Interested Article - Карматы
- 2020-06-07
- 1
Карма́ты ( араб. قرامطة ) — крупное военизированное религиозно-политическое исламское течение , создавшее в 899 году утопическую общину в Бахрейне . Традиционно их отделяют от исмаилитов после того, как их лидер Хамдан Кармат не признал основателя Фатимидского халифата Убайдаллаха имамом и махди и ожидали пришествия истинного «сокрытого» имама Мухаммада ибн Исмаила (внука Джафара ас-Садика ).
Проблема определения
Среди учёных существуют разные версии, согласно которой, являлись ли карматы ветвью исмаилизма или наоборот, карматы — это «ортодоксальный исмаилизм», а исмаилиты Убайдаллаха аль-Махди — это их ветвь. По предположению арабиста Анри Ламменса , основным учением было именно карматское, а учение исмаилитов лишь его ветвь. Это предположение, вероятно, связано с письмами Низама аль-Мулька , под влиянием которого был и историк XIII века аш-Шатиби . Все трое могут при этом опираться на суннитского историка XI века аль-Ямана, который уверяет о том, что произошла встреча между Хамданом и основателем учения исмаилитов . Современные историки считают это невероятным. При этом в СССР было распространено прямо противоположное мнение, опирающееся на труды ат-Табари , Ибн ан-Надима , ан-Нувайри , аль-Макризи , Ибн Хальдуна , ан-Наубахти и др. Согласно ним, Хамдана обучил один из исмалитских миссионеров. Британский историк Стенли Лейн-Пул считал, что Фатимиды являются потомками карматов. Французский историк Луи Массиньон тоже называл всех исмаилитов карматами опираясь на то, что суннитские авторы называли карматами всех исмаилитов, включая их противников в лице Ибн Хаушаба и Ибн аль-Фадля . При этом есть и историки, которые вовсе отрицают связь между учениями. Среди них — британцы Бернард Льюис , Н. Тейлор, француз Ж. Руссо и русско-индийский историк В. Иванов . В частности по предположению первого между ними была слишком лютая ненависть для того, чтобы иметь что-то общее .
Этимология
Считается, что слово «Кармат» с высокой долей вероятности имеет арамейское происхождение. В источниках зафиксированы различные формы и значения: согласно ат-Табари его звали «Кармитах» («Красноглазый»); ан-Наубахти и Низам аль-Мульк приводят уменьшительное прозвище «Карматик». Существует и предположение, что его фамилия означает «Коротконогий» , в частности его высказывал де Гуе . По предположению советского пионера Владимира Иванова, это слово означало « крестьянин », либо «сельский житель» и имело не арабское происхождение . Традиционно считается, что последователи Хамдана получили своё наименование «карматы» именно от его фамилии и означает оно не более чем «люди Кармата» . Однако известно, что учёный-шиит из числа двунадесятников , умерший в 873/74 году, написал опровержение на карматские доктрины. Это означает, что либо Хамдан стал активным за несколько лет до даты, указанной в источниках, либо, наоборот, он взял свою фамилию от группировки, к которой примкнул, а не наоборот
Существуют и другие версии происхождения названия. Например, арабский историк Ибн аль-Джаузи приводит целых шесть версий. Он пишет, что основателя движения могли звать Мухаммад ибн Варрак ал-Мукармат (в связи с чем название является производной от его фамилии); основателя движения звали «Карматавайх», он был набатейцем из эль-Куфы ; Кармат — имя их первого лидера, гуляма Исмаила ибн Джафара ; один из проповедников поселился у некоего Кармита, и когда он отбыл, Кармит взял руководство на себя и дал движению своё имя; у одного из проповедников было прозвище «Кармита», которое для облегчения называли «Кармат»; имя движения является производным от нисбы его лидера Хамдана Кармата. Советский азербайджанский историк Джамиль Буниятов (сын З. М. Буниятова ) считает наиболее вероятным последний вариант .
История
В 887 году Ахмед, сын Ибн Меймуна Каддаха, послал в Иран даи (проповедника) Хусайна аль-Ахвази, и он обратил в исмаилизм погонщика Хамдана ибн аль-Ашаса. По происхождению Хамдан принадлежал к презираемому племени севадских набатейцев , состоявшему из крестьян и рабов. Вернувшись к своим землякам, он ловко и деятельно стал распространять среди них учение о грядущем избавителе, внушил, что обряды и всякие внешние религиозные предписания — излишни, и провозгласил, что исмаилитам Бог разрешает безнаказанно грабить имущество и проливать кровь своих противников мусульман . Карматы очень скоро разрослись в целое хищническое государство. Сам Хамдан верил, что он действует в пользу алидов , а не каддахов; убедившись в противном, он отрекся от доктрины и исчез куда-то бесследно. Но дело, начатое им, не остановилось. К секте присоединялись, во множестве, люди, недовольные социальными порядками.
В 890 году карматы основали в своем Иракском Севаде крепость Дароль-хиджре; оттуда в 899—901 годах они, благодаря даи Абу Саиду аль-Джаннаби , распространились в Бахрейне, где население состояло из людей презираемых. Арабские халифы чувствовали себя бессильными перед карматами, в течение трёх четвертей века являвшимися бичом Аравии , Сирии, Ирака и Персии; они грабили, уводили жителей в неволю, налагали выкупы и внушали панический страх.
В 930 году брат Абу Саида, Абу Тахир аль-Джаннаби , давно уже не дававший паломникам право проезда в Мекку , решил окончательно уничтожить хадж ; внезапно напав на Мекку, он произвёл страшную резню и похитил Чёрный камень . Только в 951 году святыня была возвращена мусульманам.
Карматы бахрейнские стояли к исламу ближе, чем севадские: принципиально они не отвергали Корана , а объясняли его иносказательно (отсюда их прозвище « батиниты », то есть аллегористы).
Конец
После поражения от Аббасидов в 976 году статус карматов упал, и постепенно соседи перестали платить им дань, и государство карматов стало сжиматься. После отпадения в 1058 году Бахрейна (под руководством ) и — почти одновременно — Эль-Катифa , карматы утратили денежные потоки и доступ к побережью и были вынуждены отступить в оазис Эль-Хуфуф . Но уже в 1067 году объединённые силы и сельджуков из Ирака осадили Хуфуф и после семи лет вынудили карматов капитулировать .
В Бахрейне и восточной Аравии карматов заменила династия Мавераннахре были поглощены Фатимидами или исчезли . Последнее упоминание относится к 1050 году ( Насир Хосров ), хотя Ибн Баттута , посетивший Катиф в 1331 году, описывает живущих там радикальных шиитов , которых Хуан Коул отождествляет с исмаилитами .
, к середине XI века карматы в Иране, Ираке иПримечания
- Комментарии
- Так их называли другие историки. Сами члены движения предпочитали именование «раб Аллаха, руководимый Им, получивший помощь Аллаха, поборник религии Аллаха, стоящий за приговор Аллаха» («Абд Аллах ал’махди ал-мансур баллах ан-насир лидиниллах ал-ка’им би амриллах»). Это связано с тем, что другие мусульмане использовали его как синоним слов «обманщик», «мерзкий» или «мошенник» .
- Источники
- , с. 44—46.
- ; , pp. 107—108.
- , с. 41.
- , с. 40—41.
- ; , p. 108.
- , p. 660; , p. 108.
- , с. 40.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1895. — Т. XIVa. — С. 556—557.
- Larsen, Curtis E (1984), Life and Land Use on the Bahrain Islands: The Geoarchaeology of an Ancient Society , University Of Chicago Press, p. 65
- Farhad Daftary, The Assassin Legends: Myths of the Isma’ilis , IB Tauris, 1994, p20
- Ibn Battuta (1964), Rihla ibn Battuta , Beirut, Lebanon: Dar Sadir, pp. 279—80
- Cole, Juan (2007), Sacred Space and Holy War , IB Tauris
Литература
- Прозоров С. М. // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров . — М. : Наука , ГРВЛ , 1991. — С. 132-133. — 315 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-02-016941-2 .
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1895. — Т. XIVa. — С. 556—557.
- Буниятов Дж. З. / редактор Э. Р. Агаева. — Б. : Элм , 1988. — 124 с. от 19 марта 2022 на Wayback Machine
- Ализаде А. А. // . — М. : Ансар , 2007. — С. 418. — ISBN 978-5-98443-025-8 . (CC BY-SA 3.0)
- Карматы / Петрушевский И. П. // Италия — Кваркуш. — М. : Советская энциклопедия, 1973. — ( Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 11).
- Daftary Farhad . / foreword by Wilferd Madelung. — 2nd revised ed. — L. : Cambridge University Press , 2007 [1990]. — 800 p. — ISBN 05-216-1636-0 . — ISBN 978-0-521-61636-2 . (англ.)
- / Madelung W. , Halm H. // Encyclopaedia of Islam . THREE : [ англ. ] . — Leiden : Koninklijke Brill , 2016. — ISSN . (платн.)
- / Madelung W. // Encyclopaedia of Islam . 2nd ed : [ англ. ] : in 12 vol. / edited by C. E. Bosworth ; E. van Donzel ; B. Lewis & Ch. Pellat . Assisted by C. Dumont, and Miss M. Paterson. — Leiden : E.J. Brill , 1997. — Vol. 4. — P. 660–665. (платн.)
- 2020-06-07
- 1