Безобразов, Владимир Михайлович
- 1 year ago
- 0
- 0
Епи́скоп Кассиа́н (в миру Серге́й Серге́евич Безобра́зов ; 29 февраля ( 12 марта ) 1892 , Санкт-Петербург — 4 февраля 1965 , Париж ) — епископ Константинопольской православной церкви, епископ Катанский , викарий Западноевропейского экзархата русских приходов . Богослов, экзегет , переводчик Нового Завета .
Отец — Сергей Васильевич Безобразов (1857—1936), действительный статский советник (1902), тайный советник (1910). Учился на юридическом факультете Петербургского университета. Начал службу в МВД, во Временной комиссии по крестьянским делам Царства Польского. Старший помощник делопроизводителя (1884) и делопроизводитель (1890) Земского отдела МВД. В 1894 перешёл в Государственную канцелярию на должность старшего делопроизводителя отделения законов, помощник статс-секретаря Государственного совета сначала по отделению законов (1896), затем — по отделению промышленности, наук и торговли (1902). Исправляющий должность статс-секретаря и статс-секретарь, управляющий отделением Свода законов (1907). Сенатор (1916—1917). Писатель. С конца семидесятых годов поместил ряд статей и рассказов в журналах «Семейные Вечера», «Детское Чтение», «Детский Отдых», «Природа и Охота», «Охотничья Газета», «Охотник», «Оружейный Сборник». С 1894 сотрудничал в «Журнале Министерства Юстиции». Мать — Вера Антоновна, урождённая Арцимович.
В 1910 году окончил с золотой медалью 1-ю Санкт-Петербургскую гимназию . В 1914 году окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета по историческому отделению, при котором был оставлен по кафедре истории церкви для подготовки к профессорскому званию. Значительное влияние на него в этот период оказал Антон Карташёв , вместе с которым он работал в Публичной библиотеке.
С осени 1914 года состоял на службе в отделении Богословия Императорской Публичной Библиотеки , где дослужился до должности старшего помощника библиотекаря.
В 1917 году сдал экзамен на степень магистра.
С 21 октября 1917 года — приват-доцент по кафедре истории церкви историко-филологического факультета Петроградского университета.
С 1918 года преподавал на кафедре истории церкви и религии Высших (Бестужевских) женских курсов .
В 1920 — 1921 годы — профессор по кафедре истории религии Туркестанского государственного университета в Ташкенте .
В августе 1921 года возвратился в Петроград, но был лишён права преподавать в Петроградском университете (одновременно с профессорами Бенешевичем , Глубоковским , Лосским и др.) и читал лекции в Петроградском Богословском институте , созданном вместо закрытой Петроградской духовной академии .
В 1922 году нелегально покинул Россию и поселился в Белграде .
В 1923 — 1924 годы преподавал в в Белграде. Участвовал в деятельности Белградского кружка преподобного Серафима и Братства святой Софии.
С 1923 года активно работает в Русском студенческом христианском движении , участвовал в её съездах в Пшерове и ( Чехословакия ).
В 1924 году посвящён в чтецы митрополитом Антонием (Храповицким) .
В 1925 году переехал в Париж , получив от митрополита Евлогия приглашение занять в созданном тогда же Свято-Сергиевском Богословском институте кафедру Священного Писания Нового Завета .
В 1925— 1939 годы — доцент Свято-Сергиевского богословского института, также преподавал греческий язык .
В 1927 году сделал вступительный доклад на первом Англо-православном съезде.
21 июня 1932 году был пострижен в монашество в русском Афонском Свято-Пантелеймоновском монастыре с именем Кассиан . С 23 июня 1932 года — иеродиакон . С 26 июня — иеромонах .
В 1933 году вновь участвует во встрече православных и протестантских богословов в Нови-Саде .
7 января 1934 года возведён в сан игумена .
Летом 1934 года читает лекции о Православии студентам-богословам разных христианских исповеданий на Женевском экуменическом семинаре.
7 января 1936 года возведён в сан архимандрита .
Летом 1937 года принимал участие в мировой конференции «Вера и церковное устройство» в Эдинбурге .
Летом 1939 года принимал участие в конференции христианской молодёжи в Амстердаме , где выступал в качестве лектора.
В августе 1939 года предпринял паломничество на Афон , где вынужден был задержаться из-за начавшейся войны . Годы войны провёл в русском монастыре святого Пантелеимона в числе его монашеского братства. Здесь он работал над своей докторской диссертацией.
В 1946 году, не выходя из братства монастыря вернулся в Париж; до защиты диссертации в 1947 году он вновь — доцент Свято-Сергиевского Богословского института в Париже по кафедре Священного Писания Нового Завета.
29 июня 1947 года защитил докторскую диссертацию по теме «Водою и кровию и духом: Толкование на Евангелие от Иоанна », став профессором. Почётный доктор богословия Фессалоникийского университета ( Греция ).
В 1946 — 1948 годы — член епархиального совета Русского экзархата Константинопольского патриархата .
28 июля 1947 года рукоположён в титулярного епископа Катанского , викария экзарха Константинопольского Патриарха в Западной Европе митрополита Владимира (Тихоницкого) . Хиротонию в Париже совершили митрополит Владимир (Тихоницкий) и епископ Сергиевский Никон (де Греве) .
С 1947 года — ректор Свято-Сергиевского Богословского института в Париже.
В 1950-е годы по вызову Патриарха Афинагора ездит в Константинополь .
В июне 1954 года делегация Православного Богословского Института в составе его ректора Епископа Кассиана, профессоров А. В. Карташёва и Л. А. Зандера и студентов Г. Р. Вагнера и Ю. Б. Сидоренко посетила, по приглашению Константинопольского Патриарха, Богословскую школу на острове Халки . Делегация пробыла там около трёх недель, познакомилась со строем школы, посетила достопримечательности Константинополя. Епископ Кассиан прочёл серию лекций студентам Богословской школы на острове Халки.
В 1951 — 1964 годы был председателем комиссии Библейского общества по пересмотру русского перевода Нового Завета. Редактор нового перевода на русский язык Нового Завета, опубликованного во Франции , Великобритании , США , России .
Участвовал в деятельности англиканско-православного Содружества святого Албания и преподобного Сергия Радонежского и экуменического движения . Являлся наблюдателем на II Ватиканском соборе .
Скончался 4 февраля 1965 года в Париже. Похоронен в склепе церкви Успения Божией Матери на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа .
Прекрасный знаток древних языков, епископ Кассиан посвятил всю свою жизнь изучению Нового Завета . По его мнению,
исходная точка православного толкования Слова Божия есть нераздельность и неразлучность Божьего и человеческого в Божественном Откровении. Это общее положение отвечает тому месту, которое Священному Писанию принадлежит в Церкви и которое обязывает нас толковать Священное Писание в свете Священного Предания. Метаисторическое толкование книги Бытия вытекает из тех общих предпосылок толкования Священного Писания, которые составляют содержание Священного Предания. Область метаистории лежит на грани временного и вечного .
Митрополит Евлогий (Георгиевский) так характеризовал его преподавательскую деятельность:
О.Кассиан (С. С. Безобразов), серьёзный и глубокий профессор, пользующийся большой популярностью среди студентов. Человек прекрасного сердца, сильного и глубокого религиозного чувства, он живёт интересами студентов, входит в их нужды, умеет их объединить, дать почувствовать теплоту братского общения. По пятницам к о. Кассиану собирались студенты для дружественной беседы за чаем. О.Кассиан их верный друг, помощник и заступник.
По словам священника Франсуа Руло,
в своей работе преосвященный Кассиан придерживался так называемой «внутренней критики», иначе говоря — изучал новозаветную историю и богословие непосредственно в (и через) Новый Завет. Конечно, он полагал, что изучение исторических условий способно уточнить и даже внести ценные дополнения, но для верующего все это весьма незначительно в сравнении с самим текстом. Можно было бы сказать, что епископ-экзегет придерживается прежде всего и превыше всего речения Блеза Паскаля : «Только Бог способен хорошо говорить о Боге».
Протоиерей Николай Озолин , который был его учеником, так отозвался о нём:
Он принадлежал к поколению людей, каких теперь больше нет, потому что просто такое образование, которое они получили (помимо их личных талантов!), негде больше получать. Владыка Кассиан знал около десяти иностранных языков. И на моей памяти выучил испанский просто так, «ради спорта» .