Штеппа, Константин Феодосьевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Фе́ликс Феодо́сьевич Кузнецо́в ( 22 февраля 1931 , дер. Маныловица , Северный край — 15 октября 2016 , Москва ) — советский и российский литературовед , литературный критик , специалист в области истории русской и советской литературы . Член-корреспондент АН СССР с 23 декабря 1987 года по Отделению литературы и языка (литературоведение). Лауреат Государственной премии РСФСР имени М. Горького (1978).
Родился в семье сельских учителей, выходцев из крестьян. После Великой Отечественной войны отец, Феодосий Федорович Кузнецов (1907—2003), заслуженный учитель РСФСР , долгие годы был директором Тотемской средней школы. Мать, Ульяна Ивановна (1905—1997), — учитель начальных классов.
Учился на экономическом факультете МГИМО (1948—1949), окончил факультет журналистики МГУ (1953, первый выпуск), затем аспирантуру там же (научный руководитель доцент Ефим Степанович Ухалов).
Член КПСС с 1958 года . В том же году по предложению С. С. Смирнова вошёл в состав редколлегии « Литературной газеты », заведовал сперва отделом критики, затем отделом литературы. В «Литературной газете» опубликовал свою программную статью «Четвёртое поколение» о молодых авторах «исповедальной прозы» — Василии Аксёнове , Анатолии Гладилине , Анатолии Кузнецове , — которых охарактеризовал как «четвёртое поколение революционеров».
После публикации в «Литературной газете» в сентябре 1961 года стихотворения Е. А. Евтушенко « Бабий Яр » Кузнецов, как заведующий отделом литературы, вызвал недовольство Д. А. Поликарпова из Отдела культуры ЦК КПСС и был переведён решением Секретариата Правления СП СССР «с понижением» на должность ответственного секретаря журнала « Знамя », где проработал около года и опубликовал (1963, № 1) статью «День, равный жизни» с положительной оценкой повести А. И. Солженицына « Один день Ивана Денисовича ». С 1962 года — член Союза писателей СССР.
Автор множества статей о советской литературе . Особое внимание он уделял деревенской прозе : статьи о Василии Белове , Александре Яшине , Валентине Распутине , Викторе Астафьеве и др. Опубликованы его воспоминания о Николае Рубцове . Сын фронтовика, подростком пережив тяготы войны, он оставил воспоминания о советской деревне тех лет. Писал не раз о военной прозе, о Юрии Бондареве и других.
В 1965 году защитил кандидатскую диссертацию «Журнал „ Русское слово “ в 1863—1866 гг. (к вопросу о типе и направлении издания)» ; истории революционно-демократического движения в России XIX века были посвящены и многие его последующие книги. В 1970-е годы — профессор Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы , был заведующим кафедрой журналистики.
В 1977—1987 годы — первый секретарь правления Московской писательской организации Союза писателей СССР. В этот период, по утверждению бывшего подполковника госбезопасности Владимира Попова, был завербован Комитетом государственной безопасности в качестве агента-осведомителя .
В 1979 году защитил в качестве докторской диссертации монографию «За всё в ответе. Нравственные искания в современной прозе и методология критики» .
В 1987—2004 годах — директор Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН . «Он продиректорствовал в ИМЛИ положенные сроки, сделал хороший ремонт, привёл особняк в порядок, не заводил никаких интриг, никого не увольнял, материально сотрудникам помогал и по-человечески оставил по себе неплохую память». В эти годы сотрудникам ИМЛИ РАН удалось разыскать и приобрести рукопись романа М. А. Шолохова « Тихий Дон ». Результатом работы Ф. Кузнецова с рукописью и другими текстами М. Шолохова стала его книга «„Тихий Дон“: судьба и правда великого романа». История с приобретением рукописи Шолохова для ИМЛИ была омрачена многолетним скандальным разбирательством с претендовавшим на неё журналистом Львом Колодным .
Главный редактор серии « Литературное наследство » (1989—2016). В разное время входил в состав редколлегий « Роман-газеты », « Литературной России », журналов « Вопросы литературы » и « Известия РАН. Серия литературы и языка ».
Был женат на филологе Людмиле Павловне Кухтенковой (род. 1936), ранее состоявшей в браке с драматургом В. С. Поляковым . Дочери: Ольга, Татьяна, Светлана и Мария.
Похоронен в Москве на Калитниковском кладбище .
В 1979 году как руководитель Московской организации Союза писателей СССР он принял активное участие в судьбе альманаха « Метрополь », участниками которого были Белла Ахмадулина , Андрей Битов , Андрей Вознесенский , Владимир Высоцкий , Фазиль Искандер и другие известные авторы (альманах был отпечатан самиздатским способом в количестве 12 экземпляров и предложен для официальной публикации с требованием не подвергать его цензуре и какой-либо редакторской правке). В Московской писательской организации «Метрополь» был размножен и отдан на прочтение писателям. 22 января состоялось расширенное заседание секретариата МО СП СССР, осудившее альманах; согласно записям, которые вёл на заседании один из авторов альманаха Евгений Попов , Кузнецов в завершение дискуссии сказал: «…прочитав альманах, видишь какое-то исчадье ада. Кампучия какая-то получается, если прочесть альманах, а не наша страна». Затем, по его предложению, было единогласно принято решение секретариата, где, в частности, говорилось:
- Считать альманах делом недопустимым, безыдейным, низкохудожественным, противоречащим практике советской литературы по характеру подготовки, ультимативному характеру.
- Обязать членов СП, составителей и авторов, воздержаться от действий личного или общественного характера, ведущих к раздуванию…
- Если альманах будет напечатан за границей и составители [или] авторы совершат эти действия, поставить вопрос об исключении из СП.
Альманах действительно был опубликован за пределами СССР, после чего его участники в той или иной мере потеряли возможность печататься на Родине. На совещании «Идеологическая работа с московскими писателями» 7 мая 1979 года Кузнецов заявил:
Альманах этот, где в обилии представлены литературная безвкусица и беспомощность, серятина и пошлость, с полным единодушием осудили ведущие наши писатели и критики, по заслугам оценившие этот сборник как порнографию духа .
По воспоминаниям участвовавшего в событиях писателя Виктора Ерофеева ,
«МетрОполь» оказался золотой жилой для Феликса Феодосьевича. Он стал залетать в такие кабинеты, в которых раньше и не надеялся побывать. Большой теоретик нравственности в литературе, на практике любил он, для разнообразия, поклеветать. Отец рассказывал мне, что Зимянин заявил ему при встрече, будто я собрался эмигрировать. Отец немало удивился. «Мне Кузнецов об этом сказал, — пояснил Зимянин, — ему твой сын сам признался» .
«Конечно, это была война. Признанный палач „Метрополя“ Феликс Кузнецов до сих пор убежден, что „Метрополь“ — выдумка американцев, которые предложили мне её осуществить» .
Один из экземпляров альманаха, библиографическую редкость, Кузнецов оставил себе, впоследствии отрицал это , но в конце концов был вынужден вернуть Евгению Попову по решению суда .
По мнению Феликса Кузнецова,
большой ошибкой после революции было то, что Россия отказалась от религии — того духовного скрепа, который возник на протяжении столетий
Вместе с членом-корреспондентом РАН Г. В. Мальцевым и академиками Т. М. Энеевым , Г. А. Заварзиным и Г. С. Голицыным выступил с критикой « Письма десяти академиков » по поводу клерикализации жизни страны .