Interested Article - Мидас
- 2020-12-13
- 1
Мида́с ( др.-греч. Μίδας ) — имя нескольких фригийских царей.
Исторический Мидас, воевавший с киммерийцами , правил в VII в. до н. э., а его мифический предшественник — перед Троянской войной .
Мифический Мидас
Мидас был сыном Гордия и Кибелы , культ которой был очень развит в Пессинунте (или сыном Тимола (Тмола) и Идейской Матери ). Царь . Его жену отождествляли с римской Бона Деа .
Когда Мидас был ребёнком, муравьи заползли к нему в рот и стали сносить туда пшеничные зерна . Выстроил город Анкиру (Якорь). Орфей завещал ему таинства своих оргий . Посвящён Орфеем в мистерии и распространил таинства богов по Фригии . Якорь, который нашёл Мидас, находился в храме Зевса . Первым нашёл олово и свинец .
Легенда повествует об ослиных ушах, которыми наделил его Аполлон , разгневанный тем, что при состязании его с Паном (или Марсием ) Мидас отдал последнему предпочтение перед богом — когда Аполлон состязался с Паном в игре на свирели , Тмол (Тимол) присудил победу Аполлону, а Мидас высказался в пользу Пана . По одному из вариантов мифа, после наказания Аполлона Мидас был вынужден отрезать себе уши и, чтобы скрыть их отсутствие, смастерил для себя особый головной убор — тиару . По другим источникам, он скрывал под головным убором их наличие . Брадобрей Мидаса узнал о его ушах и, не в силах держать в себе эту тайну, выкопал ямку и шёпотом рассказал в неё, что у царя Мидаса ослиные уши . Из ямки затем вырос тростник, который, по одной версии, прошелестел сказанное брадобреем , а согласно другой версии, из этого тростника мальчик сделал дудочку, которая поведала тайну [ источник не указан 496 дней ] .
Другая легенда рассказывает, как Мидас приобрел «золотой дар». Когда Дионис вёл войско в Индию , Силен заблудился. Подданные Мидаса нашли его в лесу мертвецки пьяным. Мидас радушно принял Силена, беседовал с ним и через десять дней возвратил Дионису, который пришёл в восторг, узнав, что его учитель найден целым и невредимым. В награду Дионис предложил Мидасу любой дар, какой тот пожелает. Мидас не нашёл ничего лучше, как попросить, чтобы всё, к чему он ни прикоснётся, обращалось в чистое блестящее золото, и это пожелание было тотчас же исполнено Дионисом. Мидас решил испытать свой дар: он коснулся ветви дуба, и она стала золотой; он взял камень, и произошло то же самое. Когда Мидас вернулся ко двору, он приказал приготовить пир в честь своего нового дара. Но, когда он взялся за еду и питьё, они тоже превратились в золото, отчего он не мог ни есть ни пить. Мидас, боясь умереть с голоду, пришёл к Дионису и умолял его взять назад этот дар. Дионис сжалился над ним. Он приказал Мидасу искупаться в реке Пактол , которую стали называть Хрисорроем, отчего река до сих пор несёт в своём течении крупицы золота, а Мидас избавился от своего дара .
Вторгся во Фракию . Сады Мидаса, где был пойман Силен , показывали в Македонии . Владел частью Македонии, но был изгнан Караном .
Надпись на гробнице Мидаса приводит Платон . По мнению Пифагора , его душа переселилась в кротонца Миллия .
Исторический царь Мидас (VII в. до н. э.)
Фригийский царь. Прославился богатством . Посвятил дары в Дельфы . Перебил сограждан и сделался тираном .
Его жена — Демодика из Кимы , дочь кимского царя Агамемнона, первой стала чеканить монету . Побеждён киммерийцами . Покончил с собой, выпив бычьей крови .
В культуре
- « Мидас » — балет М. М. Фокина на музыку М. О. Штейнберга (1914)
См. также
Примечания
- Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т. 2. С. 149—150, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т. 2. С. 393—395
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Геродот. История I 16
- Гесиод, фр. 352 М.-У.
- ↑ Гигин. Мифы 191
- Плутарх. Цезарь 9
- Цицерон. О дивинации I 78; Элиан. Пёстрые рассказы XII 42
- Овидий. Метаморфозы XI 92
- Юстин. Эпитома Помпея Трога XI 7, 14; Климент. Протрептик 13, 3
- Павсаний. Описание Эллады I 4, 5
- Гигин. Мифы 274
- Овидий. Метаморфозы XI 155—175
- Ликофрон. Александра 1404 (комм. И. Е. Сурикова)
- Овидий. Метаморфозы XI 180
- Персий. Сатиры 1.121 (комм.)
- Птолемей Гефестион; Конон. Мифы // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.231; Овидий. Метаморфозы XI 173—179; Персий. Сатиры I 119—121; Петроний. Сатирикон, фр.28
- Овидий. Метаморфозы XI 190
- Овидий. Метаморфозы XI 100—145; Гигин. Мифы 191
- Ликофрон. Александра 1397 и комм.
- Геродот. История VIII 138
- Юстин. Эпитома Помпея Трога VII 1, 11
- Платон. Федр 264d
- Элиан. Пёстрые рассказы IV 17
- Тиртей, фр. 9 Джентили-Прато
- Геродот. История I 14
- Полиэн. Стратегемы VII 5
- Поллукс. Ономастикон IX 83 // Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. — М. , 1989. — С. 170.
- Евстафий. Комментарий к «Одиссее» Гомера XI 14 // Вестник древней истории. — 1947. — № 1. — С. 292.
- Плутарх. Тит 20
Ссылки
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- 2020-12-13
- 1