Гнёздовский идол
- 1 year ago
- 0
- 0
И́дол ( греч. εἴδωλον , др.-рус. идолъ ; также, кумир, фантом , истукан ) — материальный предмет , который служит объектом религиозного поклонения и магических действий. В представлениях поклоняющихся — изображает (замещает) божество , вмещает его или сам является им .
Идолы известны с эпохи палеолита (в частности, палеолитические венеры ) . Культ идола — идолопоклонство — известен с древности .
В переносном смысле идолом называется предмет особенного, слепого, безрассудного поклонения .
Слово заимствовано из старославянского языка , в который, в свою очередь, попало из греческого языка; др.-греч. εἴδωλον ( eidōlon ) первоначально означало «изображение», затем — «такое изображение, которому поклоняются» . В частности, «идол» ( церк.-слав. iдѡлы ) упоминается в Библии ( Быт. )
Слово идол также имеет этимологические связи со словом eidos ( эйдос , идея ).
Обычно термин используется для обозначения скульптурных изображений, ростовых или фрагментарных (погрудных, головы́). Также идолы могут представлять собой плоскостные изображения лица (личина, маска). Идолы могут быть как небольших, так и монументальных размеров; являться навершиями шестов, жезлов , частью одежды (нагрудные украшения, маски) .
Идолы могут составлять часть архитектурной композиции, чаще всего располагаясь в центре огороженного пространства, такого как святилище, храм, на противоположной от входа стороне, перед входом или на фронтальной части. Нередко идолы располагаются в специальных нишах, ящиках и др.
Как формы идолов некоторые авторы могут рассматривать христианские иконы , распятие и т. п.
Демокрит стремился к объяснению чувственного восприятия как истечения мельчайших частиц (eidola) от воспринимаемого объекта. Эта теория и термин «idolum» имели известность в позднем Средневековье , когда они были связываны с «второсортным», неполноценным знанием .
В переносном смысле идол означает относительные и ограниченные идеи и принципы, которым ошибочно придаётся абсолютное значение. С этим связан условный смысл, в котором термин идол употреблял Фрэнсис Бэкон для обозначения предрассудков и иррациональных склонностей, которые мешают истинному познанию ( лат. idola tribus , idola specus , idola fori , idola theatri ) : большое распространение получило употребление термина идол Бэконом в « Новом органоне » для обозначения четырёх главных источников ошибок, распространённых в философии и науке. Предложенная им типология заблуждений человеческого ума (идол разума) включает: «призраки» рода, имеющие своим основанием саму природу человека; «призраки» пещеры, заблуждения конкретного человека или группы, которые обусловлены «малым миром», «пещерой» индивида или группы; «призраки» рынка, возникающие при взаимном общении людей; призраки театра, «которые вселились в души людей из разных догматов философии, а также из превратных законов доказательств». К последним «призракам» он относил, в частности, софистику, крайний эмпиризм , взамен полноценных обобщений дающие поверхностные, невежественные суждения, и суеверие .