Гулиев, Фуад Халил оглы
- 1 year ago
- 0
- 0
Фуа́д Гаса́н оглы́ Абдурахма́нов ( азерб. Fuad Həsən oğlu Əbdürəhmanov ; 28 апреля [ 11 мая ] 1915 , Нуха , Кавказское наместничество — 15 июня 1971 , Баку ) — советский азербайджанский скульптор -монументалист. Народный художник Азербайджанской ССР (1955). Лауреат двух Сталинских премий (1947, 1951). Член КПСС с 1962 года .
Родился 28 апреля ( 11 мая ) 1915 года в городе Нуха (ныне Шеки , Азербайджан ) в семье государственного чиновника Гасана Джаффар оглы Абдурахманова. В 1929 году семья Абдурахманова переехала сначала в Евлах , позже в Баку , где арендовала двухкомнатную квартиру в Ичери Шехер , на улице Мамедьярова .
В том же году поступил в Бакинскую школу живописи. Позже учился в Санкт-Петербургской академии художеств ( Ленинград ) ( 1935 — 1940 ) у М. Г. Манизера . В 1934 году на выставке, посвящённой тысячелетию поэта Фирдоуси была представлена небольшая композиция Абдурахманова «Стрелок», вошедшая в постоянную экспозицию Азербайджанского национального музея искусств .
В 1938 году начинает работать над статуей Физули , тем открывая пантеон выдающихся поэтов и писателей Азербайджана, установленных в лоджии Музея азербайджанской литературы имени Низами Гянджеви . В художественной жизни республики конца 1930-х годов большое значение имели конкурсы на живописный портрет и памятник Низами Гянджеви, объявленные в связи с 800-летним юбилеем поэта. По итогам конкурса жюри поручило Фуаду Абдурахманову и архитекторам Садыху Дадашеву и Микаилу Усейнову дальнейшую работу над проектом. С установкой памятника Низами в Гяндже в 1947 году был определён художественный образ одного из интереснейших ансамблей Гянджи.
В 1949 году был установлен памятник Низами в Баку . Этот памятник является «культовым» не только в творчестве Абдурахманова, но и оказал огромное влияние на дальнейшее развитие азербайджанской монументальной пластики. В памятнике была удачно найдена масштабность самого памятника и постамента, имеющих соотношение 1:1,5, тем самым определив архитектурный образ одной из лучших площадей Баку.
Творческие интересы скульптора были многогранны, что можно заметить по его более поздним работам — образам героев СССР Гусейнбалы Алиева , Хыдыра Мустафаева , поэта Самеда Вургуна , композиторов Узеира Гаджибекова , Асафа Зейналлы , исторические портреты Кёроглы , Джаваншира , Бабека .
Cовместно с Токай Мамедовым и Омаром Эльдаровым был премирован на конкурсе памятника Авиценне для города Бухары .
Абдурахманов — первый азербайджанец, ставший членом-корреспондентом Академии художеств СССР (1949). Является одним из первых скульпторов Азербайджана, который обратился к работе с твёрдыми материалами.
Умер 15 июня 1971 года. Похоронен в Баку на Аллее почётного захоронения .
Создал портретный бюст В. И. Ленина (мрамор, 1955 , Музей истории Азербайджана , Баку ) и ряд других портретов.
Его произведения отличаются богатством и разнообразием творческих тенденций. Абдурахманов начал свой творческий путь с портретного жанра, изготовления бюстов-портретов деятелей культуры Азербайджана. Его первое монументальное произведение — памятник Физули — установлен на балконе Литературного музея. Фуад Абдурахманов является автором многих памятников, украшающих улицы и площади Баку — Низами , Самеда Вургуна , Мехти Гусейнзаде , «Освобождённой женщине», надгробного бюста генерала Ази Асланова .
Абдурахманов внёс значительный вклад в формирование и развитие азербайджанской монументальной и станковой пластики. По мнению одного из ведущего искусствоведов Азербайджана Джамили Новрузовой , Фуад Абдурахманов является основоположником азербайджанской монументальной скульптуры.
В честь Абдурахманова названы улицы в Баку и в Шеки, установлены мемориальные доски на зданиях, где проживал скульптор. Его имя носит Детская школа живописи в Шеки.