Венедиктов, Валерий Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Вале́рий Никола́евич Скобе́ев ( 22 ноября 1938 , Измайловка , Барышский район , Ульяновская область , РСФСР , СССР — 29 июля 2022 , Казань , Республика Татарстан , Российская Федерация ) — советский и российский художник . Заслуженный художник Российской Федерации (2008). Народный художник Татарской АССР (1986), заслуженный деятель искусств Татарской АССР (1980). Лауреат Премии комсомола Татарии имени Мусы Джалиля (1976).
Из семьи участника Великой Отечественной войны , проживавшей с 1957 года в Казани. Будучи инвалидом детства, в силу ограничений в движении серьёзно увлёкся рисованием. В 1964 году окончил Казанское художественное училище , а в 1970 году — Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина . В 1974 году вступил в Союз художников СССР , активно занимался общественной работой, был членом правления и заместителем председателя . Был ведущим художником Татарстана в области исторической живописи, является автором большого количества сюжетно-тематических картин об Октябрьской революции , войне, мирном труде, строительстве, жизни рабочего класса и молодёжи. Признание критики и зрителя получили такие его работы, как «Дорога» (1972), «Комсомольская молодёжная» (1972), «Чайки над Камой» (1974), триптих «Русское поле» (1980). Внёс заметный вклад в лениниану («Совет у В. И. Ленина», 1977), в живописную галерею жизни и творчества Г. Тукая («Тукай. Начало века», 1986) и М. Джалиля («Лирический портрет М. Джалиля», 1981), стал автором ряда портретов деятелей татарской культуры, поэзии, литературы, театра. Работал также в жанре натюрморта , пейзажа , заказного персонального и семейного портрета. Отличаясь обострённым восприятием жизни, пытался донести своим творчеством до зрителя только красоту и добро. Скончался в 2022 году в возрасте 83 лет.
Валерий Николаевич Скобеев родился 22 ноября 1938 года в посёлке Измайловка Барышского района Ульяновской области . По национальности — русский . Отец — майор , участник Великой Отечественной войны , кавалер ордена Красной Звезды и медали «За боевые заслуги» , мать работала медицинской сестрой в военном госпитале . Будучи подвижным и темпераментным ребёнком, в шестилетнем возрасте в результате несчастного случая на детской площадке сломал ногу. Из-за ошибки врачей, не распознавших перелом, получил воспаление суставов и заболел костным туберкулёзом , но в ходе долгого лечения сумел побороть недуг. Тем не менее он остался инвалидом и с 12 лет всю дальнейшую жизнь передвигался на костылях . Воспитывался сестрой матери, работавшей воспитателем в поселковом детском саду. Из игрушек имел лишь карандаш и тетрадку, в связи с чем увлёкся рисованием, вслед за братом отца, погибшим на фронте в первые дни войны . По причине ограниченности в движениях с детства отличался наблюдательностью и обострённым восприятием жизни, ещё больше пристрастился к рисованию, в частности, начав копировать картины классиков из журналов .
После очередной операции в 1948 году был принят сразу во второй класс школы, а в дальнейшем благодаря отцу три года отучился на заочных курсах рисунка и живописи при в Москве , которые окончил в 1957 году . В том же 1957 году во время учёбы в 9-м классе школы вместе с семьёй переехал в Казань , куда перевели его отца-военнослужащего . Окончив десять классов школы, где не добрал одного балла до получения медали , в 1960 году поступил в Казанское художественное училище , которое окончил в 1964 году с отличием . Учился у , В. И. Куделькина , , , . По совету своего друга И. М. Ханова в 1964 году поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина , где специализировался на отделении станковой живописи по курсу мастерской Е. Е. Моисеенко . Учился самозабвенно, получал награды на конкурсах, окончив институт в 1970 году и защитив с оценкой «отлично» дипломную работу «Сельская новь» на тему электрификации с присвоением квалификации художника-живописца и педагога .
Вернувшись в Казань по распределению и из-за семейных обстоятельств, в 1970—1983 годах работал в Татарском художественном фонде . Член Союза художников СССР и РСФСР с 1974 года . В 1983 году стал членом правления . В 1986 году избран на пост заместителя председателя правления Союза по культурной и шефской работе, был членом Выставочного комитета Республики Татарстан . Пользовался популярностью как художник, выполнял большое количество заказов, в ходе работы получил персональную творческую мастерскую, а также квартиру . За годы борьбы с болезнью и утверждения в искусстве выработал в себе значительную силу воли, трудолюбие и дисциплину. Активно занимаясь общественной работой, заслужил признание товарищей-художников, был доброжелателен к коллегам, скромен и самокритичен . Официально не являясь педагогом, стал учителем для многих татарстанских художников, в том числе и для своего сына .
С 1970 года неоднократно принимал участие в республиканских, зональных, всероссийских, всесоюзных, межрегиональных, передвижных, международных выставках . В 1998 и 2018 годах в Казани также прошли персональные выставки Скобеева вместе с его сыном . Произведения находятся в коллекциях Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан , , Самарского областного художественного музея , Чувашского государственного художественного музея , , , Национального культурного центра «Казань» , в различных частных коллекциях, как в России, так и за рубежом . В 1980 году стал заслуженным деятелем искусств Татарской АССР , в 1986 году — народным художником Татарской АССР , а в 2008 году удостоен звания заслуженного художника Российской Федерации . В 2018 году отметил 80-летний юбилей .
Валерий Николаевич Скобеев скончался 29 июля 2022 года в Казани в возрасте 83 лет . Прощание прошло у Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан , похоронен был Скобеев на Юдино , рядом с женой .
Войдя в искусство в 1960—1970-х годах, Скобеев внёс серьёзный вклад в развитие исторической живописи Татарстана , с самого начала проявив себя талантливым художником . Он стал одним из ведущих живописцев республики в области сюжетно-тематической картины , продемонстрировав требуемые в этом жанре масштабность мышления и разносторонность дарования . Находясь в рамках советского искусства , он и в годы соцреализма следовал своему неповторимому индивидуальному стилю , отличаясь оптимизмом и эмоциональностью, обострённым чувством ответственности за свой труд . В процессе поиска новых путей для живописания революционной темы одной из первых работ у Скобеева после его возвращения в Казань из Ленинграда стала картина «Маёвка» (1971), которая, однако, оказалась несколько неудачной. В частности, по отзывам критики, выразительность полотна была нарушена слишком жёсткой живописной формой, схематизмом и условностью как всей композиции, так и отдельных образов участников маёвки, тревожных, напряжённых, сбившихся в тесный кружок .
В лучших работах Скобеева видно романтическое начало, стремление к утверждению идеала, гармонии между человеком и окружающим миром, что сочетается с символико-аллегорическими путями раскрытия таких образов . Первой значительной работой художника стала картина «Дорога» (1972), которая своей романтической приподнятостью, метафоричностью, ощущением ликующей радости и счастья жизни сразу привлекла внимание зрителя . Как итог поисков романтического возвышенного идеала на полотне дано наполненное символизмом изображение молодой семьи в пути. Пара идёт широким шагом по дороге, под их ногами стелется розоватого цвета пыль. Жена несёт в руках молодой саженец дерева, так же бережно, как муж держит их маленького сына . При том, что такой сюжет не нов, достоинства полотна, по оценкам критиков, заключаются в выразительной пластической и психологической трактовке образов, в мажорном цветовом настрое . Под влиянием К. С. Петрова-Водкина Скобеев с крутого поворота дороги живописует всю Землю с её деревнями, фермами, пастбищами, нивами, серебристыми реками и золотистыми далями как обобщённый образ прекрасного мира, разумно организованного и облагороженного трудом .
Одним из первых Скобеев принял участие в «камазовской» и «нефтяной» творческих группах художников, созданных для работы на передовых объектах коммунистического строительства, в чём стремился наиболее полно выразить возможности социалистического реализма . Так, ещё более ярким полотном художника стала работа «Комсомольская молодёжная» (1972), написанная в составе творческой группы «Нефть Татарии» . С этой работой Скобеев по-настоящему начал свой творческий путь в искусства Татарстана . Материал для картины был почерпнут художником в , весь первый план произведения занимают освещённые солнцем нефтяники , а колорит отличается большей «звонкостью» по сравнению с «Дорогой» . Уйдя от конкретности пейзажа, типажей и портретов своих героев, художник романтически обобщил индустриальный мир с его яркими красками стали, бетона, спецовок и касок, дав образ современного рабочего класса в лице весёлых и энергичных, сплочённых в дружную бригаду парней . Как и его молодые современники, Скобеев вообще уделял сравнительно мало внимания пейзажу, однако фон в его работах играет важную роль .
Как упорный и увлечённый художник, Скобеев показал себя мастером картины исторической и военно-патриотической тематики, о труде, строительстве, жизни рабочего класса, комсомоле и молодёжи . Новым его достижением в производственной теме стала работа «Чайки над Камой» (1974) , с большим успехом экспонировавшаяся на зональной, республиканской и всесоюзной выставках . Красивые белогрудые чайки, летящие над рекой, тут соседствуют с юными монтажниками КамАЗа , поднятыми высоко над землёй грандиозной новостройкой, и вся атмосфера картины наполнена музыкой линий, цвета . По оценкам критики, эта работа — не документальный репортаж со строительной площадки, а песня о смелых людях, достигших неба, о молодых героях нового мира, о высоком парении человеческой мечты , настоящая изобразительная поэма о красоте труда, радости созидания и счастье жизни , достойная пера Э. Хемингуэя . Мирный повседневный труд, поднятый до уровня исторического события, нашёл своё воплощение и в работе «Хлеб» (1985), где две фигуры, занятые первозданным трудом — сбором хлеба, вырастают до образов библейских Адама и Евы , перекликаясь с классическим искусством .
Строительная, камазовская тема вообще стала для Скобеева определяющей в течение ряда лет , тут особенно ярко раскрылся интерес художника к символико-аллегорическим образам . Небольшая картина «Стройбат» (1975) оказалась удивительно ёмкой как по гамме лёгких, светлых тонов, так по и художественному решению, насыщенному задором и юмором — образы молодых солдат, строящих школу, тут перекликаются с забавными мальчишками, которые также заняты строительством, только игрушечным . Полотно «Студенческая песня» (1979) дышит живым дыханием камазовской стройки. Изображённая там группа молодых строителей, дружно шагающих с лопатами за плечами, как будто увлекает зрителя за собой — своей динамикой, эмоциональностью, естественностью и искренностью образов . Работа «Металлурги КамАЗа» (1979) выполнена в другом ключе, в более строгом и суровом стиле. Холст насыщен горячими тонами, герои погружены в напряжённый труд, их позы красноречивы и динамичны, но и тут Скобеев добился естественности момента, весомости, плотности изображения .
Приподнятостью образов, монументальностью композиции отличаются картины Скобеева на военную тему — «Дороги войны» (1970), «Зоя» (1971), «Эхо солдатской славы» (1980), «Эхо прошедшей войны» (1985) . Триптих «Русское поле» («Прощание», «Июнь 1941 года», «Эвакуация»), созданный в 1980 году, по оценке критики проникнут такой остро щемящей болью за попранную фашистами мирную жизнь, что кажется, будто Скобеев сам участвовал в событиях Великой Отечественной войны , о которых рассказывает . Вслед за Х. А. Якуповым , начиная с 1950—1960-х годов многие татарстанские художники стали обращаться к образу поэта-героя М. Джалиля , его подвигу в нацистских застенках. Свой вклад внёс и Скобеев, написавший на эту тему пять картин, первой из которых стала работа «У памятника М. Джалилю» (1972) . Общественным признанием идейно-воспитательного значения живописи на историческую и современную тему стало присуждение Скобееву в 1976 году Премии комсомола Татарии имени М. Джалиля , в том числе за работы, посвящённые поэту-герою .
Картина «Джалиль» (1975) даёт особенно выразительное, эмоциональное и при этом обобщённое решение образа поэта . Историческая основа полотна предельно конкретна — герой изображён за колючей проволокой лагеря для военнопленных, под серым небом, каким, как кажется, оно было в июне 1942 года на болотах под Волховом , где раненый Джалиль был взят в плен . При этом работа лишена каких бы то ни было бытовых подробностей, а имеющиеся детали имеют символический, а не описательный характер. Так, жест поэта воспринимается скорее как символ боли, а не признак ранения; скрученная проволока — это символ неволи, а не реальная ограда; а залетевшая птица — парафраз стихотворения Джалиля «Пташка», созданного им в плену. Так художник раскрывает внутреннюю возвышенность своего героя, чему способствует и прозрачность палитры, холодновато-серебристая красочная гамма, строгая цветовая собранность полотна, которая соответствует образу кристальной, родниковой чистоты души .
Поэтической атмосферой наполнен и «Лирический портрет М. Джалиля» (1981) , где вокруг фигуры поэта воспроизведены различные эпизоды его жизни . В центре картины – молодой и полный силы Джалиль, чей талант буквально расплескался по всему холсту — он в ярком майском празднике, в архитектуре Болгара , вдохновившей поэта на создание оперы « Алтынчеч », в весеннем ветре, плывущем над Казанью . Рядом с поэтом изображена и его маленькая дочь Чулпан . Джалиль, окрылённый поэтическим вдохновением, стоит перед широко раскрытым окном, своей широкой грудью он будто защищает не только своего ребёнка, но и страну сказочного детства и безопасности перед лицом грядущей войны . Стремление отобразить духовный мир поэта получило своё развитие в многослойной структуре картины, внушающей зрителю протяжённость и непрерывность восприятия, вдобавок к наклону, создающему чувство головокружения, ощущение реальной среды, подвижной и текучей . Страницы произведений Джалиля и цветы, мысленно возносимые к подножию его памяти, воплощают судьбу поэта, тогда как обобщение разновременных событий служит олицетворением поэзии, родной ему стихии, чему вторят динамизм и гибкость композиции .
Близкими к полотнам военной тематики являются такие работы, как «Совет у В. И. Ленина» (1977), «Протест казанских студентов с участием В. Ульянова» (1981), «Рождённая революцией» (1983), посвящённые тематике Октябрьской революции . Первая картина представляет интерес как значительный вклад довольно молодого художника в лениниану , будучи основанной на реальном историческом факте. На полотне изображены В. И. Ленин , Г. Г. Ибрагимов , М. М. Вахитов , собравшиеся в 1918 году в ленинском кабинете в Московском Кремле обсудить Татаро-Башкирской автономной республики . Карта России, документы на столе, книжная полка — всё это озарено утренними лучами солнца, такой же теплотой отличаются лица героев и их отношения. Фигура Ленина показана динамично, знакомым жестом руки он в красках описывает устройство новой республики. Ибрагимов, поданный как революционер-просветитель, отражает в себе понимание простым народом сложившейся политической реальности. Достойным психологическим завершением картины является образ Вахитова, испытанного бойца, верного революционным идеалам и уверенного в прекрасном будущей своей нации. В поведении персонажей видно желание как можно быстрее решить вопрос национальной государственности, чувствуется заметное напряжение, ведь уже идёт гражданская война и ощущается угроза иностранной интервенции , что в конечном счёте и помешало состояться этому решению .
При этом, по оценкам критики, творчество Скобеева нельзя назвать ровным, ему порой изменял вкус, некоторым его работам свойственны мелочная бытовая описательность или же салонная красивость и абстрактный идеализм, как, например, на полотне «Формовщицы. Стержневой цех КамАЗа» (1979) . Не все работы оказались равноценными, за что художник подвергался критике . Начав с поэтичных, приподнятых над обыденностью работ, воплощающих национальные идеалы и мечты народов, в дальнейшем его картины приобрели некоторую слащавость, пасторальность, апеллирующую, по словам С. М. Червонной , к мещанской сентиментальности . Стремясь показать взаимосвязи народности и интернациональности в художественных образах, Скобеев несколько спешил, опережая сегодняшний день, — некоторые его герои прекрасны, сравнимы с древними богами, но в то же время живут в стороне от человека, им как будто не хватает аутентичности и теплоты . Однако вскоре в творчестве художника полностью восторжествовала тенденция раскрытия в изобразительном искусстве правды и поэзии реальной жизни, проникновенного лиризма, любви к человеку, чему примером служит работа «У озера» (1979—1980) . На этом полотне красота молодой женщины, возникшей сказочным видением в лунном свете среди камышей, дополняется забавным образом девочки с куклой в руках. Органично сочетая лирику и юмор, художник поднял благородную тему материнства до философского обобщения, вдохновенной поэтизации ценностей мирной жизни .
Середина 70-х годов. Имена героев войны, героев труда были у всех на устах, пользовались безраздельной любовью и благодарным вниманием людей. Любовь и благодарность — самые высокие чувства. Где источник этого? Убеждён — в детских душах. Нет особого труда, чтобы посмотреть вокруг и — вдруг — увидеть почти готовый сюжет картины. Так и было, когда увидел девочку у цветущей яблони, из окна автобуса посмотрел на строительство солдатами здания школы и детей, играющих на песке. Было принято в те годы отмечать те дома сельчан, в которых жил погибший на войне солдат, звездой. Таких домов, возле которых играли на завалинках дети, было много. Видел детей, играющих возле сруба из золотистых брёвен. А какие чувства приходят, когда видишь детское лицо на фоне новогодней ёлки? Мимолётность детства сравнима с одуванчиком на ветру. Вот и была написана серия картин о детстве. С большим удовольствием писал портреты поэтов, в стихотворениях которых живёт ребёнок. Картины о детстве — мой итог 70-х годов. В творчестве это, по сути, ключ к себе. Валерий Скобеев о себе и своём творчестве, 2018 год .
В числе других значительных произведений историко-бытового жанра критикой выделяются такие картины, как «Уголок мастерской художника» (1970), «Детство» (1978), «Надежды хлебороба» (1982), «Хлеб» (1985), «Семья» (1985), «Предчувствие» (1990), «Журавли возвращаются» (1992), «В созвездии Орфея» (2001) . Удачным вышел «Портрет мастера плавильного цеха КамАЗа В. Алексеенкова» (1979), в котором художник продемонстрировал своё умение точно отобразить черты своего современника, молодого рабочего — его интеллектуальность, внутреннее достоинство и некоторую импозантность, наравне с продуманной композицией, чёткостью рисунка, свежестью мироощущения . Портрет вообще занимает большое место у художника, он близок к тематической картине своей философской глубиной и метафоричностью . Сам Скобеев указывал, что в его творчестве имеет начало «неоконченный портрет эпохи» , а стиль творческого изложения сформировался в намерении «показывать героя на фоне его достижений, жизненных обстоятельств, а не просто на чистом фоне» . Особенно выделяется значительный цикл портретов российских и татарстанских поэтов, писателей, бардов, музыкантов, театральных и общественных деятелей , как, например, картина « Звезда по имени „Солнце“ . В. Цой » (2011) .
Инициатива в направлении Скобеева в портретное русло принадлежит М. Х. Салимжанову и , режиссёру и директору Татарского академического театра имени Г. Камала , а также , директору Татарской государственной филармонии имени Г. Тукая , чьей идеей было создание галереи классиков татарской национальной культуры . Портрет народного артиста СССР Ф. Халитова (1973) отличается красноречивостью позы и поворота головы актёра, в точно воспроизведённом выражении лица виден взрывной темперамент его личности, а остро-эмоциональный характер персонажа неотъемлем от тёплой цветовой гаммы работы . Критикой отмечены также такие портретные работы, как «Рождение оперы „Алтынчеч“» (1986, 2005), « Сергей Есенин , последний поэт деревни» (1995), « Ренат Харис . Страницы поэзии» (1998), «Звезда Владимира Высоцкого » (1990—1997, 2003), «Портрет Николая Рубцова » (2006), « А. И. Куприн . Страницы жизни» (2008), «Война и мир в музыке Н. Жиганова » (2008), « Фатых Карим . Последнее письмо с фронта» (2009), а также монументальное полотно «Золотой век музыки Татарстана» (2009) памяти С. Сайдашева , Ф. Яруллина , Р. Яхина , которое завершило цикл, посвящённый творческой интеллигенции Татарстана .
Ряд картин Скобеев посвятил татарскому поэту Г. Тукаю , написал несколько его портретов , решённых в академическом стиле . Критикой выделяются такие работы, как «Тукай. Начало века» (1986), «Портрет Г. Тукая» (2007), «Г. Тукай» (2009) , а также «Г. Тукай в кругу друзей» (2016) . Полотно «Тукай. Начало века» представляется наиболее серьёзной работой, обладающей некой магнетической силой и доставляющей эстетическое наслаждение из-за углублённого раскрытия связи поэта-демократа с породившей его исторической эпохой. Фигура Тукая отличается динамизмом, он изображён как нетерпеливый человек, на ходу просматривающий свежий номер газеты, остро интересующийся политическими и культурными новостями, событиями классовой борьбы, в которой сам принимал активное участие. В композиции целостно и исторически достоверно запечатлены виды старой Казани, национальный колорит, предгрозовое дыхание революционного движения. Не выделяясь яркими красками, цветовая гамма работы соответствует суровости объекта изображения и выдержана в серых тонах. Таким образом, по оценкам критики, данная картина Скобеева относится к числу лучших работ о Тукае благодаря глубине выраженного образа, высокой культуре рисунка, композиции и колорита .
Также Скобеев является автором лирических пейзажей («Весна», 1982), натюрмортов , графических произведений в стиле монотипии и карандашного рисунка (серия «Кузнецы», 2008), произведений в жанре обнажённой натуры («Натурщица», «Модель» — 1968) . Графику, которая есть у любого художника, он полагал не имеющей самостоятельного значения, гораздо больше уделяя внимания своим рисункам, наброскам, вариантам как необходимому условию для работы над живописной картиной . Также выполнял заказной семейный и персональный портреты, уделяя значительное внимание сходству, рисунку, композиции, профессионально подходя к образу . Скобеев отмечал следующее: «Для меня любая картина — высокая цель, требует оригинального решения» . Сам он в числе любимых художников отмечал П. Сезанна , А. Модильяни , Е. Е. Моисеенко . До последних дней Скобеев активно и ярко выражал свою точку зрения на вопросы искусства , своим оружием и критерием изображения считал то, что искусство должно нести красоту и добро . Также он коллекционировал книги по искусству, играл на домре и мандолине .
Жена — Нина Леонидовна (1941—2012), учитель дошкольного воспитания детей . Сын — Виталий (р. 1968), художник , выпускник Казанского художественного училища (1987) , заслуженный деятель искусств Республики Татарстан (2019) . Внук — Александр (р. 1992), художник , выпускник КХУ (2012) .