самых популярных произведений в татарской литературе последних двадцати лет, со всеми невзгодами и надеждами рассказана жизнь татарки Гульджихан, в образе которой прослеживается судьба татарского народа . В романе «Биек тауның башларында» («На вершине высоких гор», 1998) одним из первых в татарской литературе обратился к теме вооружённого конфликта между Чеченской Республикой и Российской Федерацией в конце XX века, обратившись к жизни сельской глубинки и акцентировав своё внимание на молодых людях, оказавшихся в самом эпицентре войны . В дальнейшем выпустил роман-трилогию «Саташып аткан таң» («Заблудившийся рассвет», 2003), рассказывающий о 1917—1938 годах и ставший первым произведением такого рода в истории постсоветской татарской литературы. Основанный на результатах изучения богатого документального материала послереволюционных годов , гражданской войны , голода , коллективизации и репрессий , роман повествует о последних двадцати годах жизни А. М. Давлетьярова , казнённого председателя Совета народных комиссаров Татарской АССР . Главные герои романа «Шәүлә» («Тень», 2008) также становятся жертвой необоснованных репрессий .
Проявил себя и в качестве поэта. Основной темой сборников стихов «Тузганак чәчәге» («Цветов одуванчика», 1994), «Сәфәр» («Путешествие», 2002), «Галәм күзе» («Вселенское око», 2011) являются раздумья о судьбах татарского народа в XX—XXI веках. По отзывам критиков, стихотворения отличаются философско-публицистическими размышлениями, единством мысли и чувства, тонким лиризмом, богатством аллегорической образности, умением автора обозначить свою гражданскую позицию, взгляд на мирские страдания . Уже с первого сборника стихотворения Сафина получили высокую оценку критиков благодаря проводящейся в них философской мысли, дополняющей и развивающей социально-политическое содержание, в частности, касательно высказываний о свободе наций и народов . Во втором же сборнике, отмеченном влиянием импрессионизма , модернизма , символизма , наиболее полное развитие получили идеи романтизма . Подобно , Сафин размышляет об исполнении человеком своего предназначения, попытках познать заведомо непознаваемый мир, приблизиться к божественному — такие его стихотворения наполнены различными символическими образами, вдобавок к большому вниманию к музыкальному строю самого стиха . С третьего сборника на первое место в творчестве Сафина выходит , его лирический герой одновременно выступает как гражданин, представитель нации, переживая которого по сути представляют собой детерминированные социально-политические обстоятельства . Поэт посредством своего героя высказывает мысли о том, что смыслом жизни является служение своей нации, каждый человек может быть полезен своему народу , а также поднимает «тёмные» страницы прошлого и проблемы нынешней действительности посредством сарказма и иронии . Так же свободно Сафин владеет различными стихотворными жанрами, как то поэма , баллада , басня ; особо критикой отмечаются его сонеты , объединённые в венок , который наследует классическим поэтическим традиция как по форме, так и по содержанию, будучи посвящённым размышлениям об общечеловеческих законах бытия .
Также Сафин занимается переводами современной детской литературы на татарский язык и сам является автором ряда детских книг, из которых критиками выделяются сборники «Ак канатлы йолдызлар» («Белокрылые звёзды», 1997) и «Ләлә белән Арыслан» («Ляля и Арслан», 2005) . Работы Сафина переводятся на русский язык . Известен как композитор - любитель , активно работает в области песенно-музыкального творчества, будучи автором мелодий к более чем двумстам песен . Написал множество публицистических, критических и научно-исследовательских статей по творчеству ряда писателей и поэтов, в том числе , , М. Аглямова , . В 2007 году получил учёную степень кандидата филологических наук , защитив в Казанском университете диссертацию на тему «Художественный мир поэзии Кадыйра Сибгатуллина» . В 2017 , 2020 , 2021 годах номинировался на получение Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая . Выдвигался Союзом писателей РТ . В 2021 году удостоился премии за роман-трилогию «Заблудившийся рассвет» и повесть «Гульджихан» .
Жена — Лайсира Абузаровна .