Штрафной и свободный удары (футбол)
- 1 year ago
- 0
- 0
Свободный стих , верли́бр ( фр. vers libre ) — в разной степени свободный от жёсткой рифмометрической композиции стих , занявший довольно широкую нишу в западной, в частности — англоязычной , поэзии XX века. Это тип стихосложения, для которого характерен последовательный отказ от всех «вторичных признаков» стиховой речи: рифмы, слогового метра, изотонии и изосиллабизма (равенства строк по числу ударений или слогов) и регулярной строфики .
Вопреки распространённому мнению, свободное стихосложение не является новейшим изобретением , имея, наравне с рифмометрическим, корни в дописьменном поэтическом творчестве, эпосе, исторических песнях , хотя и не является прямым продолжением дописьменных традиций . Тем не менее, для многих национальных стихотворных традиций верлибр стал основным способом выражения поэтического авангарда .
Верлибр как литературное направление отстаивали французские поэты- символисты Гюстав Кан и Реми де Гурмон . Современный верлибр также многим обязан таким поэтам XIX века , как Фридрих Гёльдерлин , Уолт Уитмен , Стивен Крейн , Артюр Рембо , Жюль Лафорг и др. В начале XX века он был избран в качестве основного метода многими англоязычными поэтами, в частности, представителями имажизма ; Ричард Олдингтон в предисловии к антологии имажизма (1915) писал:
Мы не настаиваем на том, что верлибр — единственный метод написания поэзии. Но мы отстаиваем право и свободу поэтов писать таким образом.
Томас Элиот писал :
Автор верлибра свободен во всём, если не считать необходимости создавать хорошие стихи.
Владимир Бурич писал о свободном стихе :
В противоположность конвенциональным стихам (то есть стихам, имеющим такие обязательные признаки, как метр и рифма или хотя бы один из них), которые стихами записываются для выделения метрического ряда и удобства отыскания рифмы глазами, свободные стихи записываются стихами для выявления оттенков интонации, смысла, для подтверждения или обмана читательского ожидания (существует такой психологический феномен). С точки зрения эстетической конвенциональные стихи являются конкретным выражением категории искусственности (не следует вкладывать в это слово негативный смысл), а свободные стихи — эстетической категории естественности.
В 2007 году Максим Амелин опубликовал в журнале « Арион » нерифмованный диптих Михаила Собакина «Благополучное соединение свойств…» (1738), посвящённый императрице Анне Иоанновне . В сопроводительной статье Максим Амелин называет этот текст первым образцом русского верлибра . Теоретик литературы Юрий Орлицкий указал, что «Собакин вряд ли понимал, что пишет свободным стихом», и то, что он написал, в те времена «скорее воспринималось как проза» .
Свободный стих как таковой был впервые упомянут в русских литературных источниках в XVIII веке Антиохом Кантемиром в его «Письме к приятелю о сложении стихов русских» , где также были заложены основы теоретического анализа свободного стиха и возможностей его адаптации в русской поэзии. Однако занял место в русской поэзии он лишь в начале XX века, когда со свободным стихом экспериментировали поэты Михаил Кузмин , Сергей Нельдихен и др.
Несмотря на всё это, в российской критике споры о месте верлибра в русской поэзии не утихают. Достаточно показательна, например, статья Кирилла Анкудинова в « Литературной газете » (2017) «Наблюдать умирание ремёсел». По его мнению, «в верлибре слово может быть „носителем информации“ плюс образом; однако поэзия помнит о том, что была синкретическим искусством, и слово — нота или сочетание нот незримой партитуры стиха (попытайтесь пропеть верлибр). … Поэтическая индивидуальность обеспечивается просодией, то есть звучанием стиха; верлибр умерщвляет просодию; лирическое слово в верлибре, вместо того, чтобы держаться на просодической волне, или идёт камнем ко дну прозы, или прицепляет к себе воздушный шар приторной образности» .
С другой стороны, Дмитрий Чернышев определяет верлибр как высшее достижение литературы со времён «ритмической речи богов» .
Понятия «верлибр» и «свободный стих» повсеместно употреблялись в одном значении, начиная с 1909 года, о чём свидетельствует «Международная анкета о свободном стихе», проведенная одним из основателем футуризма Ф. Т. Маринетти . Советские стиховеды понятия «свободный стих» и «верлибр» использовали в качестве абсолютных синонимов ( А. Квятковский ) . Однако в процессе развития русского верлибра в конце 20 и начале 21 века возникло множество споров вокруг проблемы так называемого свободного стиха и верлибра. В. Бурич предложил стиховедам отказаться от термина «верлибр» (фр. — vers libre), как не вполне точного .
Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовнёй.
Она немедленно уронила на пол
Толстый том художественного журнала,
И сейчас же стало казаться,
Что в моей большой комнате
Очень мало места.
Всё это было немножко досадно
И довольно нелепо.
Впрочем, она захотела,
Чтобы я читал ей вслух Макбета.
Едва дойдя до пузырей земли,
О которых я не могу говорить без волнения,
Я заметил, что она тоже волнуется
И внимательно смотрит в окно.
Оказалось, что большой пёстрый кот
С трудом лепится по краю крыши,
Подстерегая целующихся голубей.
Я рассердился больше всего на то,
Что целовались не мы, а голуби,
И что прошли времена Паоло и Франчески.
6 февраля 1908
Александр Блок