Interested Article - Васильев, Константин Алексеевич

Константи́н Алексе́евич Васи́льев ( 3 сентября 1942 , Майкоп , Адыгейская автономная область 29 октября 1976 , Васильево , Татарская АССР ) — советский художник , известный своими работами на былинно - мифологические темы.

Биография

Родился в Майкопе ( Адыгейская АО ) во время немецкой оккупации города. Отец художника Алексей Алексеевич Васильев был главным инженером одного из заводов , а во время войны — активным участником партизанского движения. После войны его направили налаживать производство на Васильевском стекольном заводе, в посёлок Васильево под Казанью.

Воспитанием детей (Константина и его двух сестёр) занималась мать, Клавдия Пармёновна, которая собрала дома хорошую библиотеку и познакомила детей с шедеврами мировой культуры и искусства.

С 1949 года семья жила в посёлке Васильево . Константин рано начал рисовать, в 11 лет он прошёл конкурс и был зачислен в Московскую среднюю художественную школу-интернат при Московском государственном художественном институте имени В. И. Сурикова . В 1957 году перевёлся в Казанское художественное училище (1957—1961), которое окончил с отличием, получив специальность театрального декоратора. Его дипломной работой были эскизы к пьесе-сказке А. Н. Островского « Снегурочка ».

Работал учителем рисования и черчения в средней школе, художником-оформителем. Творческое наследие Васильева обширно: картины, графика, этюды, иллюстрации, эскизы росписи церкви в Омске. Произведения начала 1960-х годов отмечены влиянием сюрреализма и абстрактного экспрессионизма («Струна», 1963; «Абстрактные композиции», 1963).

В конце 1960-х годов отказался от формалистических поисков, работал в реалистической манере.

Путь Васильева к известности началось со связей с деятелями из круга « Вече » — самиздатского журнала русских националистов , представившими его картины участникам националистической « русской партии », таким как Илья Глазунов , Юрий Мелентьев и др.

Васильев обращался к народному искусству: русским песням, былинам, сказкам, скандинавским и ирландским сагам, к «эддической поэзии». Создал произведения на мифологические сюжеты, героические темы славянского и скандинавского эпосов, о Великой Отечественной войне («Маршал Жуков», «Нашествие», «Парад сорок первого», «Тоска по Родине», 1972—1975).

Работал также в жанре пейзажа и портрета («Лебеди», 1967; «Северный орёл», 1969; «У колодца», 1973; «Ожидание», 1976; «Человек с филином», 1976). Автор графической серии портретов композиторов и музыкантов: «Шостакович» (1961), «Бетховен» (1962), «Скрябин» (1962), «Римский-Корсаков» (1962) и других; графического цикла к опере Р. Вагнера «Кольцо Нибелунгов» (1970-е годы).

Участник республиканской выставки «Художники-сатирики Казани» (Москва, 1963), выставок в Зеленодольске и Казани (1968-76). В 1980—1990-е годы состоялся ряд персональных выставок Васильева во многих городах России, а также в Болгарии , Югославии , Испании . Открыты Мемориальный музей в пгт. Васильево (1996), Картинная галерея в Казани (1996) и Музей Константина Васильева в Москве, в Лианозовском парке (1998). Премия комсомола Татарии имени Мусы Джалиля за цикл картин о Великой Отечественной войне (в 1988).

29 октября 1976 года Константин Васильев погиб — был сбит вместе с другом на железнодорожном переезде проходящим поездом . Похоронен в посёлке Васильево в берёзовой роще, в лесу, где он любил бывать . В дальнейшем пропагандой его творчества занимался ряд сторонников «русской партии» .

Творчество

Экспозиции Музея Константина Васильева в Москве, 2017

Сначала писал в жанрах абстракции и сюрреализма. Затем, после кризиса, пережитого им в 1968—1969 годах, сменил манеру живописи, заинтересовался искусством нацистской Германии , творчеством Фридриха Ницше и Рихарда Вагнера , развивал «арийские» идеи в живописи. В работах Васильева сочетались «арийские» языческие традиции и пафос норманнских и славянских дохристианских саг и былин. Ему были знакомы и основные «арийские» мифы .

Васильев разделял культ сильной личности, образы сверхчеловека и « арийского прошлого», «суровых северных богов», которые он пытался адаптировать к «изначальной Руси». Его эпические полотна наполнены воинственным духом и исполинской силой .

Картины Васильева сопоставлялись с обращением европейских националистов к «арийскому» духу, к индоевропейским мифологическим верованиям . Историк Л. С. Клейн писал, что раннее творчество Васильева в журнале « Вече » содержит заимствования из вагнеровского германизма .

Героика эпоса

Источником вдохновения для Васильева стали исландские саги . Он тщательно изучал их, делая пометки, из которых следовало, что основное внимание Васильева привлекали так называемые родовые саги, своего рода описание жизни замечательных исландцев IX—XI веков . Его привлекала мистика судеб: герои саг, как правило, погибали, чему предшествовали вещие сны и предзнаменования. Сила духа этих людей, ожидание гибели и готовность к ней стали темой, которую художник стал отображать.

В это же время Васильев познакомился с творчеством Рихарда Вагнера и специально изучил немецкий язык, чтобы понимать тексты его опер. Работая над картинами цикла « Кольцо Нибелунгов », Константин напевал арии Зигфрида , настраиваясь тем самым на нужную волну. Эта серия — собственное осмысление нравственной тематики эпоса Вагнера, а не просто иллюстрации к нему. Завершение графического цикла стало четырёхметровое полотно «Валькирия над сражённым Зигфридом», посвящённое опере « Гибель богов ». В ней Васильев не соглашается с вагнеровской трактовкой трагедии, когда герой становится жертвой страшной силы золота: его валькирия, как видение, спускается к Зигфриду на белом коне, призывая его подняться и возвратиться к подвигам.

Батальная живопись

В поисках героики в живописи Васильев не мог обойти тему борьбы советского народа с нацизмом. Его полотно «Парад 41-го» представляет это событие с необычного ракурса: взгляд направлен от Собора Василия Блаженного , поверх нарочито увеличенного Памятника Минину и Пожарскому . Это задаёт контрапункт между узнаванием картины знаменитого парада, с которого началась битва под Москвой , и символом народного сопротивления захватчикам. Парную к этой картину «Нашествие» Васильев сначала замышлял как батальную сцену борьбы тевтонов со славянами , однако после ряда переделок склонился к двум символам: мимо разрушенного остова Успенского собора Киево-Печерской лавры змеёй движется железная колонна завоевателей.

Затем художник воплощает в живописи два шедевра русской военной музыки: « Прощание славянки » и «Тоска по родине». Всегда ограниченный в средствах, на сей раз он выбирает крупную форму: каждая картина имеет длину до 2 метров. «Прощание славянки» художник намеревался переписать, для чего положил картину отмокать, из-за чего холст пострадал, так как был извлечён из воды уже после гибели Васильева.

Портрет маршала Г. К. Жукова замышлялся как начало серии образов великих военачальников, и выполнен в нарочито парадной манере. «Зная, что на эту традицию навешен ярлык „высокопарного духа“, что она обругана и всячески уязвлена, Константин не побоялся перешагнуть запретный рубеж», — пишет исследователь творчества Васильева А. И. Доронин . Легендарный маршал попирает ногами штандарты и знамёна поверженного врага, его шинель на плечах подобна крыльям, вознёсшим его к славе, а за его спиной видны руины разрушенного, но не поверженного Сталинграда, за которыми пылает огонь возмездия.

Свечи и светочи

К теме русской судьбы Васильев обратился ещё в конце 1960-х годов, работая над образами « Слова о полку Игореве ». Завершающим философским аккордом этой темы стала картина «Человек с филином», завершённая за несколько дней до гибели художника. В этой картине излюбленный предмет Васильева, свеча, превращается в символ-светоч, в облике старца он представляет мудрость человеческого опыта; своими корнями он словно врос в землю, а головой соединяется с небесами. В руке он держит сгорающий свиток с начертанным на нём псевдонимом художника «Константин Великоросс » и датой, ставшей годом его смерти: 1976. Из пламени и пепла пробивается росток дуба, изображённый наподобие нанизанных друг на друга цветков трилистника , символа мудрости и просвещения. Над ростком горит светоч, символ негасимого горения души. Над седой головой старик держит плеть, а на его рукавице восседает филин , чьё всевидящее око завершает движение вверх, к небу и космосу. Филин — птица, для которой не существует тайн.

Завершив «Человека с филином», Васильев сказал пришедшим навестить его другу и матери: «Я теперь понял, что надо писать и как надо писать». Через несколько дней его жизнь оборвалась.

Начатое Васильевым творческое направление в искусстве перекликается с пророчеством известного критика начала XX века Сергея Дурылина : «Единственный путь освобождения от тирании упадка в искусстве есть путь символизма как художественного метода, мифотворчества как плоти искусства» .

Память

Большая слава пришла к художнику через десятилетия после его безвременной смерти. В Казани в 1996 году была открыта его галерея, 26 июня 2013 года преобразованная в музей .

Музей в Москве

Музей Константина Васильева Москве на Череповецкой улице
  • Музей Константина Васильева расположен на севере Москвы недалеко от станции метро Алтуфьево. Учреждён в 1998 году по инициативе членов «Клуба любителей живописи Константина Васильева».

Музей в Казани

Галерея Васильева работала в частных помещениях с 1996 года, однако в 2011 году владельцы расторгли договор, и коллекция осталась без дома. Друзья художника и сотрудники музея обратились за поддержкой к деятелям культуры Татарстана, чтобы ходатайствовать перед руководством города и республики о предоставлении общественного помещения для музея. Идея была принята положительно: председатель правления Союза художников РТ Зуфар Гимаев подтвердил, что Казань и в России и за рубежом известна как город, где жил и творил художник Константин Васильев, а председатель Союза композиторов РТ Рашид Калимуллин предложил считать имя Константина Васильева брендом Казани, как имена Шаляпина и Нуриева . За создание музея высказались в Союзе писателей, Союзе архитекторов РТ, в Обществе русской культуры, обществах белорусской, украинской, славянской культуры и т. д. Наконец, мэр Казани Ильсур Метшин принял решение подобрать музею К. Васильева подходящее помещение, которое было найдено в самом центре города, на пешеходной улице Баумана, на пересечении с ул. Астрономической — дореволюционный дом Петцольда. После реконструкции, длившейся 2 года, внутри здания был создан современно оборудованный музей, в котором собрано 90 % произведений художника : к казанской части коллекции картин и графики добавилась московская, принадлежащая сестре художника Валентине Алексеевне Васильевой.

В музее создана мемориальная комната Константина Васильева, где помещены предметы обстановки, которые он использовал, мольберт, кисти. Под стеклом витрины лежит собственноручно написанное художником заявление современникам и потомкам: «Если мои картины не нужны Отечеству, то всё моё творчество следует признать неудавшимся» .

Другие знаки памяти

  • Музей Константина Васильева в посёлке Васильево
  • Малая планета (3930) Васильев , открытая в 1982 году, названа в честь художника.
  • Улица К. А. Васильева в городе Майкоп .
  • Улица К. Васильева в микрорайоне Павельцево города Долгопрудный

В неоязычестве

Васильев работал в узком кругу единомышленников-провинциалов, но его творчество сыграло существенную роль, оживив абстрактные идеи теоретиков русского неоязычества .

Работы Васильева пользуются популярностью в среде русского неоязычества. Так, среди иллюстраций к книге «Десионизация» одного из основателей русского неоязычества Валерия Емельянова были репродукции картин Васильева на тему борьбу русских богатырей со злыми силами, в частности, картина, подписанная в данном издании как «Илья Муромец побеждает христианскую чуму» .

Репродукции картин Васильева размещались в храме «Капище Веды Перуна» неоязыческого движения инглиизма и представлены в изданиях « Славяно-арийские веды », излагающих учение инглиизма .

Некоторые работы

  • «Валькирия над сражённым Зигфридом»
  • «Марш „Прощание славянки“»
  • «Марш „Тоска по Родине“»
  • «Вотан» («Один», 1969)
  • «Один с волками», (22.06.1969)
  • «У чужого окна», 1973
  • «Нечаянная встреча»
  • «Гуси-лебеди», 1967
  • «Плач Ярославны»
  • «Осень», 1973
  • «Лесная сказка», 1973
  • «Владыка лесов», 1970
  • «Рождение Дуная», 1974
  • «Рождение Дуная» (эскиз)
  • «Огненный меч», 1974
  • «Вольга Святославич», 1970
  • «Бой Пересвета с Челубеем», 1974
  • «Садко на дощечке кипарисовой», 1974
  • «Садко и Владыка морской», 1974
  • «Илья Муромец освобождает узников», 1974
  • «Бой со змеем», 1974
  • «Витязь», 1970
  • «Илья Муромец и голь кабацкая»,1974
  • «Авдотья-Рязаночка», 1974
  • «Гадание»
  • «Старец»
  • «Старообрядец»
  • «Северная легенда»
  • «Портрет Лены Асеевой»
  • «Портрет сестры Людмилы»
  • «Над Волгой», 1970
  • «Отечество»
  • «Горят пожары»
  • «Свияжск», 1964
  • «Свентовит»
  • «Достоевский, Фёдор Михайлович» (Масло)
  • «Маршал Жуков» (1974, холст, масло)
  • «Русалка»
  • «Лесная готика»
  • «Дар Святогора» (1974, картон, пастель)
  • «Вольга и Микула» (1974)
  • «Вознесение» (1963)
  • «Андрей Первозванный» (1964)
  • «Апостол» (1963)
  • «Струна», 1963
  • «Илья Муромец Сердится»
  • «Жница» (1966)
  • «Евпраксия» (1969)
  • «Северный орёл» (1969)
  • «Часовня» (1971)
  • «Великан» (1975)
  • «Ожидание» (1976)
  • «Человек с филином» («Велес», 1976)

Примечания

  1. , с. 5.
  2. , с. 229.
  3. , с. 248.
  4. Шемелов Станислав. от 22 мая 2023 на Wayback Machine . business-gazeta.ru. Газета «БИЗНЕС Online», Казань. 4 сентября 2022 года.
  5. . Дата обращения: 6 февраля 2021. 29 января 2020 года.
  6. Статья Олега Шорникова от 24 января 2021 на Wayback Machine . Опубликовано в журнале «День и ночь», номер 7, 2006; (журнальный вариант)
  7. .
  8. .
  9. , с. 109—110.
  10. , с. 123.
  11. Рашит Ахметов. // Звезда Поволжья : Независимая общественно-политическая газета. — Казань, 6 сентября 2012. 4 января 2019 года.
  12. Геннадий Пронин. (рус.) // Сайт Константина Васильева. — 2013. — Июнь. 4 сентября 2017 года.
  13. от 3 сентября 2017 на Wayback Machine . Новости Зеленодольска. 31.08.2017.
  14. . Дата обращения: 26 января 2016. Архивировано из 2 февраля 2016 года.

Ссылки

  • — неизвестная сторона художника

Литература

  • Доронин, Анатолий Иванович. Руси волшебная палитра. — М. : Молодая гвардия, 1992. — 252 с. — 30 000 экз. ISBN 5-235-00358-6 .
  • Доронин, Анатолий Иванович. Константин Васильев – художник по Зову Сердца // Константин Васильев : Золотая галерея русской живописи. Альбом. — М. : Арт-Родник, 2008. — ISBN 978-5-9794-0159-1 .
  • Клейн Л. С. Воскрешение Перуна : К реконструкции восточнославянского язычества. — СПб. : Евразия, 2004. — 480 с. — (Magicum). — ISBN 978-5-8071-0153-7 .
  • Митрохин Н. А. // Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры — Русское издание. — 2013. — № 2 . — С. 214—232 .
  • Сулейманов Р. Р. // Доклад на III всероссийской конференции по творчеству Константина Васильева (3 сентября 2017 года, Казань ) / Русская народная линия, 5.09.2017.
  • Тимофеев А. В. Константин Васильев. // Военно-исторический журнал . — 1989. — № 2. — С. 94—96.
  • Шнирельман В. А. . — М. : Библейско-богословский институт святого апостола Андрея , 2012. — xiv + 302 с. — ISBN 978-5-89647-291-9 .
  • Шнирельман В. А. . — М. : Новое литературное обозрение , 2015. — (Библиотека журнала « Неприкосновенный запас »).
Источник —

Same as Васильев, Константин Алексеевич