Interested Article - Миллер, Генри

Ге́нри Ва́лентайн Ми́ллер ( англ. Henry Valentine Miller ; 26 декабря 1891 года , Нью-Йорк , США 7 июня 1980 года , Лос-Анджелес , США ) — американский писатель и художник . Его жизнь легла в основу его же скандальных для того времени интеллектуально-эротических романов о мире после Первой мировой и о судьбе писателя в этом мире. Самыми известными работами Миллера являются романы « Тропик Рака », « » и « Тропик Козерога », составившие автобиографическую трилогию. «Сексус» (1949), «Плексус» (1953) и «Нексус» (1960) — это вторая трилогия Генри Миллера, названная « Благостное распятие » (в некоторых изданиях «Роза распятия»).

Биография

Ранние годы

Писатель родился 26 декабря 1891 года в Нью-Йорке , в округе Манхэттена , в семье немецких эмигрантов Генри Миллера и Луизы Нитинг. Его отец был владельцем ателье мужского платья, поэтому семья писателя жила в достатке . Младшая сестра Генри — Лоретта — страдала врождённым слабоумием, и после смерти родителей Генри-младший взял все заботы о ней на себя.

Молодой Миллер с родителями и сестрой

Детство писателя прошло в пёстром эмигрантском Бруклине .

После школы Генри пытался поступить в университет, но провалился. Он прошёл лишь неполный курс истории искусств в Нью-Йоркском городском колледже . В Нью-Йорке Генри Миллер познакомился и начал жить с женщиной на пятнадцать лет старше его. Это был первый опыт совместной жизни, который закончился побегом в Калифорнию , где будущий писатель работал на цитрусовых плантациях. В Калифорнии Миллер попал на лекцию Эммы Гольдман , которая открыла ему идеализм Петра Кропоткина , Ницше , о котором Генри написал своё первое (неопубликованное) эссе.

После лекций Генри Миллер возвращается в Нью-Йорк и начинает работать подмастерьем в мастерской отца. В то время Миллер питал смутные надежды стать пианистом, но литература и философия начинали играть всё большую роль в его жизни. Генри посещает лекции Джона Каупера Пауиса о русской литературе и открывает для себя « русскую душу ».

Первый брак

Летом 1917 года , спасаясь от военной службы, двадцатипятилетний Миллер вступает в свой первый брак — с Беатрисой Сильвас Уикенз . В 1919 году у них родилась дочь Барбара . Беатриса была профессиональной пианисткой, но её карьера не удалась: ей приходилось давать уроки музыки, этим же вскоре начал заниматься и Генри, однако необходимость содержать семью вынуждала его искать постоянную работу. Вскоре он получил место управляющего по найму в телеграфной компании Western Union (в его произведениях — «Космодемоническая компания»), где он проработал до осени 1924 года .

Джун Эдит Смит

Между тем брак Миллера распадался. В конце лета 1924 года Генри познакомился с Джун Эдит Смит , которая позже стала его второй женой и «энергетическим соавтором» всего, что он написал. Джун совершенно изменила его жизнь. Она настояла на том, чтобы Миллер бросил работу «от звонка до звонка» и всецело посвятил себя литературе. В 1924 году Миллер покинул Western Union, чтобы полностью посвятить себя писательской деятельности .

Генри и Джун были частыми посетителями чайных, где велись дискуссии о психоанализе и сексуальной свободе. В 1926 году у Джун начался роман с Джин Кронски, известной в богемных кругах под именем Мары. Мара поселилась у Миллеров. Генри подозревал пару в лесбийских отношениях и, будучи консервативен в вопросах секса, с трудом переносил происходившее. В итоге Мара и Джун тайком уехали в Париж , а Генри, ранее бравший у Мары уроки живописи, остался один и начал писать картины. В Париже Мара и Джун не поладили между собой, и спустя несколько месяцев Джун вернулась в Нью-Йорк без Мары .

У Джун появился богатый поклонник Роланд Фридман, согласившийся финансировать книги Миллера, которые Джун выдавала за свои . Генри написал свою первую книгу «Молох», отдав соавторство Джун. На заработанные деньги супруги уехали в Квебек и Монреаль . По возвращении в Нью-Йорк в 1929 году Миллер начал писать роман «Одуревший петух» и по настоянию Джун отправился дописывать его в Париж. Мара покончила жизнь самоубийством около 1930 года .

Вторая жена Миллера — Джун Эдит Смит

Парижский период

Первое время в Париже Миллер жил в дешёвых отелях. Однако деньги быстро тратились, писатель пытался найти источник дохода, но тщетно. Когда Миллеру стало нечем платить за отели, он был вынужден провести несколько ночей в офисе директора одного из кинотеатров в обществе торговца жемчугом Нанавати (Нонентити в « Тропике Рака »). Постепенно Генри начал обрастать знакомыми. Австрийский писатель Альфред Перле стал одним из ближайших друзей Миллера до конца жизни. Летом 1931 года Генри приютил у себя на Вилле Сера писатель . Ненадолго приезжала Джун, но в то время она тоже была без денег.

Миллер каждый день подолгу гуляет по Парижу. В дальнейшем эти прогулки превратятся в великолепные зарисовки Парижа, которыми так богат «Тропик Рака».

С отъездом Джун Миллер получил возможность погрузиться в написание новой вещи — будущего «Тропика рака», первой книги предполагавшейся трилогии, куда должны были войти « Тропик Козерога » и « », первоначально имевшая название «Бог». В ходе работы над романом, Миллер использует материал из ранее неизданных работ «Одуревший петух» и «Молох». «Тропик Рака» публикуется в 1934 году.

Анаис Нин

Через год после сорокалетнего юбилея писателя происходит событие, положившее начало разрыву между Миллером и Джун, — его знакомство с экзотической Анаис Нин , дочерью испанского композитора Хоакина Нин-и-Кастельяноса и датской певицы Розы Кульмель. Своим знакомством Миллер и Анаис обязаны их общему приятелю Ричарду Осборну, показавшему Анаис готовые части «Тропика Рака».

Анаис Нин

Джун курсировала между Нью-Йорком и Парижем и пыталась убедить Миллера вернуться в Америку. Но Генри отказывался. В это время Миллеру приходилось работать репетитором в лицее в Дижоне . Вместо платы он получал право на бесплатное проживание в пансионе. Началом романа Генри и Анаис стала их переписка в дижонский период. В ней обнаружилась их общая тяга к «духовному эксгибиционизму ». Миллер жаловался Нин на вульгарность Джун, которая всегда оставалась для него девушкой «пролетарского происхождения». Анаис знакомит его с произведениями Дэвида Лоуренса (не путать с другим английским писателем Лоренсом Дарреллом , с которым Миллер также знакомится в Париже и становится его другом до конца жизни), знакомит его с психоанализом в целом и с известными психоаналитиками. Она издаёт миллеровский роман «Тропик Рака» на деньги известного австрийского психоаналитика Отто Ранка . Под её влиянием Миллер стал постоянно делать записи того, что он мог вспомнить о своем детстве. Всё это легло в основу его литературного автопортрета — «Чёрной весны». Объединял их также и общий интерес к астрологии .

К концу года Миллер окончательно прекратил отношения с Джун, что стало для неё настоящей трагедией. Состояние Анаис избавило Генри от материальных проблем, и в 1932 году он полностью посвятил себя работе над «Тропиком Рака». Роман вышел в свет в 1934 году с предисловием Анаис Нин.

Его работы содержат подробные описания сексуального опыта. Его первая опубликованная книга «Тропик рака» (1934) была опубликована издательством «Обелиск-пресс» в Париже и запрещена в Соединенных Штатах за непристойность . Книга была завернута в суперобложку с предупреждением: «Не следует ввозить в США или Великобританию» .

Миллер свободно говорил по-французски во время своего десятилетнего пребывания в Париже и жил во Франции до июня 1939 года . В 1939 году Лоренс Даррелл, который жил на Керкире , пригласил Миллера в Грецию. Миллер описал визит в книге « » (1941), который он считал своей лучшей работой .

Биг-Сур

В 1940 году Миллер вернулся в США. В 1944 году он поселился в живописном, тогда ещё не успевшем обрести популярность среди туристов местечке под названием Биг-Сур .

Когда я впервые узрел этот край, я сказал себе: «Здесь я обрету покой. Здесь обрету силы для того, что мне ещё предстоит сделать». За горным хребтом, высящимся над нами, раскинулась девственная земля, куда едва ли ступала нога человека. Непроходимые леса и заповедник, намеренные вечно оставаться недоступными. Ночью кожей ощущаешь безмолвие, затопляющее все вокруг, безмолвие, которое рождается далеко за хребтом и проникает со стелющимся туманом, звездами и тёплым ветром из долины, неся в своих складках тайну, древнюю, как тайна самой земли. Завораживающая, исцеляющая атмосфера Биг-Сура. И как абсолютный диссонанс — нашествие городского люда с его заботами и тревогами. Подобно прокажённым в древние времена, они приходят со своими язвами. Каждый, кто поселяется здесь, думает, что он станет последним захватчиком. Самый вид этой земли заставляет человека долгое время не посягать на неё — духовный заповедник для немногих светлых личностей.

Здесь Миллер написал много картин, а также автобиографический роман «Биг-Сур и апельсины Иеронима Босха » (1957), где подробно рассказал о своём пребывании в Биг-Суре и встречах с творческими людьми, населявшими или посещавшими это место. Сейчас в Биг-Суре расположен дом-музей писателя.

В 1942 году, незадолго до переезда в Калифорнию, Миллер начал писать первый роман в трилогии «Благостное распятие» «Сексус». Это был выдуманный рассказ, документирующий шестилетний период его жизни в Бруклине, когда влюблённый в Джун, он изо всех сил пытался стать писателем . Трилогия была завершена в 1959 году. Как и некоторые другие его работы, она была первоначально запрещена в Соединенных Штатах, а опубликована только во Франции и Японии . В других работах, написанных во время его пребывания в Калифорнии, Миллер широко критиковал потребительство США, что отражено в «Воскресенье после войны» ( Sunday after the War ; 1944) и в «Аэрокондиционированном кошмаре» ( The Air-Conditioned Nightmare ; 1945). Его «Биг-Сур и апельсины Иеронима Босха» ( Big Sur and the Oranges of Hieronymus Bosch , 1957) представляет собой сборник рассказов о его жизни и друзьях в Биг-Суре .

В 1944 году Миллер познакомился со своей третьей женой, Яниной Мартой Лепской, студенткой философии, которая была на тридцать лет младше него . У них было двое детей: сын Тони и дочь Валентина . Они развелись в 1952 году. В следующем году он женился на художнице Еве МакКлюр, которая была на тридцать семь лет младше него. Они развелись в 1960 году , и она умерла в 1966 году, вероятно, в результате алкоголизма . В 1961 году Миллер воссоединился в Нью-Йорке со своей бывшей женой и главной темой трилогии «Благостное распятие» Джун. Они не виделись почти три десятилетия. В письме к Еве он описал свой шок от «ужасной» внешности Джун, поскольку она к тому времени изменилась в худшую сторону как физически, так и психически .

В 1959 году Миллер написал произведение под названием «Улыбка у подножия лестницы» — короткую историю, которую он назвал своей «самой необычной историей».

В феврале 1963 года Миллер переехал в Пасифик Палисейдс в Лос-Анджелесе, где он провёл последние семнадцать лет жизни . В 1967 году он женился на певице японского происхождения Хоки Токуда, ставшей его пятой женой . В 1968 году Миллер подписал «Военный налоговый протест писателей и редакторов», пообещав отказаться от уплаты налогов в знак протеста против войны во Вьетнаме . После переезда в Окампо-Драйв он устраивал званые обеды для артистов и литераторов. Его поваром и смотрителем была модель молодого художника по имени Твинка Тибо, которая позже написала книгу о своих вечерних беседах с писателем . Её воспоминания были опубликованы (переизданы в 2011 году) .

Миллер и Токуда развелись в 1977 году . В конце 1970-х Миллер снялся с Уорреном Битти в фильме « Красные ». Фильм был выпущен в 1981 году, через восемнадцать месяцев после смерти Миллера . В течение последних четырёх лет своей жизни Миллер вёл обширную переписку (объём её составил более полутора тысяч писем) с Брендой Венерой, молодой моделью и обозревателем журнала Playboy, актрисой и танцовщицей. Книга об их переписке была опубликована в 1986 году .

Миллер умер от осложнений болезни органов кровообращения в своем доме в Пасифик Палисейдс 7 июня 1980 года, в возрасте 88 лет . Его тело кремировали, а прах был разделён между его сыном Тони и дочерью Валентиной. Тони заявил о своём посмертном желании: после кремации его прах должен быть смешан с пеплом отца и развеян по Биг-Суру .

Творчество

  • , написан в 1927, не публиковался до 1992 (by the Estate of Henry Miller). ISBN 0-8021-3372-X .
  • , написан 1928—1930, не публиковался до 1960. ISBN 0-8021-1412-1 .
  • Тропик Рака (Tropic of Cancer) , Париж: Obelisk Press, 1934.
  • What Are You Going to Do about Alf? , Париж: Издан на средства автора, 1935.
  • , Париж: Obelisk Press, 1935.
  • , Париж: Obelisk Press, 1936. ISBN 0-8021-3182-4
  • Max and the White Phagocytes , Париж: Obelisk Press, 1938.
  • Тропик Козерога (Tropic of Capricorn) , Париж: Obelisk Press, 1939. ISBN 0-8021-5182-5 .
  • Henry Miller’s Hamlet Letters, Vol. I , with Michael Fraenkel, Santurce, Puerto Rico: Carrefour, 1939. ISBN 0-8095-4058-4 .
    • Vol. II , with Michael Fraenkel, New York: Carrefour, 1941.
    • Vol. I complete New York: Carrefour, 1943.
  • The Cosmological Eye , Нью-Йорк: New Directions, 1939. ISBN 0-8112-0110-4 .
  • The World of Sex , Чикаго: Ben Abramson, Argus Book Shop, 1940.
  • Под крышами Парижа (Under the Roofs of Paris) (изначально опубликован как Opus Pistorum), Нью-Йорк: Grove Press, 1941.
  • Колосс Маруссийский (The Colossus of Maroussi) , Сан-Франциско: Colt Press, 1941. ISBN 0-8112-0109-0 .
  • Мудрость сердца (The Wisdom of the Heart) , Нью-Йорк: New Directions, 1941. ISBN 0-8112-0116-3 .
  • Sunday after the War , Нью-Йорк: New Directions, 1944.
  • Semblance of a Devoted Past , Berkeley, Calif.: Bern Porter, 1944.
  • The Plight of the Creative Artist in the United States of America , Houlton, Me.: Bern Porter, 1944.
  • , Berkeley, Calif.: Bern Porter, 1945.
  • Henry Miller Miscellanea , San Mateo, Calif.: Bern Porter, 1945.
  • Why Abstract? , with Hilaire Hiller and William Saroyan, New York: New Directions, 1945. ISBN 0-8383-1837-1
  • Аэрокондиционированный кошмар (The Air-Conditioned Nightmare) , New York: New Directions, 1945. ISBN 0-8112-0106-6 .
  • Maurizius Forever , San Francisco: Colt Press, 1946.
  • Вспоминать, чтобы помнить (Remember to Remember) , Нью-Йорк: New Directions, 1947. ISBN 0-8112-0321-2 .
  • Into the Night Life , неофициальная публикация, 1947
  • Улыбка у подножия лестницы (The Smile at the Foot of the Ladder) , Нью-Йорк: Duell, Sloan and Pearce, 1948.
  • Сексус (Sexus) (Book One of The Rosy Crucifixion) , Париж: Obelisk Press, 1949. ISBN 0-87529-173-2 .
  • The Waters Reglitterized , San Jose, Calif.: John Kidis, 1950. ISBN 0-912264-71-3 .
  • Книги в моей жизни (The Books in My Life) , Нью-Йорк: New Directions, 1952. ISBN 0-8112-0108-2 .
  • Плексус (Plexus) (Book Two of The Rosy Crucifixion) , Париж: Olympia Press, 1953. ISBN 0-8021-5179-5 .
  • , Париж: Olympia Press, 1956. ISBN 0-8021-3016-X
    Лондон: Oneworld Classics, 2007. ISBN 978-1-84749-036-0 .
  • Recalls and Reflects , Нью-Йорк: Riverside LP RLP 7002/3, 1956.
  • , Нью-Йорк: New Directions, 1956. ISBN 0-8112-0115-5 .
  • Биг-Сур и апельсины Иеронима Босха (Big Sur and the Oranges of Hieronymus Bosch) , Нью-Йорк: New Directions, 1957. ISBN 0-8112-0107-4 .
  • The Red Notebook , Highlands, N.C.: Jonathan Williams, 1958.
  • Reunion in Barcelona , Northwood, England: Scorpion Press, 1959.
  • Нексус (Nexus) (Book Three of The Rosy Crucifixion) , Париж: Obelisk Press, 1960. ISBN 0-8021-5178-7 .
  • To Paint Is to Love Again , Alhambra, Calif.: Cambria Books, 1960.
  • Watercolors, Drawings, and His Essay "The Angel Is My Watermark, " Abrams, 1962.
  • Stand Still Like the Hummingbird , Нью-Йорк: New Directions, 1962. ISBN 0-8112-0322-0 .
  • Just Wild about Harry , Нью-Йорк: New Directions, 1963. ISBN 0-8112-0724-2 .
  • Greece (with drawings by Anne Poor) , Нью-Йорк: Viking Press, 1964.
  • Insomnia or The Devil at Large , Нью-Йорк: Doubleday and Company, 1974. ISBN 0-385-9037-4 (ошибоч.)
  • Opus Pistorum , Нью-Йорк: Grove Press, 1983. ISBN 0-394-53374-7 .
  • Dear, Dear Brenda: The Love Letters of Henry Miller to Brenda Venus , 1997. ISBN 0-688-02816-0

См. также

Примечания

  1. Dearborn, The Happiest Man Alive , pp. 20-22.
  2. Jake Mooney, от 13 ноября 2019 на Wayback Machine The New York Times , May 1, 2009.
  3. Dearborn, The Happiest Man Alive , p. 42.
  4. Frederick Turner , Renegade: Henry Miller and the Making of Tropic of Cancer, New Haven: Yale University Press , 2011, pp. 88, 104.
  5. Robert Ferguson, Henry Miller: A Life , New York: W. W. Norton & Company , 1991, p. 60.
  6. Dearborn, The Happiest Man Alive , pp. 78-80.
  7. Wickes, George. (англ.) // (англ.) : magazine. 16 ноября 2010 года.
  8. Dearborn, The Happiest Man Alive , pp. 102-17.
  9. Mary V. Dearborn, "Introduction, " Moloch: or, This Gentile World , New York: , 1992, pp. vii-xv.
  10. Dearborn, The Happiest Man Alive , p. 119.
  11. Ливергант Александр Яковлевич. Генри Миллер. — Молодая гвардия, 2016.
  12. Dearborn, The Happiest Man Alive , p. 171.
  13. Baron, Dennis. . Web of Language . University of Illinois at Urbana-Champaign (1 октября 2009). Дата обращения: 30 сентября 2011. 11 мая 2020 года.
  14. Arthur Hoyle, от 30 июля 2018 на Wayback Machine Huffington Post , May 14, 2014.
  15. Henry Miller, Big Sur and the Oranges of Hieronymus Bosch , New York: , 1957, pp. 1-2.
  16. Миллер Г. Биг-Сур и Апельсины Иеронима Босха (неопр.) . — Азбука, 2006. — С. 544. — ISBN 5-352-01830-X .
  17. Ferguson, Henry Miller: A Life , p. 295.
  18. Frank Getlein, от 23 сентября 2015 на Wayback Machine , June 9, 1957.
  19. Dearborn, The Happiest Man Alive , pp. 263-64.
  20. Anderson, Christiann. . BonjourParis (март 2004). Дата обращения: 30 сентября 2011. 27 марта 2012 года.
  21. Barbara Kraft, от 2 октября 2013 на Wayback Machine LA Observed , January 24, 2012.
  22. Ferguson, Henry Miller: A Life , p. 356.
  23. Dearborn, The Happiest Man Alive , p. 280.
  24. Ferguson, Henry Miller: A Life , p. 351.
  25. Carolyn Kellogg, от 17 сентября 2020 на Wayback Machine , Los Angeles Times , February 23, 2011.
  26. John M. Glionna, от 4 марта 2014 на Wayback Machine , Los Angeles Times , February 22, 2011.
  27. "Writers and Editors War Tax Protest, " New York Post , January 30, 1968.
  28. Thiebaud, Twinka. Reflections: Henry Miller . Santa Barbara, CA: , 1981. ISBN 0-88496-166-4
  29. Thiebaud, Twinka. What Doncha Know? about Henry Miller . Belvedere, CA: , 2011. ISBN 978-0-9759255-2-2
  30. Vincent Canby , от 16 февраля 2021 на Wayback Machine New York Times , December 4, 1981.
  31. Dear, Dear Brenda: The Love Letters of Henry Miller to Brenda Venus . New York: Morrow, 1986. ISBN 0-688-02816-0
  32. Alden Whitman, от 6 февраля 2021 на Wayback Machine The New York Times , June 9, 1980.
  33. от 24 ноября 2020 на Wayback Machine BBC Radio 4 , July 25, 2013.

Литература

На русском языке
На английском языке

Ссылки

  • «Дьявол в раю», роман. Перевод И.Куберского . Опубликован в и отдельной книгой в издательстве «Академический проект» С.-Петербург, 1995. В дальнейшем переиздавался в издательствах «Продолжение жизни». (СПб.) и Б. С. Г.-Пресс (Москва).
Источник —

Same as Миллер, Генри