Interested Article - Экспрессионизм (литература)

Первое издание романа Кафки « Замок »

Под экспрессионизмом применительно к литературе понимают целый комплекс течений и направлений в рамках европейского модернизма начала XX века . Часто речь ведут о немецком экспрессионизме , так как экспрессионизм стал господствующим литературным течением именно в немецкоязычных странах — Германии и Австрии .

К экспрессионизму относится творчество немецкоязычной « пражской школы ». Пражских писателей ( Франц Кафка , Густав Майринк , Лео Перуц , Альфред Кубин , , а также Карел Чапек ) при всей несхожести их творческих установок объединяет интерес к ситуациям абсурдной клаустрофобии , фантастическим сновидениям, галлюцинациям [ источник не указан 3954 дня ] . Отдельные писатели-экспрессионисты работали и в других европейских странах — России ( Л. Андреев , Е. Замятин ), Польше ( Т. Мичинский ) и др.

В качестве оригинальных течений в недрах литературного экспрессионизма некоторые специалисты рассматривают французский дадаизм и советскую группу ОБЭРИУ . В то же время многие литературоведы считают их самостоятельными литературными направлениями.

Немецкий и австрийский экспрессионизм

В немецком литературоведении выделяется понятие «экспрессионистского десятилетия» : 1914 1924 годы . Это время наибольшего расцвета этого литературного направления. Хотя его периодизация, как и четкое определение самого понятия «экспрессионизм», до сих пор остается достаточно условной [ источник не указан 3954 дня ] .

Вообще, это направление в литературе в основном связывают с деятельностью немецкоязычных авторов довоенного времени. В Германии центром движения был Берлин (хотя были отдельные группы в Дрездене и Гамбурге ), в Австро-Венгрии Вена . В других странах литературный экспрессионизм так или иначе развивался под прямым или косвенным влиянием немецкоязычных литератур [ источник не указан 3954 дня ] .

В Германии и Австрии это направление приобрело огромный масштаб. Так, «Справочник авторов и книг экспрессионизма» П. Раабе приводит имена 347 авторов . В предисловии его автор характеризует экспрессионизм как «повальное явление, редкое для Германии», «общенемецкое духовное движение» такой мощи и притягательности, что «нигде и не брезжило какое-то контрдвижение или противодействие» . Это позволяет исследователям говорить о том, что глубина этого литературного явления до сих пор не исчерпана до конца:

«На слуху и в работе одни и те же тексты и имена каноничных авторов: Тракль, Бенн, Гейм, Штрамм, Бехер, Верфель, Штадлер, Ласкер-Шюлер, Кафка, Дёблин, Кайзер, Барлах, Зорге, Толлер, ван Годдис, Лихтенштейн, Цех, Рубинер, Леонгард, Лёрке. Пожалуй, все. Остальных принято называть poetae minores. А среди них оказываются замечательно талантливые авторы, которые остаются вне сферы российского экспрессионизмоведения: Ф. Хардекопф, Э. В. Лоц, П. Больдт, Г. Эренбаум-Дегеле, В. Рунге, К. Адлер, Ф. Яновиц — это только ближний круг, а есть ещё десятки авторов замечательных экспрессионистских антологий, серии „Судный день“ („Der jungste Tag“), сотен других периодических изданий…»

Ранний экспрессионизм (до 1914 года)

Георг Гейм

Предвоенное время ( 1910 1914 ) рассматривается как период «раннего экспрессионизма» ( нем. «Der Frühexpressionismus» ), связанный с началом деятельности первых экспрессионистских журналов ( « Der Sturm », « Die Aktion » ) и клубов Неопатетическое кабаре », «Кабаре Гну» ). В основном, это связано с тем, что в это время сам термин ещё не прижился. Вместо него оперировали различными дефинициями: « Новый пафос » ( Стефан Цвейг ), « Активизм » ( Курт Хиллер ) и др. Авторы этого времени не называли себя экспрессионистами, и были причислены к ним лишь позднее [ источник не указан 3954 дня ] .

Первым печатным органом экспрессионистов стал журнал « Der Sturm » , издававшийся Гервартом Вальденом в 1910 1932 годах . Через год появился журнал « Die Aktion » , в котором в основном печатались произведения «левых» экспрессионистов, близких по духу к социализму и хиллеровскому « активизму ». В одном из первых номеров « Die Aktion » в 1911 году было опубликовано программное экспрессионистское стихотворение Якоба ван Годдиса «Конец света» ( нем. «Weltende» ), принесшее его автору широкую известность. В нём отразились эсхатологические мотивы, характерные для экспрессионизма, предрекавшего скорую гибель мещанской цивилизации [ источник не указан 3954 дня ] .

Раннеэкспрессионистские авторы испытывали различные влияния. Для одних источником стал творчески переосмысленный французский и немецкий символизм ( Готфрид Бенн , Георг Тракль , Георг Гейм ), в особенности Артюр Рембо и Шарль Бодлер . Других вдохновляло барокко и романтизм . Общим для всех было сосредоточенное внимание к реальной жизни, но не в её реалистическом, натуралистическом понимании, а в плане философских основ. Легендарный лозунг экспрессионистов: «Не падающий камень, а закон тяготения» [ источник не указан 3954 дня ] .

Помимо журналов, на раннем этапе появились и первые творческие объединения экспрессионистов: « Новый клуб » и связанное с ним « Неопатетическое кабаре », а также «Кабаре Гну». Наиболее крупными фигурами этого периода являются Георг Гейм , Якоб ван Годдис и Курт Хиллер .

«Раннеэкспрессионистские журналы и авторы, такие как Гейм , Ван Годдис , Тракль и Штадлер столь же мало осознавали себя экспрессионистами, как позже Штрамм или Газенклевер . В литературных кругах перед Первой мировой войной курсировали такие синонимы как „юные берлинцы“, „ “, „молодая литература“. Кроме того, к молодые прогрессивные движения относили к „ футуризму “. Хиллер выдал в качестве нового пароля „ активизм “. В противоположность этому иностранный термин „экспрессионизм“ внушает мысль о единстве стиля эпохи или эстетических программ и все же служит собирательным обозначением для разнообразных авангардистских движений и литературных техник, чья главная особенность лежит в их полемической заостренности: антитрадиционализме, антиреализме и антипсихологизме» .

Одна из характерных особенностей раннего экспрессионизма — его пророческий пафос, в наибольшей мере воплотившийся в произведениях Георга Гейма , погибшего в результате несчастного случая за два года до начала Первой мировой войны . В стихотворениях «Война» и «Грядет большое умиранье…» , навеянных событиями Марокканского кризиса , позже многие видели предсказания будущей европейской войны. Кроме того, вскоре после его смерти были обнаружены дневники поэта, в которых он записывал свои сны. Одна из этих записей практически точно описывает его собственную смерть .

В Австрии наиболее крупной фигурой был Георг Тракль . Стихотворное наследие Тракля невелико по объёму, но оказало значительное влияние на развитие немецкоязычной поэзии. Трагическое мироощущение, пронизывающее стихи поэта, символическая усложнённость образов, эмоциональная насыщенность и суггестивная сила стиха, обращение к темам смерти , распада и деградации позволяют причислить Тракля к экспрессионистам , хотя сам он формально не принадлежал ни к одной поэтической группировке [ источник не указан 3954 дня ] .

«Экспрессионистское десятилетие» (1914—1924)

Журнал « Die Aktion » (1914)

Временем расцвета литературного экспрессионизма считаются 1914 1924 годы . В это время в этом направлении работали Готфрид Бенн , Франц Верфель , Альберт Эренштейн и др.

Важное место в этот период занимают «фронтовые стихи» ( Иван Голль , Август Штрамм и др.). Массовая гибель людей привела к всплеску пацифистских тенденций в экспрессионизме ( Курт Хиллер , Альберт Эренштейн ) [ источник не указан 3954 дня ] .

В 1919 году выходит знаменитая антология « Сумерки человечества » ( нем. «Die Menschheitsdämmerung» ), в которой издатель Курт Пинтус под одной обложкой собрал лучших представителей этого направления. Впоследствии антология стала классической; в XX веке она переиздавалась несколько десятков раз [ источник не указан 3954 дня ] .

Становится популярным политически окрашенный «левый» экспрессионизм ( Эрнст Толлер , Эрнст Барлах ). В это время экспрессионисты начинают осознавать своё единство. Возникают новые группы, продолжают издаваться экспрессионистские журналы и даже одна газета ( «Die Brücke» ). Курт Хиллер становится во главе «левого» крыла. Он печатает ежегодники «Цель» ( нем. «Ziel-Jahrbücher» ), в которых обсуждается послевоенное будущее [ источник не указан 3954 дня ] .

Некоторые исследователи экспрессионизма выступают против его деления на «левый» и «правый». Кроме того, в последнее время наметилась переоценка значения ранних этапов развития экспрессионизма. Например, Н. В. Пестова пишет:

«Повышенное внимание к политическому аспекту экспрессионизма со стороны исследователей объяснялось скорее попытками его реабилитации после Второй мировой войны (в которых он вряд ли нуждался) и общей тенденцией политизации и идеологизации экспрессионистского искусства. Не оправдывает себя и не подтверждается поэтической практикой деление экспрессионизма на левый и правый» .

В России и СССР

В русской литературе тенденции экспрессионизма проявились в творчестве Леонида Андреева .

Новые тенденции появились после революции,

История русского экспрессионизма как литературного течения охватывает деятельность группы экспрессионистов (1919—1922) Ипполита Соколова, объединения «Московский Парнас» (1922) Бориса Лапина и эмоционалистов (1921—1925) Михаила Кузмина .

В то время Ипполит Соколов (1902—1974) объявляет о создании новой литературной группы которая будет «значительно левее футуристов и имажинистов». Основной задачей считалось объединение всех ветвей футуризма.

«…в Москве 20-х годов была группа поэтов, открыто называвших себя экспрессионистами. У истоков её стоял Ипполит Соколов, выпустивший в 1919 году книгу под названием „Бунт экспрессионизма“. В ней содержался манифест под названием „Хартия экспрессиониста“: Соколов выступал против имажинизма и футуризма, выдвигая ему на смену только „максимум экспрессии“ и „динамику восприятия и мышления“.»

К весне 1920 года вокруг Соколова образовалась группа, в которую на разных этапах входили Борис Земенков , (Гурий Александрович Сидоров-Окский (1899—1967)), Сергей Спасский , Борис Лапин, Евгений Габрилович .

Также Анна Радлова входила в группу эмоционалистов, возглавлявшуюся Михаилом Кузминым в начале двадцатых годов.

Тенденции экспрессионизма проявились и в творчестве Евгения Замятина .

Позднее русский экспрессионизм в значительной степени повлиял на развитие групп ничевоков и обэриутов .

Польский экспрессионизм

Зенон Косидовский

В польской литературе, как и в Европе вообще, экспрессионистские тенденции проявились ещё до того, как были сформулированы теоретические основы этого течения. В этом ключе писали представители неоромантической « Молодой Польши » ( Тадеуш Мичинский ), а элементы экспрессионистской поэтики можно обнаружить у Станислава Пшибышевского и Вацлава Берента . Окончательно польский экспрессионизм оформился после Первой мировой войны .

В 1917 году писатель Ежи Хулевич начал издавать журнал «Родник» ( польск. «Zdrój» , выходил до 1922 года ). У него не было четкой литературной программы, но сам характер публиковавшихся материалов имел признаки зарождающегося нового течения. Идеи экспрессионизма также высказывал в своих статьях Пшибышевский ( «Около экспрессионизма», «Экспрессионизм», «Словаки и генезис духа» ). В 1918 году группа молодых писателей и поэтов, назвавшаяся « Бунт » , устроила выставку в Познани , одновременно опубликовав в качестве приложения к «Роднику» так называемую «Тетрадь Бунта» ( польск. «Zeszyt Buntu» ). В ней опубликовались: Владислав Скотарек, Август Замойский, Зенон Косидовский и др. С этого момента «Родник» стал все более последовательно придерживаться экспрессионистской программы. В особенности это касалось текстов Яна Стура и Зенона Косидовского. Из-за финансовых проблем журнал был закрыт. После этого экспрессионистское движение в Польше постепенно сошло на нет, лишь иногда проявляя себя в отдельных случайных публикациях.

Экспрессионизм в других европейских странах

Гео Милев , Автопортрет

Литераторы-экспрессионисты

См. также

Примечания

  1. « » — статья в Малой советской энциклопедии ; 2 издание; 1937—1947 гг.
  2. // Энциклопедический словарь Гранат : В 58 томах. — М. , 1910—1948.
  3. Raabe P. Die Autoren und Bücher des literarischen Expressionismus. Ein bibliographisches Handbuch. 2. verbess. Aufl. Stuttgart, 1992.
  4. Там же.
  5. Н. В. Пестова . от 4 декабря 2009 на Wayback Machine (Текст доклада в РГГУ, 27-29 ноября 2003 г.)
  6. Reallexikon der deutschen Literaturwissenschaft . Bd. 1: A-G. — Berlin: Walter de Gruyter, 1997. — S.551
  7. Heym G. от 4 марта 2016 на Wayback Machine (Bibliotheca Augustana) (нем.)
  8. Вера Терехина, от 11 декабря 2014 на Wayback Machine Журнальный зал в РЖ, «Русский журнал» («Арион» 1998, № 1)
  9. Юлиана Полякова, от 10 декабря 2014 на Wayback Machine ©П · #11 [2009]

Литература

  • Борев Ю. Б. Экспрессионизм: Отчуждённый человек во враждебном мире // Теория литературы. Т. IV: Литературный процесс. М., 2001.
  • Германский Орфей. Поэты Германии и Австрии XVIII—XX веков / Пер. Г. Ратгауз. М, 1993.
  • Дранов А. В. Поэзия экспрессионизма (к вопросу о методе). М.: МГУ, 1980.
  • Дранов А. В. Немецкий экспрессионизм и проблема метода. Автореф. дис. … канд. филол. наук. М.: МГУ, 1980.
  • Кобарева Н. П. Декаданс. Модернизм // Основы литературоведения / Под ред. В. П. Мещерякова. М., 2000.
  • Маркин А. В. О книге «Вечный день» // Георг Гейм. Вечный день. Umbra vitae. Небесная трагедия. М., 2002.
  • Микрина Е. А. Структура образа в поэзии раннего немецкого экспрессионизма: Автореф. дис. … канд. филол. наук. М.: РГГУ, 2001.
  • Недошивин Г. Проблема экспрессионизма // Экспрессионизм: Сб. ст.: Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Кино / Под ред. Г. Недошивина. М., 1966.
  • Нейштадт В. И. Чужая лира. М.; Пг., 1923.
  • Никольская Т. Л. К вопросу о русском экспрессионизме // Тыняновский сборник: Четвёртые Тыняновские чтения . Рига, 1990.
  • Павлова Н. С. Предисловие // Экспрессионизм: Сборник / Сост. Н. С. Павлова. М., 1986.
  • Павлова Н. С. Экспрессионизм // Зарубежная литература XX века: Учеб. для вузов / Сост. Л. Г. Андреев, А. В. Карельский, Н. С. Павлова и др. 2-ое изд., испр. и доп. М., 2001.
  • Пестова Н. В. Лирика немецкого экспрессионизма: Профили чужести. Екатеринбург, 1999.
  • Пестова Н. В. Немецкий литературный экспрессионизм: Учебное пособие по зарубежной литературе: первая четверть XX века. Екатеринбург, 2004.
  • Попов М. Н. Некоторые стилистические особенности языка немецкой экспрессионистской драмы. Дис. … канд. филол. наук. М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 1977.
  • Сироткин Н. С. Поэзия русского и немецкого авангарда с точки зрения семиотики Ч. С. Пирса: Дис. … канд. филол. наук. Челябинск, 2003.
  • Терехина В. Н. Бедекер по русскому экспрессионизму // Арион. 1998. № 1.
  • Тимралиева Ю. Г. Сравнение в лирике немецкого экспрессионизма // Проблемы филологии и методики преподавания иностранного языка. Вып. 4. М., 2000.
  • Толмачев В. М. Экспрессионизм: Конец фаустовского человека: Послесловие // Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Театр. Кино. Музыка / Сост. Л. Ришар; Пер. с фр. М., 2003.
  • Топоров В. Л. Поэзия эпохи перемен // Сумерки человечества: Лирика немецкого экспрессионизма / Сост. В. Л. Топоров, А. К. Славинская; Вступ. ст. В. Л. Топорова. М., 1990.
  • Экспрессионизм: Сб. ст. / Под ред. Е. М. Браудо и Н. Э. Радлова. Пг.; М., 1923.

Ссылки

  • (нем.)
  • (польск.) .
Источник —

Same as Экспрессионизм (литература)